Новые впечатления о старых знакомых. Выставка пожарно-спасательной техники

Новые впечатления о старых знакомых. Выставка пожарно-спасательной техники

img
Даже тридцатиградусная жара не помешала москвичам и многочисленным гостям столицы побывать в музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ, где прошла выставка «Первые в борьбе с огнем. История пожарной охраны». В основе экспозиции - аварийно-спасательный транспорт конца XIX - начала XX веков.

 

Пожарный автомобиль… Ярко красное чудо смотрело на меня с витрины главного детского магазина Советского Союза - «Детского мира». Выдвижная лестница на поворотной платформе, боковые опоры, инерционный двигатель. Мечта всех мальчишек! Давно это было, но впечатления детства незабываемы. Однако  игрушки игрушками, а в самой жизни разве не привлекали к себе внимание мчащиеся под звуки сирены пожарные машины? Всегда такие чистенькие, блестящие как на параде. И только много лет спустя пришло понимание всей сложности и ответственности действий пожарных, сквозь огонь идущих на помощь людям.

Пожарная техника развивалась в строгом соответствии с теми технологическими решениями, которые предлагало время. В специальном издании А.Н. Николаева  «Пожарная книга. Постановления закона о предосторожностях от огня» (1875 г.) читаем:

«Пожарная труба есть усовершенствованное видоизменение всем известного, всасывающего водяного насоса, или просверленного насквозь бревна, которым, посредством опускания и поднимания коромысла, т. е. рукояти, приводящей в движение вставленной во внутренность бревна и плотно прилегающий к ней поршень или пробку, - накачивается из колодцев, рек и проч. вода. Всасывающий насос соединяется в пожарной трубе с другим, нагнетательным насосом, и потому, для полного изучения устройства и действия пожарной трубы, необходимо прежде ознакомиться с устройством и действием всасывающего и нагнетательного насосов, из которых она состоит».

От ручной пожарной трубы, парового насоса пожарная техника прошла длинный и тернистый путь. «Бочечный ход» сменили  самые первые автомобили. И вот ведь что интересно: практически каждый образец технического средства для пожаротушения выполнялся с какой-то изюминкой, с любовью.

Элементы украшения есть даже на самых простых ручных насосах. С появлением пожарных автомобилей их создатели и производители стали активно применять декоративные детали, штамповку, различные надписи, рисунки на кузове. Пожарный колокол обязательно блестел не только в лучах солнца, но и при свете фонарей.

Утверждают, что первый российский пожарный автомобиль был построен в 1904 году на санкт-петербургской фабрике Петра Фрезе.  Машину купила Александро-Невская пожарная часть, и в тот же день опробовала новую технику на тушении пожара. Автомобиль с боевым расчетом прибыл к месту пожара на четверть часа раньше конных экипажей!  Новая эра пришла в пожарную охрану.

Один из первый пожарных автомобилей Санкт-Петербурга

В Москве первый выезд пожарного автомобиля зафиксирован летом 1907 года.

Попытки создать «отечественный автопром» в самом начале XX века не увенчались успехом. Автомобильное производство на Русско-Балтийском вагонном заводе не отличалось своим масштабом и не могло удовлетворить все потребности империи. Выпуск автомобилей, в том числе и пожарных, носил штучный характер. Начавшаяся война, а потом и революционный события поставили точку в развитии российского автомобилестроения.

Выход был один – использовать зарубежную автотехнику. Даже в том случае, когда она не была специализированной. Для борьбы с огнем началось восстановление и переоборудование старых списанных грузовиков под пожарные машины.

По разным оценкам к середине 20-х годов в Москве было порядка 30 пожарных автомобилей, что крайне недостаточно для столичного города с плотным населением. Не решил вопрос и открытый в 1925 году завод «Автопромторг», специализирующийся на производстве автомобилей для нужд города.

В российской коллекции пожарных автомобилей представлена британская модель Dennis G-Type 1929 года.

Британская фирма на протяжении почти всего XX века занималась производством коммерческих автомобилей – грузовиков, самосвалов, цистерн, мусоровозов. Одной из главных позиций было и производство пожарных автомобилей.

Особенность этой европейской конструкции – заднее расположение насоса.

В американских пожарных автомобилях American-LaFrance, Seagrave и других насос располагался позади места водителя. Кроме того приемный и выходной штуцеры были разведены по разным бортам.

Пожарный автомобиль американца Рэнсома Эли Олдса полностью соответствует вышеизложенной концепции.

American-LaFrance – типичный американский автомобиль. Почти десятилитровый двигатель с шестью цилиндрами мощностью 100 лошадиных сил, насос, небольшая приставная лестница и ручные огнетушители – машина доставляет к месту пожара команду со скоростью до 120 километров в час.

На капоте нанесена надпись Belgium Gold Springs – название добровольной пожарной команды, основанной в 1949 году в Нью-Йорке и действующей по сей день.

В самом конце 20-х годов на вооружение пожарных поступила первая советская модель АМО-Ф-15. Позже  ее сменили новые мощные  автомобили на шасси легендарной «трехтонки» ЗИС-5.Со временем автопарк противопожарной службы прирастал машинами газодымозащиты, прожекторными установками, автомобилями связи и углекислотного тушения.

История отечественной пожарной техники интересна и познавательна. Показать ее полностью в одной экспозиции едва ли возможно. И все-таки на ВДНХ  была представлена и уникальная современная техника МЧС России: пожарные автомобили, специализированные мотоциклы, спасательные квадроциклы и снегоходы.

Среди экспонатов, размещенных в уличной зоне музея, можно было увидеть автомобиль первой помощи АПП-0,8-40 — машина предназначена для доставки спасателей к месту назначения и проведения пожаротушения; пожарный аварийно-спасательный автомобиль АСА — именно такие используются для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

 
При подготовке использован архив автора и открытые источники
 
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Теги