«Огненный князь» России. Часть II

«Огненный князь» России. Часть II

img
Не зря говорят: у каждого человека есть свое предназначение. Размышляя над судьбой «огненного князя» России Александра Дмитриевича Львова, приходит понимание – на роду у него написано: быть организатором. И каждый шаг, каждая ступень его биографии тому подтверждение. А многое ли мы знаем об этом человеке? Почему именно сегодня фигура князя Львова представляется особенно интересной? Попробуем разобраться.

Продолжение. Начало здесь

За строками поисковиков

Одно из величайших достижений современности – интернет с его уникальными возможностями. Набрал в строке поиска ключевые слова и получай целый вал информации. Создается впечатление, что здесь есть все или почти все. На самом деле, основная масса информационных материалов практически дословно повторяет одно и то же, в зависимости от умения и приличий копирайтера. С этой точки зрения все, что связано с именем князя Александра Дмитриевича Львова вполне умещается на полторы-две странички и гуляет по сотням сайтов (возможно и больше).

В первой части нашего описания мы говорили о том, что историческая фигура князя Львова заслуживает гораздо большего внимания, чем упоминания, короткие статьи в специальных энциклопедиях, да стандартный набор исторических фактов в учебниках и книжках по истории пожарной охраны и добровольчества.

Наконец,  в 2014 году появилась книга, где личность «огненного князя» показана во всей своей красоте, да, пожалуй, и полноте. Это книга Анны Анатольевны Забельской «Князь Александр Львов. Жизнь для ближнего» (Санкт-Петербург, типография «Полет», 2014)..


 
НАША СПРАВКА

Забельская Анна Анатольевна, журналист, историк. Автор книг «Стрельна — речка пограничная» (2008 год) и «Остров Стрельна» (2009 год), публикует статьи в газетах Санк-Петербурга, Ленинградской области и альманахе «Фонтанка» (издание Центральной Государственной публичной библиотеки им. В.В. Маяковского). Главное ее увлечение — работа в архивах и фондах Российской национальной библиотеки, изучение исторических парадоксов. Кроме истории России, интересуется историей Великобритании. Любимые писатели — Николай Гоголь и Чарльз Диккенс. Не смотрит телевизор, не читает газет. Отлично владеет компьютером и интернетом. Христианка. Девиз: «Никогда не сдавайся!».

В книге Анне Анатольевне удалось  не только собрать из самых разных источников множество интересных фактов из жизни князя Львова, но и показать его как человека активного, не равнодушного к тому, что происходит вокруг. Многочисленные примеры говорят о его недюжинных организаторских способностях.

«Жизнь для ближнего…»

«Жизнь для ближнего» — ключевая фраза, вошедшая в название книги, как нельзя лучше определяет социальную позицию Александра Дмитриевича Львова. Занимая высочайшие позиции в государственном табеле о рангах, являясь достаточно близким родственником  царствующей фамилии, он много сил и энергии отдавал заботе об окружающих его простых людях. Обратимся к фактам - известным и не очень.

Александр Дмитриевич Львов родился 4 марта 1863 года. Отец – князь Дмитрий Александрович Львов, флигель-адъютант Императора, мать – Александра Павловна – фрейлина Двора их Величеств и внучка Великого князя Константина Павловича (второго сына Павла I). Был крещен лично императором Александром II.

Представители дворянского рода Львовых тяготели к государственной службе. Однако, царедворец, камергер Александр Дмитриевич Львов, был чужд высокой политике. Он пошел по особой стезе, ставя себе целью защиту ближнего.

Сегодня можно только гадать, что именно так сильно подействовало на юного князя и заставило его на собственные средства заниматься организацией пожарной охраны, сначала в родовой усадьбе, а потом и во всей округе. Пожаров в то время было, действительно, много. Горели и столичные города, и, конечно же, деревни, оставляя на пепелищах сотни обездоленных людей.

«Частновладельческая пожарная команда» в Стрельне (близ Санкт – Петербурга) должна  была по плану создателя охранять от пожаров окраины столицы, на всем протяжении дачного побережья залива - от мызы Стрельна до Ораниенбаума.


НАША СПРАВКА
Мыза (эст. mõis, фин. moisio, латыш. muiža) — в Эстонии, Латвии и Ингерманландии — отдельно стоящая усадьба с хозяйством, поместье (швед. håff, немецкое нем. Gutshof). В России термин относился к петербургскому говору и употреблялся преимущественно в северной, западной и юго-западной части Петербургской губернии (Ленинградской области) — бывшей территории Ингерманландии, в настоящее время является устаревшим.

Первоначально команда состояла из восьми человек вольнонаемных пожарных служителей, а обоз – из трех ходов: один трубный и два бочечных. Хорошо  оборудованная и обмундированная пожарная команда князя Львова 11 июня 1881 года заступила на огненную вахту.

Уже на второй год существования Стрельнинской пожарной команды, на личные деньги князя перестраивались и расширялись здания пожарного депо, была устроена телеграфная сеть, были установлены 12 электросигнальных аппаратов, обновлялось и совершенствовалось снаряжение пожарного обоза.

Увлечение молодого князя пожарным делом вскоре переросло в осознанное профессиональное призвание. Он стремился к глубокому освоению  навыков огнеборца. Именно это обстоятельство заставляет молодого князя обратиться к брандмайору Петербурга Анатолию Петровичу Паскину с необычной просьбой: зачислить в состав пожарной команды. Чиновничьей волокиты в те времена, вероятно, было меньше, и  личным распоряжением самого брандмайора Львов был на общих основаниях зачислен как вольноопределяющийся служитель в Казанскую пожарную часть, считавшуюся тогда «образцовой».

Остается только попытаться представить себе князя, который, невзирая на свой высокий титул, наравне с нижними чинами части, с утра до глубокой ночи занимался строевой и караульной службой, уборкой помещений, уходом за лошадьми, чисткой каски, пояса и амуниции. Занимался чисткой паровой и заливных труб, становился рядом с пожарными служителями на утреннюю и вечернюю молитвы, плечом к плечу работал с ними на пожарах, старательно овладевая всеми приемами тушения огня.

Стрельнинская пожарная команда быстро получила широкую известность. Популярность князя А. Д. Львова как пожарного деятеля росла. С каждым годом увеличивалось число посетителей Стрельнинской пожарной команды с целью ознакомления с постановкой дела и принятыми в ней порядками. Князь часто сам лично командовал своей дружиной в борьбе с огнем. Опыт свой он изложил в брошюре «Обзор деятельности Стрельнинской частной пожарной команды».


Александр Дмитриевич считал, что важнейшим элементом развития пожарного дела должна стать пропаганда. А еще была и деятельность общественная в самом широком понимании. В биографической справке редактора журнала «Пожарный» брата Антона Павловича Чехова,  — Александра Павловича читаем:

«4 сентября 1883 года он (ред. – князь Львов) был определен почетным членом Стрельнинского братства для ближнего и членом Совета его, состоящего под покровительством Ея Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Александры Иосифовны. В том же году он был избран попечителем Стрельнинского сельского училища».

Приказом по Министерству внутренних дел от 10 декабря 1884 года князь А. Д. Львов определен почетным членом  комитета детского приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского и с 28 апреля  по 4 декабря 1885 года исправлял должность секретаря комитета.

22 июля 1887 года «за особые труды и заслуги по Стрельнинскому братству для ближнего, Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Станислава III-й степени», исправлял должность старшего члена комитета.

НАША СПРАВКА
Стрельнинское братство для ближнего существовало в Стрельне при Спасо-Преображенской придворной церкви с 1879 г. Первоначальная цель - денежная помощь нуждающимся. В результате к  1913 г. было выдано беспроцентных кредитов на общую сумму в 13735 руб. В 1886 г. в Стрельне был построен дом призрения для 40 бедных немощных женщин, позже при нем - церковь Св. Блгв. Александра Невского (сейчас на ее месте находится школа), затем часовня и колокольня в честь 300-летия Дома Романовых. Все создавалось на пожертвования, куда поступали денежные средств, земли, недвижимость, строительные материалы, с помощью безвозмездного труда архитекторов, врачей, священников, иконописцев.

Сегодня часто приходится слышать о необходимости различных социальных инициатив, вспоминают при этом имена богатых людей, меценатов. Александр Дмитриевич Львов в свое время тоже участвовал в таких инициативах. В 1890 году построил в селе Железцове, в своем родовом приходе в Перемышльском уезде Калужской губернии каменное здание для народного двухклассного училища, в память события 17 октября 1888 года (ред. -  крушение Императорского поезда). Здание это с полною классною обстановкою и учебными пособиями было передано в распоряжение местного училищного Совета.

За это пожертвование  «…Государь Император Всемилостивейше соизволил искренне благодарить его, князя Львова».

НАША СПРАВКА
Железнодорожная катастрофа, произошедшая 29 октября (17 октября - по старому стилю) 1888 года с императорским поездом на участке Курско-Харьково-Азовской железной дороги у станции Борки под Харьковом. Несмотря на многочисленные человеческие жертвы и сильные повреждения подвижного состава, в том числе царского вагона, сам император Александр III и члены его семьи остались живы. Спасение императорской семьи в официальной печати и в церковной традиции интерпретировалось как чудесное; на месте катастрофы был воздвигнут православный храм.

25 декабря 1890 года князь Всемилостивейше пожалован  кавалером ордена св. Анны III степени.  По случаю преобразования Комитета детского приюта в Попечительский совет, был утвержден действительным членом Попечительского совета. В  январе 1891 года Совет Императорского Русского Технического общества избрал князя Львова, как инициатора пожарной выставки, знатока пожарного дела и автора книги «Городские пожарные команды», членом организационного комитета этой выставки.

Кроме того, следует отметить, что князь практически всю жизнь был земцем – местным депутатом – гласным земского уездного собрания  Петергофского уезда, а осенью 1892 года, на очередном уездном земском собрании 29-летний Александр Дмитриевич был избран председателем Петергофской уездной земской управы. На этом благородном поприще князь прилагал немалые усилия по благоустройству уезда: от обустройства дорог, до развития сельских библиотек.

Среди отцов-основателей

Спустя 25 лет после основания пожарная дружина князя А. Д. Львова насчитывала уже 150 человек, 23 хода и духовой оркестр, которые входили в состав десяти отделений. При этом, развивая и совершенствуя собственную пожарную команду, Александр Дмитриевич думал еще и том, как добиться реального прогресса в развитии пожарного дела в целом по стране.

Еще в 1892 году, по инициативе князя Львова в Петербурге, в Михайловском манеже с успехом прошла первая в стане Пожарная выставка, на которой были представлены передовые для своего времени средства и способы пожаротушения. Среди прочих посетителей выставки были и Император с Императрицей. Позже, в 1897-1898 годах – на ладье «Первенец», в 1899 году – на специально оборудованном поезде по инициативе князя Львова и при его деятельнейшем участии были организованы передвижные выставки. Главной целью, которую они с успехом реализовали, было создание новых, обученных и оснащенных добровольных пожарных команд в самых отдаленных уголках страны.

В 1893 году по инициативе двух главных в Петербурге «ревнителей пожарного дела» князя А. Д. Львова  и графа  А. Д. Шереметева было создано соединенное (с 1898 года Императорское) Российское пожарное общество (ИРПО). Первым председателем Совета общества был граф А. Д. Шереметев. А с 13 мая 1894 по 1916 г.г. — князь А. Д. Львов, который почти четверть века возглавлял его, а фактически – руководил пожарным делом в стране.

Но и на этом не заканчивается деятельность князя на ниве борьбы с огнем. Здесь он задействует все свои силы: участвует в  съездах пожарных и страховых деятелей, международных пожарных конгрессах, занимается изданием пожарно-технической литературы, написанием учебных пособий. Его перу принадлежит книга «Городские пожарные команды», вышедшая в свет в Петербурге в 1890 году.  Александр Дмитриевич являлся бессменным главным редактором печатного органа ИРПО – журнала «Пожарное дело».

В 1897 году он встает во главе организации со звучным названием «Общество Голубого Креста» — первого общества взаимного страхования пожарных, созданного для оказания помощи пострадавшим пожарным и членам их семей.

Сколько бы еще всего мог сделать Львов для развития пожарного дела в стране, если бы… Но история, как мы понимаем, не терпит сослагательного наклонения.

Весной 1916 года А. Д. Львов по состоянию здоровья отошел от руководства ИРПО и уехал в Вологду. Откуда приезжал весной 1918 года на празднование 25-летия Всероссийского Пожарного общества – так называлось после 1917 года ИРПО. Общество осенью 1917 года объявило «пожары вне политики», и продолжало действовать до  ликвидации его в 1919 году.  В журнале «Пожарное дело» он продолжал числиться редактором до весны 1919 года – только писался просто А. Д. Львов, без «князя». В 1919 году Пожарное общество было распущено, издание журнала прекращено.

Дальнейшая судьба одного из главных «ревнителей пожарного дела» нашей страны, до сих пор доподлинно никому не известна. Есть версия, что «огненный князь» погиб в 1922 году. В конечном счете, так ли это важно… Главное другое - можно с уверенностью сказать, что дело его живет и не будет забыто в сердцах благодарных потомков. До сих пор издается главный печатный орган огнеборцев, рупор пожарного дела страны – журнал «Пожарное дело». Развивается и Всероссийское добровольное пожарное общество, которому в этом году исполняется 130 лет. Юбилейный год еще только начался, а потому мы еще не раз обратимся в своих публикациях к именам основоположников ВДПО, к их удивительным, особенно с точки зрения истории, делам.

 

При подготовке материала использованы различные открытые источники, http://www.pushkinlib.spb.ru/, https://ptm01.ru/lvov-a.d.
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества