Под взрывы мин и «фейерверк» боевых ракет

Под взрывы мин и «фейерверк» боевых ракет

img
8 апреля 1992 года возле поселка Балаовит близ столицы Армении - Еревана возник крупный пожар на складе боеприпасов 7-й армии Объединенных вооруженных сил государств-участников СНГ. Пожар начался на одном из складов боеприпасов, потом последовала серия взрывов, осколки и ракеты сыпались на жилые дома, создавая реальную угрозу для жизни населения жилых кварталов г. Абовяна и отдельных микрорайонов Еревана. Население пришлось срочно эвакуировать. Потушить пожар силами пожарных не удавалось.

Руководства Армении обратилось с просьбой о помощи к  Правительству Российской Федерации. Аварийно-спасательная операция была поручена недавно образованной Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям России. Аварийно-спасательную экспедицию в Армению возглавил заместитель Председателя ГКЧС России Юрий Леонидович Воробьев. Было принято решение тушение пожара осуществить на двух самолетах Ил-76ТД и Ил-76МД, второй из которых был оборудован специальными опытными емкостями - выливными авиационными приборами (ВАП), предназначенными для забора, транспортировки и слива воды или огнегасящей смеси. До этого самолеты, оборудованные ВАП, использовались единожды на пожарах в тайге Красноярского края в 1990 году.

Самолет Ил-76МД опытно-конструкторского бюро им. С.В. Ильюшина, для осуществления пожаротушения был подготовлен еще в России, в самолет загрузили ВАП, а чтобы сэкономить время в зоне пожара залили в резервуары воду.

9 апреля 1992 года с базы авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина в Жуковском вылетел экипаж Ил-76МД под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Игоря Рауфовича Закирова (в 1994 году ему было присвоено звание Герой Российской Федерации). После посадки в аэропорту Звартноц города Еревана на борт взяли штурмана, хорошо знавшего местность.

Первоначально была произведена разведка территории для определения интенсивности пожара и направления захода для сброса воды на склады. Условия полетов  и сброс воды затрудняли гористая местность, молниеотводные мачты на территории склада.

После посадки - заправка самолета водой, слаженная работа наземной бригады обслуживания самолета в аэропорту Еревана, позволила в кратчайшие сроки, обеспечить доставку воды к самолету и снова вылет, и сброс воды.

В течение суток было выполнено 5 полетов со сбросом воды для уничтожения очагов пожара в различных местах склада. Полеты проходили на малой высоте (в десятки метров), невзирая на опасность поражения осколками от взрывающихся боеприпасов. При каждом пролете в очаг пожара сбрасывалось порядка 40 тонн воды, и пожар был потушен.

Выполнение с хорошим результатом работы в Ереване позволило от экспериментального образца ВАП перейти к серийному производству.

«Впервые в истории спасательных операций пожарному самолету ставилась задача сбросить тонны воды с высоты всего лишь 30 метров(!) на горящие воинские склады, пролетев над территорией, которая непрерывно вела «обстрел» во всех направлениях из всех видов боеприпасов. «Русская рулетка» в чистом виде! Никто до нас не знал, что будет с горящим арсеналом, над которым распылят 32 тонны воды – взорвется все сразу или огонь затухнет и снаряды прекратят рваться.»

Из воспоминаний Владимира Маташина, фоторепортера газеты «Новые известия»

14 мая 1992 г. вспыхнул пожар, и раздались взрывы на складе боеприпасов Тихоокеанского флота, которые потрясли весь Владивосток. И вновь самолет Ил-76МД был задействован на тушение горящих флотских складов. При тушении пожара было выполнено 8 вылетов и сброшено на очаги огня 330 тонн огнегасящей жидкости. Пожар был потушен, что подтвердило эффективность использования самолета Ил-76МД для тушения пожаров на складах боеприпасов.

«Город буквально бомбили, удар был нанесен вероломно, без объявления войны… Взрывы, полыхающее пламя, свист разлетающихся болванок сразу давали понять, какую опасность таили в себе артиллерийские склады флота… Более половины всех запасов арсенала ТОФ (1155 вагонов пороха, патронов, гранат, снарядов и т.д.) погибло от взрывов и в огне».

Из газеты «Владивосток»

 

Применение ВАП

В конце 1988 года был спроектирован, а в начале 1989 года изготовлен экспериментальный образец выливного авиационного прибора (ВАП), состоящего из двух цилиндрических емкостей, вмещающих по 16000 л жидкости каждая. Для быстроты воплощения идеи в конструкции использовались стальные трубы, применяемые в магистральных газопроводах, с наружным диаметром 1220 мм и толщиной стенки 14 мм.

Проведенные летные испытания по определению устойчивости и управляемости самолета при сливе воды в различных сочетаниях (раздельно, залпом, с разным по времени открыванием емкостей на скоростях полета от 260 до 400 км/ч), подтвердили правильность выбранной концепции. Площадь поверхности орошения при последовательном сливе из двух баков составила 600 х 80 м, при скорости полета 280 км/ч и высоте слива 80 м. При сливе воды одновременно залпом из двух баков площадь составила 400 х 100 м. Концентрация жидкости на земле превышала 5 л на кв. метр в центре зоны сброса с постепенным уменьшением к периферии. Время сброса воды составило около 8 секунд.

Летом 1990 года появилась возможность испытать самолет с оборудованием ВАП на реальных пожарах в Красноярском крае. Тушение пожаров проводилось в тайге на равнине, холмистой местности (высота рельефа до 600 м) и в горах (высота рельефа до 2500 м). Сбросы воды ввелись по единичным (2-5 га) очагам пожаров средней интенсивности и по крупным пожарам (до 50 га). В ходе этой работы была разработана методика полета самолета при тушении лесных пожаров в районах со сложным рельефом местности. Большое внимание этим работам уделял Госкомитет СССР по чрезвычайным ситуациям (прежнее название МЧС).

Весной 1992 года произошли два пожара на воинских складах, где хранилось большое количество боеприпасов. В ликвидации их принимал участие Ил-76МД ОКБ им. С.В. Ильюшина, оборудованный ВАП.

Первый инцидент случился ночью 9 апреля под Ереваном. Начался пожар на одном из складов боеприпасов, за ним последовали серии взрывов. Поскольку склады располагались вблизи города Балаовит, то осколки снарядов и ракет сыпались на жилые дома. Население пришлось срочно эвакуировать. Сигнал о пожаре пришел в ОКБ утром, в начале рабочего дня. Необходимо было загрузить ВАП в самолет и залить в резервуары воду, чтобы сэкономить время в районе пожара. Около полудня самолет под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Игоря Закирова (в 1994 году ему было присвоено высокое звание Героя Российской Федерации) вылетел в Ереван с базы АК имени Ильюшина в Жуковском. После посадки самолета в аэропорту Звартноц (Ереван) пришлось уточнить обстановку в районе пожара и взять на борт штурмана, хорошо знавшего местность. Первый полет длился около часа: разведка территории, определение интенсивности пожара, направления захода и слив воды на склады. Заходы на сброс воды затруднялись не только гористой местностью, но и молниеотводными мачтами на территории склада. После посадки - заправка самолета водой за 10-12 минут и снова вылет. Во время второго вылета начались взрывы боеприпасов - пришлось повторить заход на сброс. Третий полет выполнялся уже в сумерках. Поздно вечером местные власти объявили населению, что пожар на складах потушен и можно возвращаться в свои жилища. На следующий день рано утром экипаж Ил-76 на вертолете Ми-8 выполнил облет складов. На территорию уже вошли воинские подразделения и начали работы по ликвидации последствий пожара. Этим же утром было выполнено еще два полета со сбросом воды для уничтожения оставшихся небольших очагов огня в различных местах складов. В полетах непосредственное участие принимали специалисты МЧС, в том числе и первый заместитель министра МЧС Ю.Л. Воробьев.

Прошло чуть больше месяца, и вновь — взрывы на воинском складе боеприпасов, но уже во Владивостоке. И снова ильюшинскому экипажу, но уже под командованием шеф-пилота ОКБ заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Станислава Близнюка дано задание срочно вылететь во Владивосток и принять участие в ликвидации пожара. По прибытии самолета на место, ранним утром следующего дня был выполнен облет складов на вертолете Ми-14, определена схема работы самолета. Задачу предстояло выполнить очень сложную. Склады находились среди гор высотой 300-400 метров, расположенных в виде подковы («Тигровая падь»). Заход на источник пожара был возможен только с одной стороны, но и здесь он осложнялся заводской трубой высотой около 70 метров. В этот день, с раннего утра до полудня, выполнили семь полетов со сбросом воды. Пришлось делать и повторные заходы из-за разрывов боеприпасов. И вновь задача была выполнена. В этих полетах также принимали участие специалисты МЧС во главе с заместителем начальника Центроспаса И.С. Прокопчиком.

Необходимо отметить прекрасную работу и отличное взаимодействие наземной бригады обслуживания самолета и наземных служб аэропортов Еревана и Владивостока, сумевших в весьма сжатые сроки, буквально в считанные минуты, обеспечить доставку воды к самолету. Это позволило значительно сократить время заправки резервуаров самолета. В июне 1992 года участники полетов по тушению пожаров - штурман И.Г. Бабкин, первый заместитель министра МЧС Ю.Л. Воробьев, командир экипажа И.Р. Закиров и заместитель Главного конструктора Н.Д. Таликов Указом Президента России были награждены орденами «За личное мужество» (С.Г. Близнюк этим орденом был награжден несколько позднее).

Выполненные с хорошим результатом работы в Ереване и Владивостоке послужили основанием для перехода от экспериментального образца ВАП к серийному образцу, но увеличенного объема. Это решение принял первый заместитель министра МЧС Ю.Л. Воробьев.

Материал с сайта авиару.рф (ссылка на статью)

Поделиться: