Взрыв вагона со взрвывчаткой под Катайском

4
февраля
5
февраля
6
февраля
7
февраля
8
февраля
9
февраля
10
февраля
11
февраля
12
февраля
13
февраля
14
февраля
15
февраля
16
февраля
17
февраля
18
февраля
19
февраля
20
февраля
21
февраля
22
февраля
23
февраля
24
февраля
25
февраля
26
февраля
27
февраля
28
февраля
1
марта
2
марта
3
марта
4
марта
5
марта
img

18 февраля 1952 года – трагическая дата в истории Катайска. Тогда, 60 лет назад около половины девятого утра на окраине города, на 143 километре железной дороги Екатеринбург-Курган прогремел мощный взрыв железнодорожного вагона, груженного взрывчатым веществом, весом 18 тонн. Уже, в 11 часов об этой страшной техногенной катастрофе стало известно И.В. Сталину, а вечером радиостанция «Голос Америки» сообщила о ней радиослушателям. Сила взрыва была такова, что были выбиты все стекла и не только в городе, но и в близлежащих селах. У некоторых домов снесло крыши, обвалились потолки, вылетели простенки, было много сот раненых и даже человеческие жертвы. Ударной волной распахнуло двери в соседних городах Далматово и Каменск-Уральский.

Высокая комиссия МПС из Москвы определила тогда, что причиной этой катастрофы явилось уширение пути. В Катайск, на место взрыва, приезжал Г.К. Жуков – командующий Уральским военным округом.

Старожилы Катайска хорошо знают об этом, и многое еще могут рассказать. Районная газета «Знамя» публиковала свои материалы. В книге «Катайск. Новые времена» помещена статья Г.П. Печеницына «Взрыв в городе». У автора возникло много вопросов, захотелось узнать имена героев, имена тех, кто погиб в то злополучное утро – 18 февраля 1952 года?
Для этого автор выезжал на станции Каменск-Уральский (Синарская) и Шадринск, но и у них в архивах ничего не нашлось. На нашей станции Катайск мне оказала большую помощь и поддержку ее начальник – Т. Н. Потапова.

Татьяна Николаевна дала адреса ветеранов труда, с которыми я встретился и побеседовал: Медведевой Анной Федоровной – бывшим билетным кассиром, сейчас ей 95 лет; Булдаковой Марией Матвеевной – работницей станции, сейчас ей 86 лет; Чигвинцевой Розой Викторовной – товарным кассиром, 82 года.

Все они в ясной памяти и рассказали много нового, интересного. Несколько встреч у нас прошло с Геннадием Павловичем Печеницыным, лично бывшим знакомым с машинистом того рокового поезда – Александром Матвеевичем Чемезовым. Между тем Т.Н. Потапова, обзвонив Курган и Шадринск, нашла телефоны председателя ветеранской организации станции Шадринск – Татьяны Семеновны Краевой и ветеранов труда: Б.В. Клюева, А.А. Оболдина. Через них мы узнали, что главным кондуктором того поезда был Азамов Бахритдин Сафаевич – узбек по национальности, поездным мастером – Блюденов Николай. Сейчас в Шадринске проживает дочь Азамова – Разбойникова Зоя Андреевна, преподаватель финансового техникума. Вот сейчас, зная имена той поездной бригады, постараемся вернуться в то морозное утро на станцию Синарская. Сейчас грузовые поезда ни кто не сопровождает, а тогда их сопровождали. Итак, главный кондуктор – Б.С. Азамов, вагонный мастер – Николай Блюденов, машинист паровоза серии «Л» (конструктора Л.С. Лебедянского) оборудованного скоростеметром с лентой – Александр Чемезов.

Главный кондуктор, Азамов не хотел принимать поезд, т.к. было нарушение инструкции при формировании поезда. Вагоны: 9,10,11, 12-ый четырехосные, груженные взрывчаткой по 50 тонн каждый, далее 13-ый вагон прикрытия, потому что 14-ый вагон – теплушка, пожароопасный с солдатами охраны. 15-ый вагон весом 18 тонн, груженный детонаторами и 16 вагон – 18 тонн взрывчатого вещества. Нарушением было то, что между 14 вагоном – теплушкой и 15-16-ми вагонами не было вагона прикрытия.

Поезд был весом 3600 тон – 50 вагонов. Поезд в девятом часу утра по уклону со скоростью 80 км/час приближался к Катайску. Утро было холодное за минус 25 градусов, и туман не очень плотный. В условиях плохой видимости машинист А.М. Чемезов заблаговременно сделал первую ступень торможения. Поезд, почти километр, катился на тормозах. Семафор тогда стоял за мостом, но почему-то был закрыт и тогда машинист сделал вторую ступень торможения. Буквально, через несколько секунд после торможения, начались сильные продольные реакции в поезде, через 100 метров он остановился: с рельсов сошел один вагон. Теплушку с солдатами развернуло поперек пути, печка – «буржуйка» упала, раскаленный уголь вылетел из нее, а там солома была или сено. Все это мгновенно загорелось огнем. Сонные, раздетые и разутые солдаты повыскакивали на мороз. Другие снегом начали забрасывать огонь.

Азамов и Блюденов подбежали к горящему вагону. Расцепить состав они не смогли и тогда один из них побежал к паровозу и сказал машинисту, чтобы тот сжал состав, нужно было отцепить 4 вагона со взрывчаткой и утянуть их, чтоб они не с детонировали. Тогда они расцепили состав и 12 вагонов утянули вперед на 200-300 метров.

Беспрерывные гудки паровоза – сигнал опасности, были слышны во всем городе, как тревожный набат, разносились они в морозной, стылой тишине туманного утра.
Тогда селектора в поездах не было, и главный кондуктор Азамов побежал позвонить, и сообщить о случившемся. Между тем пламя перекинулось, и загорелся 15-ый вагон с детонаторами, которые начали взрываться. В городе слышалось, как канонада во время войны. И тут взорвался 16-ый вагон с 18 тоннами взрывчатки.

Азамова убросило, он попал в заснеженную силосную яму, но остался жив. Николай Блюденов отъехал с головной частью от места взрыва, но спрятаться не успел и погиб. Так ценой собственной жизни он спас город от еще больших разрушений и жертв. Можно только представить, что могло быть, если бы взорвались все 218 тонн?

Из города пришла машина с пожарным расчетом, они оказались в эпицентре взрыва и погибли как герои на боевом посту. Вот их имена: Кокшаров Александр Иванович – начальник части, 48 лет; Филаретов Анатолий Григорьевич – 55 лет; Истомин Михаил Васильевич – 36 лет; Богдашев Александр Иванович – 25 лет; Шелементьева Надежда Григорьевна – 27 лет.

Погибла гражданское лицо без имени некто Сарапульцева, жители Одиной сообщили, что погибла еще Истомина Надежда из местного колхоза. Из 13 солдат охраны – 6 погибло, видимо, те, кто тушил. Остальные убежали на улицу Красноармейская в дом № 10 (в Одиной)…

Средняя школа в то время была в перестроенной Троицкой церкви. Ученики тех классов, окна которых выходили в сторону взрыва были все окровавлены, т.к. были все похоронены влетевшими обломками стекол. Началась сильная паника. Все выбежали на улицу и увидели высоко летящий самолет и дым в районе взрыва. Думали, что сбросили бомбу.

Мощный взрыв невиданной силы разнес в клочья 36 груженых вагонов. Из 50 осталось только 12 с головы и 2-хвостовых. Некоторые колесные пары забросило аж на Тукман. У некоторых домов снесло крыши. Одному ученику начальной Одинской школы влетевшей буферной тарелкой оторвало ногу. Хребтовую стальную балку одного из вагонов нашли за 900 метров от взрыва, она лежала поперек улицы.

Вокруг железнодорожного полотна валялся разбросанный груз, разные обломки (тогда тут был пустырь, не было жилых домов и городских кварталов). Груз в вагонах был разнообразный: часы в золотом корпусе, детские игрушки, письменные и школьные принадлежности, обувь, ковры, лезвия для бритья, трубы, пакля, различные строительные материалы, бикфордов шнур, неразорвавшиеся детонаторы, артиллерийский порох и многое, многое другое.

Помнится, мы ребятишки ходили и собирали там артиллерийский порох уже в 60-е гг. Из шоколадных оберток делали корпуса ракет, начиняли этим порохом и запускали в небо.
В то время наша семья проживала по улице Некрасова № 27 (этот дом сохранился и сейчас, только немного перестроен). Моя мама – Нина Васильевна подушками закрыла выбитые стекла и побежала к силовой (сейчас здесь ДК «Лучезар»).

Кто-то сказал ей, что это силовая взорвалась, но отец ее успокоил, и по улице Комсомольской она прибежала на переезд (сейчас тут только пешеходный переход). Там за мостом, место взрыва все было во мгле и уже оцеплено милицией. Конечно, мама тут же вернулась домой. Помню, как уже после обеда по улице очень медленно везли убитых в морг. По краям улицы Некрасовой стояли скорбно люди и тихо переговаривались, мне было 3 года, но это запомнилось четко: беда сплотила людей.

Так житель Катайска с улицы Ослоповского Петр Николаевич Бушков вспоминает: «Мне тогда годика три было, сестре Зине около года. Мы жили в домике по улице Лизы Чайкиной. Отец пошел по делам, но вспомнил, что какой-то документ оставил и решил вернуться за ним. Он уже подошел к дому, когда прогремел взрыв.

Я сидел на печи, а Зину бабушка в зыбке качала. После взрыва дом тряхнуло, стекла вылетели, потолок обрушился. Меня завалило землей. Отец забежал, быстро вытащил меня из земли. Зине забило землей всю зыбку, ей прочистили носик и ротик и ее вырвало. Мы выбежали во двор и тут прямо с неба к нам упали ботинки, связанные шнурками. А наш дед, живший в Одино у Катайки, нашел за огородом вагонную колесную пару».

Учительница – Г.Д. Осипова рассказала, что тогда они жили по улице Советской и окна выходили на север. Когда прогремел взрыв, вылетевшими стеклами ей поранило лицо и руки, и даже годовалого сына – Колю, сидевшего на полу. Мебель всю разметало по комнате. В бору, в больнице Галине Дмитриевне, как и многим другим, обработали и перевязали раны. Люди вспоминают много разных случаев. Вспоминают, как некто Сарапульцев после взрыва вышел во двор, и остановился пораженный – лежит красивый, развернутый ковер…

Снег в том году был глубокий. Почти все население и даже школьники всю весну перерывали снег, чтобы найти хоть что-нибудь. Жители Одино и Кораблево находили некоторые вещи даже у себя в огородах. Было холодно. Стоял 25-градусный мороз. Кто смог плотно закрыть оконные проемы, то у них собирались соседи погреться. Надо отдать должное властям, за 2-3 дня был полностью сделан ремонт. Весь ущерб, причиненный взрывом, был возмещен. По улицам шли рабочие насосного завода – вставляли стекла вначале с улицы, а затем изнутри. Строительные бригады качественно и быстро вели ремонтные работы. Кстати, при резке сыгравшей извороченной, изогнутой рельсой погиб резчик. Еще одна жертва трагедии.
На месте аварии засыпали насыпь, проложили новые рельсы. На второй день уже пошли поезда. В то время направление Свердловск-Курган было однопутным. Поезда, идущие навстречу друг другу, могли разойтись только на разъездах. На станцию пришли вагоны со стеклом, шифером и другими строительными материалами

Нелегко пришлось нашим медицинским работникам. Сохранились воспоминания врачей и медсестер, которые записал В.Ф. Демидов – летописец Катайского зхдравоохранения.
В больнице выбило все стекла. Всех, кого можно было, выписали домой. Окна забили фанерой, толью, одеялами. А в больницу везли и везли раненых и убитых. Раненых было очень много Е.В. Самохину запомнилось с детства, что снег вокруг поликлиники (нынешнее здание стоматологического отделения) в тот день был весь залит кровью.

А.С. Боруховский – главный врач того времени вспоминал: «Было несколько сот раненых. Срочно приехали врачи из Свердловска, Кургана, Челябинска. Экстренно оборудовали несколько операционных и до поздней ночи оперировали, удаляли осколки, в том числе и из брюшной полости. Инструменты обеззараживали примитивным способом. Их бросили в эмалированный таз, наливали спирт, поджигали его, спирт сгорал, инструменты считались стерильными. Руки мыли мыльной водой, после чего смазывали йодом, от которого к концу дня у всех были ожоги первой или второй степени. Перчаток не было. Интересно, что в больнице были выбиты все стекла, кроме той палаты, где лежали новорожденные». В этот день в Катайской больнице была произведена 31 операция, в том числе 10 пластических, выполнено 6 энуклеаций глаз. Многих пострадавших эвакуировали в лечебные заведения Свердловска и Кургана, в Челябинскую железнодорожную больницу.

Власти организовали работу по сбору разбросанных по снегу вещей и товаров. Специальные грузчики собирали их и привозили на станцию, грузили в вагоны, которые опломбировали и отправляли в Челябинск. Работы было очень много: нужно было актировать грузы, составлять акты на вещи и грузы. Активно этим занималась Иванова Евфафья Федоровна, сестра жены тогдашнего начальника станции Гуганова Александра Михайловича.

Катайских пожарных похоронили с почестями в братской могиле на Боровском кладбище. Газета «Голос колхозника» (сейчас «Знамя») напечатала репортаж и снимок с траурной церемонии.

27 апреля 2009 года, на кануне Дня пожарной охраны, у братской могилы прошел многолюдный митинг, на нем были кадеты средней школы № 2 и ПУ-13 г. Катайска, представители МЧС России Шадринска, Далматова и Катайска, родные и близкие погибших, руководители района и города. Все было хорошо, но после митинга на мраморном памятнике обнаружились ошибки в фамилиях и неточная дата.

20 сентября 2012 года в г. Катайске был открыт памятник катайским пожарным, которые погибли при ликвидации пожара в эпицентре взрыва железнодорожного вагона, груженого взрывчаткой.

Сейчас на месте, где случился тот ужасный взрыв, осталась громадная воронка, глубина которой достигает 6-ти метров, а длина — 75-ти метров. Памятник катайским пожарным напоминает всем о той ужасной трагедии, о страшном горе, о гибели людей. Для всех жителей г. Катайска эти люди навсегда останутся героями.

КОКШАРОВ Александр Иванович начальник пожарной команды г. Катайска

ФИЛАРЕТОВ Анатолий Григорьевич заместитель начальника пожарной команды г. Катайска

БОГДАНОВ Александр Иванович боец пожарной команды г. Катайска

ИСТОМИН Михаил Васильевич боец пожарной команды г. Катайска

ШЕЛЕМЕНТЬЕВА Надежда Григорьевна боец пожарной команды г. Катайска

Поделиться: