«Ашинская трагедия»: Крупнейшая железнодорожная катастрофа России.

20
мая
21
мая
22
мая
23
мая
24
мая
25
мая
26
мая
27
мая
28
мая
29
мая
30
мая
31
мая
1
июня
2
июня
3
июня
4
июня
5
июня
6
июня
7
июня
8
июня
9
июня
10
июня
11
июня
12
июня
13
июня
14
июня
15
июня
16
июня
17
июня
18
июня
img

Крупнейшая в истории СССР и современной России железнодорожная катастрофа, известная как «Ашинская трагедия» или «Трагедия под Уфой». В одиннадцати километрах от города Аша в момент встречи двух «курортных» пассажирских поездов № 211 «Новосибирск – Адлер» и № 212 «Адлер – Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе Сибирь-Урал-Поволжье.

Один из машинистов передал по рации: вошли в полосу сильной загазованности. После этого связь оборвалась. 4 июня 1989 года в 01:14 по местному времени (3 июня в 23:14 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов на перегоне между остановочными пунктами Железнодорожная будка 1708-й километр (деревня Лемеза) и Железнодорожная будка 1712-й километр (деревня Рассвет) прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар.

Сила взрыва была такой, что за несколько километров от эпицентра вылетели все стекла. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Очевидцы ужасались: воздух словно превратился в пламя, а ночная тишина – в стон, который к утру потихоньку угасал. Очевидцы видели тяжеленную колесную пару, которая очутилась в одно мгновенье в лесу на расстоянии более пятисот метров от железной дороги. Рельсы скрутило в немыслимые петли.

В поездах № 211 «Новосибирск – Адлер» (20 вагонов) и № 212 «Адлер – Новосибирск» (18 вагонов) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. В составе поезда, шедшего в Адлер, были 2 вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. 181 из них сгорело. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.
Официальная версия утверждает, что утечка газа из путепровода стала возможной из-за повреждений, нанесенных ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за 4 года до катастрофы. На трубе продуктопровода образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль. Запах газа чувствовали жители близлежащей деревни и машинисты. Как показала проверка, скопление газа шло в течение 20-25 дней.

Помощь в спасении началась сразу после катастрофы, так, выжившие помогали друг другу при покидании вагонов и места трагедии. Часть раненых смогла самостоятельно добраться до ближайших населённых пунктов.

Первыми на место катастрофы прибыли жители близлежащих населённых пунктов, в них же осуществлялась и временная эвакуация и первая помощь части пострадавших, в частности в сёла Красный Восход, Улу-Теляк и в город Ашу. Вскоре на место поехали машины скорой помощи из ближайших городов, спасатели, воинские подразделения, также привлекалась и авиация – вертолёты Ми-2 и Ми-8 (доставка помощи и эвакуация с места происшествия) и самолёты Ан-2 (доставка помощи и эвакуация с Аши). Эвакуация с места катастрофы погибших и раненых производилась автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом. На вертолетах полетели врачи из Челябинска, а уже утром – из Москвы, Петербурга, Спитака, Англии. В больницах срочно освобождались места для пострадавших. Развозить людей помогали местные жители, они же стояли в очередях на сдачу крови, несли компоты и вентиляторы для больных.  

Из-за большого количества пострадавших с тяжёлыми степенями ожогов, требующих длительного и сложного лечения, госпитализация в зависимости от степени тяжести осуществлялась как в близлежащие больницы, так и в больницы и госпитали Уфы, Челябинска, Куйбышева, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула и Москвы (в том числе авиатранспортом). Восстановительное лечение и реабилитация некоторым больным впоследствии осуществлялась и за границей.

По сей день данное происшествие считается самым крупным по количеству ожоговых больных в истории современной России. Погибли 573 человек (по другим данным 645), 181 из них – дети, ранены более шестисот, 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения.

По количеству жертв Челябинская область оказалась самым пострадавшим регионом – 122 человека погибли, причем 92 даже не доехали до больниц.

В июне 1989 года родственники погибших из Челябинска объединились на базе 107-й школы в «Ассоциацию родственников погибших и пострадавших под Ашой» и попросили РЖД выделить поезд для поездки на место трагедии. Его назовут «Поезд памяти».
В 1992 году на месте мемориала появится восьмиметровый памятник – две скорбящие фигуры, словно разделенные огнем. А у его подножия – три маршрутные доски с вагонов поезда «Новосибирск – Адлер».

По признанию челябинца В. Храмова, потерявшего под Ашой жену и двоих сыновей, родственники погибших приезжают на место катастрофы за успокоением. На плиты мемориала с высеченными на них именами 573 жертв взрыва возлагаются цветы и фотографии, зажигаются поминальные свечи.

В 1999-м в Челябинске открылся музей истории медицины города. Среди стеллажей медицинской литературы XVIII-XIX веков, макета первой больничной палаты, архивных приборов и коллекции игрушек создатели разместили скромную экспозицию «Ашинская трагедия» – вероятно, это единственная в России музейная память о тех днях.

На стене – стенд с фотографиями пострадавших, поступивших в ожоговое отделение городской больницы № 6. Рядом – стол и кресло его заведующего, профессора-комбустиолога Романа Лифшица, разработавшего новые методы и препараты для лечения ожоговых травм. Все его наработки челябинские врачи будут применять в июне 1989-го, а позже их круглосуточное дежурство у больных с редким перерывом на сон признают «успешным» – из 172 ожоговых пациентов выживут 126.

Музейщики сохранили журнал регистрации пострадавших, поступающих из Аши, на полку с книгами поставили макет так и не построенного челябинского ожогового центра – мечта доктора Лифшица, повесили литографию по металлу с изображением поезда и надписью: «Аша. 1710 км. 4.06.1989 г.».

Поделиться: