4 часа ада: пожар в цирке г. Курск

30
ноября
1
декабря
2
декабря
3
декабря
4
декабря
5
декабря
6
декабря
7
декабря
8
декабря
9
декабря
10
декабря
11
декабря
12
декабря
13
декабря
14
декабря
15
декабря
16
декабря
17
декабря
18
декабря
19
декабря
20
декабря
21
декабря
22
декабря
23
декабря
24
декабря
25
декабря
26
декабря
27
декабря
28
декабря
29
декабря
img

Пожар произошёл 14 декабря 1996г. «Пожар начался в 19.50, и лишь в 20.08 вызов поступил на пульт дежурного службы «01», – рассказывает полковник Александр Устинов – в 1996-м начальник пожарной части №8. – Человек с кавказским акцентом просил о помощи. Как выяснилось, в тот вечер цирковые артисты решили выровнять полотно манежа. Вроде на предыдущем выступлении лошади спотыкались. Чтобы покрытие не скользило, наездники размягчали каучук, используя гремучую смесь: бензин, растворитель... Манеж вспыхнул моментально. Начали гасить сами, но не справились. Огнетушители не помогли, стали разматывать пожарные рукава. Но они были неправильно скатаны, из-за спешки их перекрутили – вода не поступала. Поняв, что самим не справиться, вызвали помощь. Как докажет следствие, артисты были пьяны, да еще курили во время работы».

Был объявлен повышенный уровень сложности, прибыли пожарные части всех округов Курска. Огонь тушили 10 основных расчетов, подогнали 2 автолестницы, спецтехнику... Как часто бывает, возникли проблемы с водоснабжением. Пришлось устанавливать пожарную насосную станцию на реке Тускарь.

Проникнуть в здание было крайне сложно, поскольку пламенем уже были охвачены амфитеатр и арена, сделанные в основном из пластика. Этот материал при горении выделяет ядовитый дым. Пожарным удалось эвакуировать четырех рабочих. Они в тяжелом состоянии были отправлены в городскую больницу.

Огонь удалось потушить лишь к полуночи. К этому времени были полностью уничтожены места для зрителей и подсобные помещения, поврежден купол цирка. По предварительным подсчетам, ущерб от пожара составил несколько сотен миллионов рублей.

«Я был в числе первых, кто прибыл по вызову, – говорит начальник смены, подполковник Эдуард Мурза. – Вся площадь около цирка была в дыму. Когда вошли в здание, стояла плотная черная завеса. Фонари не помогали – в нескольких сантиметрах луч света упирался в стену дыма. Пришлось даже передвигаться по-пластунски». Пожарные натолкнулись на тело буфетчицы Марины Хадуковой . Видимо, она пыталась выбраться из здания, но из-за дыма запуталась в портьере и задохнулась.

«В зрительном зале горел не только манеж, но и кресла, – продолжает Эдуард Станиславович. – Каучук на арене нагрелся и стал взрываться. Горящая резина полетела в зрительный зал – отсюда и огромная площадь пожара. Кстати, цирк тогда горел второй раз. Первый пожар быстро потушили, а второй обернулся трагедией. Еще один факт: за пару недель до этого «Госпожнадзор» проверил здание и выдал предписание о приостановке эксплуатации».

Пожарные вспоминают, как от высокой температуры деформировалась обшивка купола. Дюралевые листы, светотехника, прожекторы летели вниз. «Один софит упал на голову нашему коллеге, от травмы спасла каска», – говорит Мурза. Минимальная температура пожара – 800 градусов. Сколько было в полыхающем цирке – сказать никто не берется. «Кромешный ад, – делится воспоминаниями полковник Устинов. – Маски прилипали к лицу, противогазы снимали вместе с кожей». От огня докрасна раскалились и деформировались металлоконструкции. «Мы их резко не охлаждали, все делали постепенно, – вспоминает огнеборец. – Оказалось, поступили правильно, здание не рухнуло. Поторопись мы, купол просто сложился бы».

Пожар тушили 4 часа. Параллельно эвакуировали людей и животных. «Далеко не все цирковые слушали наши команды, – говорят собеседники. – Пара дрессировщиков бросилась в дым. «У нас там собаки», – кричали на бегу. Мы за ними – задохнутся же! Кое-как поймали, вывели на воздух».

Начальник караула пожарной части №7 Андрей Черкашин 10 лет назад был сержантом. «Помню, в половине восьмого вечера 14 декабря поступил вызов на тушение пожара в подвале дома по улице Овечкина, – вспоминает он. – Через полчаса новое сообщение – горит цирк. Еще удивились: только проезжали мимо, все спокойно. Помню, спасли мужчину и женщину – они просили о помощи, стоя в окне второго этажа. Осматривали вагончики, стоящие около цирка. Зашел в один – слышу хрип. Женщина-лилипут, видимо, спала, когда начался пожар. Еще немного – задохнулась бы».

Спасти удалось не всех животных. «Обезьянам не смогли помочь. Клетки, в которых они сидели, были намертво закручены болтами, – вспоминает Александр Устинов. – Погибло несколько собак, попугаи. Пытались вывести лошадей из загона. Но это было нереально: на дыбы встают, брыкаются. Лишь один наездник попросился со мной, дали резервную маску, зашли. Он вскочил на жеребца и весь табун увел. Потом, когда обнаружили собак, сделали также. Выбрали огромного пса, развернули головой к выходу, дали пинка – вся свора за ним вылетела наружу. А еще чуть в лапы медведя не попали! Заходим с напарником в комнату, тьма, из-за дыма ничего не видно. Вдруг страшный рев – медведь! А мы не знаем, в клетке он, на привязи или просто разгуливает? Поднялись наверх, выбили стекла, чтобы поднять зону задымления. Спасли косолапого, но потом он мне долго снился».

Через несколько месяцев в Курск приехала московская экспертная комиссия. Она высоко оценила работу наших пожарных. Более того, этот случай включили в учебники и рекомендации по пожаротушению.

Поделиться:
Фотографии 3