Произошла крупная железнодорожная аварию на станции Мыслец

30
апреля
1
мая
2
мая
3
мая
4
мая
5
мая
6
мая
7
мая
8
мая
9
мая
10
мая
11
мая
12
мая
13
мая
14
мая
15
мая
16
мая
17
мая
18
мая
19
мая
20
мая
21
мая
22
мая
23
мая
24
мая
25
мая
26
мая
27
мая
28
мая
29
мая
img

Ранним утром 14 мая 1996 года прямо посреди поселка, а точнее, разъезда Мыслец Горьковской железной дороги (ГЖД), опрокинулся “товарняк” с фенолом, дизельным топливом и полиэтиленовой крошкой. Сгорело 17 цистерн с фенолом, бензином и дизельным топливом и 7 пустых вагонов. На ликвидацию катастрофы были брошены более 30 пожарных машин – из Чебоксар, Шумерля, Алатыря, Канаша, Ядрина, Сергача, Нижнего Новгорода, на подмогу прибыли 3 пожарных и 2 восстановительных поезда.

К моменту прибытия первых пожарных подразделений на месте крушения полыхало море огня. Высоко к небу поднимались клубы густого черного дыма. Пламя перекинулось на идущую вдоль железной дороги лесополосу.

Пожарные расчеты стягивались к месту катастрофы со всех концов Чувашии. Для тушения было создано четыре боевых участка. Ситуация усугублялась тем, что ядовитый фенол при высокой температуре интенсивно испарялся и представлял реальную опасность для личного состава. Работать приходилось в защитных средствах. Однако пожарные, понимая всю грозящую им опасность, упорно стояли на передовых позициях, преграждая путь огню. Лишь через восемь часов напряженной борьбы с ним обстановка позволила начать восстановительные работы, но и тогда под воздействием высокой температуры раскаленных пламенем цистерн все еще происходили вспышки паров горючего.

Более 600 человек тушили пожар без специальных костюмов защиты и противогазов. Поговаривают, что зловещее зарево видели не только в Чебоксарах, но и в Казани, Нижнем Новгороде. Ядовитое облако дыма и испарений фенола загрязнило тогда сотни гектаров лесов и пастбищ. Большую часть химии и горючего ушло в землю, а с грунтовыми водами отрава распространилась на десятки километров вокруг, загрязнив все родники, водоемы и реки. В то время по Суре и Волге плыли “косяки” дохлой рыбы. Жители Мыслеца потеряли тогда почти всю домашнюю живность.

Проба воды, взятая в 20 часов, показывает превышение фенола: около Мыслеца – в 500 раз, около Шумерля -82 раза, из Суры – 18 раз.

“Гуси выходили из пруда как ощипанные, овцы и телята в первые же месяцы подохли, - вспоминает бывший глава поселка А. Швоев. - Котята и теперь рождаются ластоногие”.

Были в перевернувшемся составе и спецвагоны. И как только произошла авария, на ее месте очень быстро появились генералы из Министерства обороны РФ. Оказывается, в спецвагонах  перевозили ракеты. Куда везли литерный груз - загадка по сей день. Но товарняк перевернулся так, что вагоны со взрывоопасным грузом не полетели в овраг. Это и спасло поселок от полного уничтожения.

"Когда на разъезде Мыслец опрокинулся этот товарняк, то разлилось 897 тонн дизельного топлива и 185  фенола, - рассказала  Newsinfo  эколог Татьяна  Романова. - Это  привело к сверхнормативному загрязнению атмосферного воздуха и воды и  загрязнению грунтовых вод, почвы. В местной речке Паланке концентрация фенола через  сутки  после аварии составила 0,42 мг/л. В районе деревенской школы концентрация паров составила 4-5 ПДК. Через 30 часов после крушения товарного поезда у дюкера ручья Западный Безымянный, а также в устье ручья Западный Безымянный было обнаружено 144,7 мг/л и 123,7 мг/л фенола".

Многих жителей обследовали в Нижегородском НИИ гигиены и профпатологии Министерства здравоохранения РФ. Обследовали и 19 жителей двух поселков - Коминтерн и Чертоганы, которые находятся почти в 5 км от места крушения поезда. И им  тоже  был поставлен диагноз: "Хроническая интоксикация фенолом".

Ценой неимоверных усилий и собственного здоровья огнеборцам удалось ликвидировать пожар, который, благодаря их профессионализму, не перерос в экологическую катастрофу для всей республики и соседних регионов. 105 сотрудников экстренной службы тогда получили отравления различной степени тяжести.

Специальным указом Президента России высокими государственными наградами были награждены: начальник отдела ГУ ГПС МВД Российской Федерации подполковник внутренней службы Николай Белкин, специалист отдела организации службы и пожаротушения ГУ ГПС МВД РФ подполковник внутренней службы Алексей Крылов, командир отделения ПЧ-23 ОГПС-7 УГПС МВД ЧР сержант внутренней службы Олег Александров, командир отделения ПЧ-15 ОГПС-9 УГПС МВД ЧР прапорщик внутренней службы Александр Васильев, замначальника СПТ УГПС МВД ЧР майор внутренней службы Виктор Дунчик, замначальника УГПС МВД ЧР подполковник внутренней службы Василий Нягин, замначальника ОСиП МВД ЧР подполковник внутренней службы Григорий Попов, начальник УГПС МВД ЧР полковник внутренней службы Валерий Смирнов, химик-дозиметрист СПСЧ-20 ОГПС-2 УГПС МВД ЧР младший сержант внутренней службы Владимир Васильев, пожарный ПЧ-23 ОГПС-7 УГПС МВД ЧР старший сержант внутренней службы Николай Горячев, замначальника ПЧ-15 ОГПС-9 МВД ЧР майор внутренней службы Владимир Иванов, начальник СПСЧ-20 УГПС МВД ЧР подполковник внутренней службы Николай Ефимов, начальник ОГПС-7 УГПС МВД ЧР майор внутренней службы майор внутренней службы Борис Коренков, начальник караула ПЧ-23 ОГПС-7 УГПС МВД ЧР капитан внутренней службы Владимир Лаврентьев, пожарный ПЧ-23 ОГПС-7 УГПС МВД ЧР старший сержант внутренней службы Виктор Лавыгин, замначальника ОГПС-7 УГПС МВД ЧР майор внутренней службы Александр Максимов, замначальника СПТ УГПС МВД ЧР майор внутренней службы Александр Махов, мастер-спасатель СПСЧ-20 ОГПС-2 УГПС МВД ЧР сержант внутренней службы Сергей Михайлов, командир отделения ПЧ-23 ОГПС-7 УГПС МВД ЧР младший сержант внутренней службы Евгений Мухин, помначальника дежурной смены СПТ УГПС МВД ЧР капитан внутренней службы Николай Петров, командир отделения ПЧ УГПС МВД ЧР Валерий Солуянов, мастер-пожарный СПСЧ-20 ОГПС-2 УГПС МВД ЧР старшина внутренней службы Анатолий Сылгачев, командир отделения ПЧ УГПС МВД ЧР Геннадий Филиппов, старший участковый милиции Шумерлинского ГОВД МВД ЧР майор милиции Николай Тимофеев, начальник милиции Шумерлинского ГОВД МВД ЧР полковник милиции Александр Якимов.

Государственный Совет Чувашии неоднократно рассматривал вопрос о ликвидации последствий железнодорожной аварии на разъезде Мыслец. И только  14 октября 1998 года (через 2 с половиной года после ЧП!) Кабинет Министров Чувашии принял, наконец, постановление "О ходе ликвидации социальных и экологических последствий аварии на разъезде Мыслец".  Жителям поселка начали выплачивать пособия и пенсии. 10 детей получили путевки в санаторий "Лесная сказка". В сельской школе ребятишек начали кормить бесплатными обедами.

Поделиться: