Пожар и взрыв на Ту-154 в аэропорту Сургута: хроника событий

18
декабря
19
декабря
20
декабря
21
декабря
22
декабря
23
декабря
24
декабря
25
декабря
26
декабря
27
декабря
28
декабря
29
декабря
30
декабря
31
декабря
1
января
2
января
3
января
4
января
5
января
6
января
7
января
8
января
9
января
10
января
11
января
12
января
13
января
14
января
15
января
16
января
img

1 января в аэропорту Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ) произошла крупная авария. Перед вылетом загорелся самолет Ту-154Б, на борту которого находились более 130 человек. Многочисленных жертв удалось избежать: большинство пассажиров и членов экипажа успели выбраться наружу, прежде чем самолет взорвался. Причина возгорания (по предварительной информации, загорелся один из двигателей) пока неизвестна. В Министерстве транспорта РФ заявили, что рассматриваются различные версии произошедшего.

Самолет, принадлежавший компании "Когалымавиа" (Kolavia), должен был лететь рейсом №348 до Москвы. Посадка завершилась примерно в 15:30 по местному времени (около 13:30 по московскому времени). По уточненным данным Росавиации, на борту находились 116 пассажиров, восемь членов экипажа, а также восемь членов резервного экипажа и два техника.

В первоначальных сообщениях об аварии утверждалось, что один из двигателей загорелся при взлете, после чего экипажу пришлось экстренно сажать самолет (сначала в сообщениях была названа другая модель самолета — Ту-134) и эвакуировать пассажиров. Утверждалось также, что ни один из находившихся на борту людей не пострадал.

Позднее официальные источники уточнили, что двигатель загорелся еще до взлета: по данным МЧС, это произошло при выруливании на взлетно-посадочную полосу. Очевидцы заявляют, что в тот момент, когда в салоне почувствовали запах дыма, лайнер еще стоял на месте. Как рассказал солист группы "На-На" Владимир Политов (он и другие участники группы были в числе пассажиров), "он не тронулся даже, его только отбуксировали и приготовили к выезду на рулежку... только двигатели запустились и все началось, произошло возгорание".

По словам пользователя одного из сургутских форумов (узнавшего подробности аварии от знакомой, летевшей этим рейсом), пассажиры к тому времени уже пристегнулись, сняли верхнюю одежду и убрали свои вещи в ящики над сиденьями. "Когда завели двигатели, - рассказывает пользователь под ником Lobster, - заорали нанайцы, они сидели возле туалета и первые почувствовали дым. Сразу отрубился свет и стюардессы кричали 'всем на пол'. Запахло дымом. Моя знакомая оглянулась и увидела огонь. Пластик мгновенно весь загорелся...".

Позднее глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что экипаж и аэродромные службы сделали все необходимое для эвакуации пассажиров. Людей с борта загоревшегося самолета, по данным МЧС, спускали по надувным трапам. Стюардессы, по словам Политова, действовали грамотно, направляли людей к запасным выходам.

Паники в силу обстоятельств избежать все равно не удалось. "Хотела уже ползти, но ей зажало ноги, потому что люди с задних кресел полезли прям по головам впереди сидящих, - рассказывает о своей знакомой Lobster. - Добравшись до выхода, ее уже кто-то выдернул, а дальше с крыла ее снял по лестнице работник аэропорта".

Другие, по его словам, не дожидаясь трапов, прыгали с крыла, "ломали ребра, ноги...". "Последние люди выходили уже с черными лицами [от копоти]..., - отмечает он. - Побежали сами в здание аэропорта. Кто босиком, кто раздетый...".

Почти все пассажиры спаслись. Вскоре после того как они покинули салон, взорвались топливные баки. "Выскочили из самолета и только-только успели отбежать на какое-то расстояние, как на их глазах самолет развалился на две части и загорелся, - рассказывает руководитель группы "На-На" Бари Алибасов. - Это было очень страшно, вокруг царил полный хаос, люди, кто в чем, сидели на снегу".

Позднее стало известно, что три человека погибли (это данные уральского регионального центра МЧС на вечер 1 января), более 40 получили травмы. Пострадавших доставили в местные больницы. Среди травм - ожоги, переломы, отравление продуктами горения. Несколько человек находятся в тяжелом состоянии.

В связи с аварией было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 263 УК РФ ("нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта"). Позднее, когда стало известно о нескольких погибших, дело было переквалифицировано по части 3 статьи 263 ("нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц"). Для расследования причин аварии создана межведомственная комиссия.

Как заявил министр транспорта РФ, комментируя ситуацию, пока что "рассматриваются все версии" произошедшего. Таким образом он ответил на вопрос журналистов, рассматривается ли среди прочих версия теракта (при этом специально комментировать данную версию министр не стал). Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин отметил, что в числе возможных версий - "нарушение правил пожарной безопасности" и "нарушение правил эксплуатации воздушного судна". Вместе с тем, он подчеркнул, что приоритетной ни одну из них следствие пока не считает.

Неофициальные источники полагают, что причиной возгорания могло стать попадание постороннего предмета в турбину двигателя. О птице в данном случае, как заявил эксперт в области безопасности полетов Валентин Дудин, речь, скорее всего, не идет. "Я не помню случая в мировой практике, чтобы по этой причине воздушное судно начинало гореть, - отметил он. - Огонь может возникнуть при попадании в двигатель более твердого предмета, например, камня". Источник в технических службах аэропорта, со своей стороны, заявил РИА Новости, что дело, возможно, в неисправности самой турбины.

По информации "Комсомольской правды", сгоревший Ту-154 был выпущен в 1983 году. Он успел налетать около 30 тысяч часов и сменил четырех владельцев (Аэрофлот - Магаданские авиалинии - Владивосток Авиа - Когалымавиа). В 2001 году, когда им владела Владивосток Авиа, самолет пережил довольно опасную аварию (тогда обошлось без жертв): он съехал с обледеневшей полосы и прокатился около 800 метров по земле. В ходе разбирательства выяснилось, что причиной аварии стало плохое состояние шасси.

В собственности "Когалымавиа" самолет находился с 2007 года. Регулярные рейсы по маршруту Москва-Сургут он выполнял около полутора лет.

Когда самолет уже готов к рулению, пассажиры слышат хлопок. Салон мгновенно заполняется дымом. Наступает паника. "Все происходило за считанные секунды, и полная дезориентация в пространстве и во времени. Было не различить людей даже. Просто перед тобой человек, ты его даже не видел, ты его просто ощущал и пытался его вытолкнуть этого человека", – вспоминает бортпроводница Татьяна Яблучанская.

Бортпроводницы, пытаясь пробраться к аварийным выходам, все же смогли перекричать пассажиров – нужно лечь на пол, там еще остается пригодный для дыхания воздух. Но главное – любыми средствами нужно открыть выходы.

"Всеми силами пытались пробраться к аварийным выходам, которые расположены в первом салоне и на второй кухне. Но невозможно было пробраться, потому что везде был черный едкий дым", – говорит Полина Профатило, бортпроводница.

На кадрах видно, как один за другим открываются аварийные выходы. Первыми из салона самолета выбираются те, кто находился в его середине. Пассажиры выбегают на плоскость крыльев. И уже через мгновение из проемов вырывается открытое пламя.

В то самое время бортпроводница Анжелика Гладкова, задыхаясь от гари, пытается выбросить передний аварийный трап, но он не срабатывает.

Анжелика Гладкова: "Я висела вниз головой для того, чтобы привести его в действие, нужно было его удерживать и дергать чеку, и здесь, когда на меня свалилось несколько пассажиров, и я увидела техников, которые кричали: "Прыгай!" Я поняла, что нужно действовать быстро, потому что огонь распространялся быстро вместе с дымом, а пассажиры прыгать боялись. Я одной рукой держалась, подтянулась на правой руке, а левой выталкивала их".
Инженер авиационной службы Владимир Кожанов в момент пожара находится на земле. Это он подгоняет стремянки к самолету, чтобы принимать выпрыгивающих пассажиров. Лайнер уже объят пламенем. Пожарные расчеты, кажется, уже взяли огонь под контроль, но трагедия развивается по-своему сценарию.

"Было такое ощущение, что через какое-то время огонь уйдет и сейчас мы затушим самолет. Но знаете, получилось так, что у них закончился огнегасящий состав. Вот в чем дело. Они сказали: "У нас закончился огнегасящий состав". И это было переломным моментом в этом пожар", – считает Владимир Кожанов, начальник смены инженерно-авиационной службы.

На кадрах видно, как один за другим в самолете происходят несколько взрывов подряд, а еще через несколько минут лайнер разламывается пополам. Всего через 9 минут после возгорания самолет превращается в груду горящего металла. Спустя несколько дней специалисты подсчитают, что на эвакуацию пассажиров ушло всего 100 секунд. Обожженные, задыхающиеся угарным газом члены экипажа последними покинули горящий лайнер. В результате пожара на борту ТУ-154 пострадали 44 человека, жизни троих спасти так и не удалось.
Поделиться: