Онлайн-тренажеры. Рекомендации педагогам

Существует множество различных форматов пособий для усвоения компетенций пожарной безопасности детьми и подростками через игру, с увлечением: настольно-печатные игры, раскраски. Особое значение всегда придавалось практическим навыкам, личному опыту ребенка – пусть и в игровом варианте: эстафеты, конкурсы по пожарной безопасности.

Уважаемые коллеги-педагоги!

Существует множество различных форматов пособий для усвоения компетенций пожарной безопасности детьми и подростками через игру, с увлечением: настольно-печатные игры, раскраски. Особое значение всегда придавалось практическим навыкам, личному опыту ребенка – пусть и в игровом варианте: эстафеты, конкурсы по пожарной безопасности.

Сейчас время выдвинуло новый тренд – дистанционное обучение. Оно коснулось не только учебных предметов, но и внеурочной деятельности, активностей досуговых учреждений. Предлагаемые тренажеры по пожарной безопасности помогут организовать в дистанционном формате познавательный развивающий досуг.

Нет смысла сейчас обсуждать допустимое время работы ребенка на компьютере. Сейчас медики-офтальмологи уже перестали бить тревогу по своей линии – сохранения зрения. Нормативы о 15, 20 минутах в день были актуальны для прежних версий экранов персональных компьютеров, тех самых, на которые вешали защитные экраны, продавали очки для работы за компьютером и кактусы. Современный ребенок проводит жизнь с гаджетом в руках. Поэтому если и есть смысл в ограничении – то только в области фильтрации потребляемого контента.

Достаточно активно меняется ситуация вокруг нас, и уже на передний план выходят совсем иные интересы, задачи. Сейчас нелепо разрабатывать методики, направленные на то, чтобы «вырвать школьника из цепких лап интернета» и «выходи во двор, поиграем». Но мы же понимаем, что навыки эффективной коммуникации не теряют своей важности – они просто перетекают в иные сферы общения, в том числе – социальные сети, виртуальные конференции.

Можно быть уверенными: как бы ни складывалась жизнь, навыки пожарной безопасности все равно выходят на передний план. А вот как их формировать – вопрос действительно сложный и запутанный, насчитывающий более чем столетнюю историю. На настоящем этапе стало понятно, что пожарная безопасность – это даже не свод правил, потому что с середины 19 века разнообразие опасных приборов и предметов стало в разы обширнее. Это уже не свечка, печка и керосинка. Согласитесь, что возгорание ноутбука, взрыв мобильного телефона – это то, что мы еще лет десять тому назад и представить не могли. Хотя, справедливости ради, - свечки то все равно добросовестно служат источником пожаров. И те самые церковные, которые «от копеечной свечки Москва сгорела» (1493 г.), и романтические ароматные свечечки, раскупаемые в огромных количествах к праздникам.

Меняется и сам ребенок. Далеко не все рекомендации классиков педагогики работают. Если доктор Спок в 1960-е годы говорил, что ребенку достаточно простого запрета, и нет смысла вдаваться в подробности, чтобы не провоцировать нелепые и долгие рассуждения, а его советские оппоненты настаивали на разумной осознанности запретов – не значит, что сейчас работает хотя бы один из этих подходов. Дети стали более опекаемыми внешне и более независимыми от чужого мнения в глубине души. Аргументированный запрет, когда уже у нас, взрослых, нет сомнений в том, что предупредили об опасности со всех сторон – у ребенка вообще не откладывается в голове, наделяясь ярлыком «Слишком сложно и занудно!». Особой привлекательности как учебная дисциплина «Профилактика пожаров в повседневной жизни» тоже не имеет, это не тренировки юных пожарных с настоящими рукавами и огнетушителями. Поэтому обучать пожарной безопасности есть смысл через игру, занимательность, делая притягательным сам процесс. А результат для ребенка будет приятным и неожиданным бонусом, который останется с ним надолго.

Учитывая вызовы времени, было принято решение разработать серию интерактивных тренажеров, объединенных общим подходом, о котором говорилось выше, а именно- выделение задач пожарной профилактики и легкая игровая подача материала.

Подчеркнем: предложенные тренажеры не являются мануалом на тему «Потуши пожар без вызова МЧС». Ни в коем случае! Мы исходим из банальной истины: пожар легче предотвратить, чем потушить.

В разработке тренажеров мы старались соблюсти классический триединый подход к отбору материала: обучающий, воспитательный и развивающий. Очень важным представляется и социально-педагогический аспект, что согласуется и с ФГОС нового поколения: мы растим социально-отвественных граждан, и соблюдение пожарной безопасности рассматривается сквозь призму коллективной защищенности.

С точки зрения детской психологии предлагаемые игровые задания максимально соответствуют возрастным особенностям процессов мышления, восприятия, памяти тех групп школьников, которым они адресованы – младшим школьникам (1-4 класс) и обучающимся средней школы (5-9 класс), а также их общеучебных навыков.

Задания интерактивны, что позволяет организовывать самостоятельную работу школьника – это в первую очередь интересно для родителей.

Для педагогических работников ценным покажется возможность одновременной работы группы обучающихся с последующим сравнением и обсуждением полученных результатов.

Предложенные тренажеры построены в соответствии с основной проблематикой профилактики пожаров. Условно эти проблемы можно разделить на 6 крупных направлений:

  • профилактика пожаров и возгораний в городском многоквартирном, многоэтажном доме (это в первую очередь безопасное использование электроприборов, магистрального газа на кухне, правильное содержание балкона и лестничных клеток, возможность осуществить беспрепятственно эвакуационные мероприятия);
  • профилактика пожаров и возгораний в частном малоэтажном доме, деревенском, дачном, коттеджном (это в первую очередь использование печного и каминного отопления, газа в баллонах, содержание личного придомового пожарного инвентаря в условиях в том числе отсутствия надежного водопровода, вопросы захламления чердака, использование нестандартных для современного мира осветительных приборов при перебоях с подачей электроэнергии, изношенные электроприборы, переселившиеся доживать свой век на дачу из городской квартиры и многое другое);
  • профилактика пожаров и возгораний на природе (это грамотная организация пикника, установка мангала или разведение костра, предупреждение пала травы и лесного пожара);
  • профилактика пожаров и возгораний на улице и транспорте, где рассмотрены вопросы в первую очередь личного автомобиля, гаража, а также детской шалости с поджиганием тополиного пуха и взрослой оплошности при перевозке в транспорте легковоспламеняющихся жидкостей;
  • профилактика пожаров и возгораний при проведении массовых и досуговых мероприятий (это детские праздники в кафе, посещение торговых центров, выставок и театров);
  • действия при пожарах и возгораниях (речь идет о первичных действиях, направленных на минимизацию распространения огня при возгорании, а не подавление очага уже развившегося пожара).

Таким образом, разработчики постарались максимально охватить все ситуации, в которых может казаться среднестатистический школьник.

Тренажеры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • создание психологической готовности детей к чрезвычайной ситуации;
  • отработка навыков пожарной наблюдательности;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими учебного материала.

Каким же образом строится работа с данными тренажерами?

Наиболее сложные для восприятия, требующие вдумчивости, стремления к аналитике – это «Расследование» и «Суд. По материалам дела №..». Мы не претендуем на инновационность самого формата – распутывание преступлений вместе с книжными и кино-героями всегда было присуще младшим подросткам. А средний подростковый возраст всегда любил со свойственным ему максимализмом добиться справедливого суда над чем угодно. Тренажеры содержат контент, максимально приближенный к стилистике телешоу. Речевые характеристики героев, нестандартные фамилии, мелкие бытовые подробности – все это погружает в мир, где сталкиваются интересы разных людей. Тренажеры «Суд» и «Расследование» можно использовать и на уроках Обществознания как дополнительный материал. Для развития познавательного интереса важно усложнение познавательных задач.

Расследование

Тренажер «Расследование» показывает практическую необходимость в знаниях правил пожарной безопасности для жизни, для использования в быту: дома, на даче, в лесу…. В игре «Расследование» в каждом сюжете перед ребенком встает непростая задача, созвучная стремлениям младших подростков (это дети 4-5 класса) к распутыванию тайн и загадок. Где-то произошел пожар и игроку предлагается присоединиться к команде юных расследователей.

В процессе расследования игрок знакомится с различными опасными ситуациями из-за которых по мнению очевидцев мог произойти пожар. В процессе игры, чтобы дать правильный ответ игроку придется многократно вспомнить те или иные правила пожарной безопасности: опять же по шести основным направлениям (профилактика пожаров и возгораний в городе, в деревне, на природе, на улице и в транспорте, в досуговых учреждениях, а также действия в случае возгорания). В конце игры из показаний очевидцев игрок должен сделать единственно правильный вывод о причине возгорания.

После игры можно организовать дискуссию детей, в том числе и в дистанционном формате. Обсудить каждый пожароопасный момент. Повторить еще раз соответствующие данной ситуации правила пожарной безопасности. Есть возможность поиграть в эту игру, заранее распределив роли. Школьники выйдут в эфир дистанционного занятия в элементах костюмирования, подготовив заранее речь.

Игра «Расследование» обучает школьника постепенно оперировать всё более и более сложными правилами пожарной безопасности. Такой процесс обучения требует овладения всё более сложными умениями логически мыслить, разрешать противоречия, находить доказательства и т.д. Скучно решать задачу знакомую, известную, которая может быть решена при помощи уже ставших трафаретными способов. Но трудно и бесполезно решать задачу, к которой ты не подготовлен. Интересно решать задачу, которая требует как использования приобретенных ранее знаний и умений, так и новых, более сложных способов решения. Увлекательно решать задачу, где есть элемент сложности, преодоление которого приносит удовлетворение, приносит положительные эмоции.

Суд. По материалам дела №...

Тренажер «Суд. По материалам дела №..» рассчитан на более старших детей, это средний подростковый возраст. В этот период становления личности школьники любят выносить свои суждения, уже более аргументированные, чем у младшеклассников. В советской педагогике активно использовалась эта психолого-педагогическая характеристика возраста, и проводились воспитательные мероприятия в формате «суда» - над литературными героями, вредными привычками и их атрибутикой. Наличие в суде «адвоката», защищающего обвиняемого, стремящегося найти хотя бы какую-то пользу, например, лени, а также «прокурора», сурово обличающего ту же лень – позволяет детям тренироваться в подборе аргументации, работать над совершенствованием коммуникативных навыков, в том числе ведения дискуссии, отстаивания своей точки зрения.

В некоторой степени тренажер «Суд» и связанные с ним игровые моменты занятия знакомят подростка с общими чертами отечественного судопроизводства.

Тренажер позволяет подростку приобрести навыки пожаробезопасного поведения, расширяет кругозор в области причин возникновения пожаров, получить представления об ответственности граждан и должностных лиц за возникновение пожаров.

В предложенной игре подросток получает возможность в актуальном игровом формате заседания суда рассмотреть различные варианты возникновения пожара и его последствия. Отличительной особенностью предлагаемого продукта является его адаптированность под подростковую аудиторию: стилизация речи, имен персонажей, их внешний облик выполнены в юмористической традиции. В процессе игры подросток может попробовать себя в роли судьи, расследуя судебные дела, связанные с пожарами. Никаких пугающих кадров оперативной съемки, конечно же, нет. Но есть вполне реальные ситуации, в каждой из которых может оказаться любой из нас: неосторожность в обращении с электричеством, опасные забавы с петардами, небрежность на кухне.

Особенность ситуаций, предложенных в тренажере «Суд», в том, что зачастую участники событий допустили не одну оплошность, а целую цепочку опасных действий. Но лишь одно из них привело к пожару. Какое – это и предстоит доказать играющему. Как? Привлекая свои знания по пожарной безопасности. Для более полного ознакомления с материалами дела, получения необходимой для взвешенного решения в игре предусмотрена функция «Материалы дела», содержащая дополнительные сведения, связанные с судебным процессом. В ходе игры создается игровая мотивация для ознакомления с этими документами, а полученные знания являются актуальными в повседневной реальной жизни. После игры можно организовать дискуссию детей. Обсудить каждый пожароопасный момент. Повторить еще раз соответствующие данной ситуации правила пожарной безопасности. Также можно предложить воспитанникам занять роль адвокатов разных персонажей, так как данная позиция в самой игре не отражена. Для работы адвокатов потребуется предварительное ознакомление с материалами дела.

Но наибольший блок тренажеров все же адресован начальной школе.

На начальном этапе дети берутся за изучение пожарной безопасности с большим энтузиазмом. Их привлекает во многом внешняя сторона пожарного дела, броская форма, героика профессии. Потом появляется усталость и скука, когда изучение пожарной безопасности сводится к заучиванию многочисленных запретов. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога – постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к уроку. Использование игр в учебном процессе многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для освоения нового материала. Младший школьник находится в том пограничном возрасте, когда игра уже перестала быть ведущим видом деятельности, но еще привлекает к себе. Игры становятся менее атрибутизированы (меньше используются игрушки как таковые), но возрастает разнообразие ролей и сюжетов, во многом черпающихся из расширяющегося социального опыта ребенка и его окружения. В частности, игры «в пожарных», «в спасателей», если они педагогически грамотно организованы, могут нести серьезную дидактическую и воспитательную функцию. В них можно отработать алгоритмы правильных действий по вызову пожарных, по эвакуации, изучить пожарные знаки, а также сформировать позитивный имидж пожарных и спасателей.

Тренажеры «Стихи» и «Загадки» построены на работе ребенка с малыми стихотворными текстами. Использование стихов на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию ребёнка, развитию его памяти, снижает утомляемость. Стихи помогают без особого труда более прочному усвоению материала младшеклассниками, помогают запомнить им новые слова и выражения. При использовании стихов, материал значительно легче усваивается.

Стихи

В данных тренажерах основное различие – в способе восстановления текста. В тренажере «Стихи» - это перетаскивание слов из предложенного ряда на нужные места в тексте. Аналогичные задания есть во всех тетрадях на печатной основе для начальной школы по разным предметам. «Из приведенных слов выбери и ставь в текст нужные, чтобы получился связный рассказ // правильное высказывание». Младшие школьники такие задания выполняют охотно: им нравится вносить ясность, исправлять ошибки. Кроме того, в процессе этой работы оттренировывается орфографическая и фонетическая зоркость, и именно для этого нужен стихотворный текст. Если ребенок допустил ошибку и вставил не то слово, то ему будет предложено попробовать еще раз. При «правильной сборке» (расстановки слов) произойдет автоматическое включение проигрывания звука – профессиональный диктор с выражением прочитает «восстановленный» стих.

Загадки

В тренажере «Загадки» искомое слово надо впечатать, это более сложная работа с точки зрения русского языка. Игра основана на интересе детей к отгадыванию кроссвордов и ребусов. Интрефейс игры – библиотека с живущем в ней мудрым Филином – в какой то степени перекликается с популярным детским произведением про волшебную школу.

Единственное требование к участнику – он должен уметь читать (чтобы осознать загадку) и писать (в том объеме, чтобы отгадку ввести с клавиатуры в окошко).

В дистанционном формате данные тренажеры можно предложить всей группе детей, а затем организовать обсуждение текстов, попробовать составить аналогичные. Если дети – уверенные пользователи, то вся группа будет видеть работу друг друга по очереди. 

Викторина. Кто хочет стать пожарным смелым

Тренажер «Викторина. Кто хочет стать пожарным смелым» в силу того, что создан по образу и подобию телевикторины, наиболее подходит для дистанционного формата. В идеале группа школьников с педагогом находятся у экранов, Педагог выступает в роли ведущего. Для того, чтобы поддерживать интерес, надо менять отвечающих участников после каждого цикла вопросов.

Особенность этого тренажера в том, что присваивается условное звание в виде погон. Можно организовать игру таким образом, чтобы класс, дистанционная развивающая группа поборолись за звание «Пожарной академии дня, недели, месяца», то есть максимального результата каждого участника за сегодняшний день, за месяц.

Технически игра представляет собой тест, что уже знакомо адресатам – школьникам 4-5-6 класса. Надо выбрать один ответ из нескольких – тоже знакомо. Но при составлении викторины специально были введены и юмористические варианты ответов.

Робот

Тренажер «Робот» понравится младшим школьникам. Это виртуальное путешествие по условной локации, в которой надо выявить и устранить потенциально опасные ситуации – оголенный провод, готовую разлиться на электроприбор воду и т.д.

Игра соответствует внутренним запросам младшеклассника: навести порядок, выявить ошибки взрослых или своего товарища.

Сейчас в силу некоторых социально-экономических причин родители относятся настороженно к попыткам школы уточнить бытовую ситуацию, количество комнат, наличие мебели и тд. Поэтому нет смысла предлагать сравнить в дистанционном формате свое жилище и представленное на виртуальных локациях. Но если отношения с группой это позволяют – то было бы даже интересно предложить прямо в прямом эфире провести краткую экскурсию по своей комнате, балкону и тд: «Кая наша семья обеспечивает безопасность жилища».

Также в очном формате эта игра идеально подходит для интерактивной классной доски.

Таким образом, использование комплекса виртуальных тренажеров по пожарной безопасности может оказаться хорошим подспорьем для организации работы в новых условиях – как в компьютерном классе с использованием ПК, так и в классе с интерактивной доской, а также в дистанционном формате.

В помощь педагогу

Рекомендации педагогам
«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»
 К.Д. Ушинский
Методические материалы
Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.