Пожарная каланча

Пожары всегда являлись большим бедствием для жителей города. Сначала это были поджоги степняков, нападавших на Царекургансую слободу в последней четверти XVII и первой половине XVIII вв. Потом на новом месте слобода чаще горела по вине крестьян. После получения Курганской слободой статуса города проблемой пожаров стал заниматься городничий. В 1823 году была куплена первая огнегасительная машина, а в 1829 году их было уже три: большая, средняя и комнатная. За этот же период приобрели набор багров, ухватов, черпаков, ведер из кошмы, дубовых бочек и другой инвентарь. Все это хранилось на городской площади в больших ларях. Во время пожара члены команды и добровольцы разбирали инструмент и бежали тушить огонь, но без пожарного обоза было все труднее обходиться.

Городничий Ф. И. Бурдзенкевич добился от хозяйственного управления выделения 1600 рублей на строительство пожарного деревянного здания с каланчой высотой 27 м, которое и было возведено в 1830 году. Во время пожара на наблюдательной вышке поднимались шары: один шар — если пожар разгорался в восточной части города и два шара — если огонь замечали в западной части. На тот момент вышка и стоящая напротив колокольня Троицкой церкви были двумя самыми высокими зданиями в городе. В 1877 году управа разработала проект нового каменного с деревянной каланчей пожарного здания. Здание было заложено в 1881 году и завершено в 1882 г. Руководство строительством было поручено исполняющему обязанности городового архитектора П.П. Васильеву. Однако он вскоре уехал в Тюмень на неопределенное время, и в мае 1881 г. Дума приняла решение о его увольнении. В дальнейшем строительством руководил приглашенный на должность архитектора Александр Прокопьевич Юшков, активно участвовавший в перестройке города 1880-х гг., хотя и не имевший при этом соответствующих должности документов.

Старая вышка была снесена весной 1884 года. А.П.Юшков скончался в 1893 году, и его должность перешла к его сыну Николаю Александровичу, который начинал работать еще под руководством отца. Тогда в единственной городской пожарной команде работали 15 человек, в наличии имелись 2 пожарных насоса, 5 бочек-водовозок и один «багровый ход» — повозка, на которой вывозились багры, брезент, полог и лестницы. Вместо красно-белых машин с проблесковыми маячками в конюшнях стояли 12 лошадей.

До конца XIX века пожарные жили при депо. Дежурных караулов не было, служили на правах солдат: в город разрешалось отлучаться не более одного человека, на что давалась увольнительная записка. Дежурство до 1920 года оставалось бессменным. В городской архитектуре это здание — одно из немногих, не утративших своего первоначального назначения. Оно играет важную роль в силуэте застройки улицы Куйбышева. В композиции и убранстве фасадов использованы формы классицизма. В 1998 г. отреставрированная деревянная каланча высотой 27 метров была вновь водружена на здание пожарного депо, где до нынешнего времени располагается пожарная часть № 9 г. Кургана. Сегодня каланча, как и само здание, является символом пожарной охраны Курганской области.

Поделиться:
Контакты