Пожарно-техническая выставка Саратовская область

в 1754 году в городе появилась первая пожарная команда. Первым Саратовским брандмейстером был прапорщик Чуфаров, он был приставлен к первой так называемой заливной трубе. Следующие упоминания о пожарной службе Саратова относятся только к 20-м годам XIX века. В записках одного из Саратовских чиновников мы читаем, что «вследствие частых пожаров приступили к устройству в лучшем виде пожарных инструментов и команды».

Город Саратов основан в 1590 году как укрепленный пункт на юго-восточной границе государства, на левом берегу Волги. Зимой 1613-1614 гг. Саратов постигло большое несчастье – он сгорел полностью. Но недолго пустовало это место. В 1616 году одним из первых после «Великого московского разорения» на том же месте – на мысу при впадении реки Саратовки в Волгу вновь отстроился город.

Перенесенный впоследствии на правый берег Волги, Саратов неоднократно уничтожался пожарами. Они, тяжелые и опустошительные, стали несчастьем для горожан.

За всю свою историю город Саратов был уничтожен пламенем более 15 раз полностью. Первый большой пожар в Саратове произошел в 1695 году – он истребил весь город уже на правом берегу Волги. Прошло полтора десятка лет, и 8 мая 1712 года вновь возникает огромный пожар. Вот как о нем писали летописцы : «Город Саратов выгорел весь без остатку, и церкви Божии сгорели, и всяких чинов городские жители из своих домов в одних платьишках, кто в чем ходил – остались, а дома наши и всякие пожитки сгорели без остатку. А иные жители погорели до смерти, и в воде перетонуло многое  число.» (Погибло более 150 человек.)
 
Следующий большой пожар произошел 8 июля 1788 года, где сгорело много построек и находившихся в них ценностей. Бороться с огнем люди не умели. Такое положение было во всех городах и селах России.  Были предприняты первые шаги по недопущению страшных пожаров. Уже вскоре после принятия первого печатного памятника русского права – Соборного Уложения 1649 года царя Алексея Михайловича, был принят в Москве Наказ о градском благочинии. В нем предписано дьяку Новикову и подьячему Иванову быть в объезде днем и ночью в Белом каменном городе «для бережения от огня и ото всякого воровства». Жестоко регламентировалось использование огня в быту. После этого несколькими московскими Наказами 1667, 1675 и 1683гг. предписывалось введение сторожевой службы и возведение кирпичных построек с целью предупреждения пожаров.

13 октября 1748 года Саратовской воеводской канцелярией был получен Указ, коим предлагалось во всех местах, «где пожары были, так. ГДЕ ПО БЛАГОСТИ Божьей тех пожарных случаев и не было», установить инструменты и караулы. В 1751 году был получен более строгий Указ о введении инструментов и подворного инвентаря. В 1753 году последовало распоряжение о введении службы в городах, и были введены большие заливные трубы с надлежащими инструментами. Соляное комиссарство определило, что для Саратова довольно одной трубы «по неважности города».
 
Таким образом (записано в трудах Саратовской ученой архивной комиссии, выпуск 28, год издания – 1911, раздел – «Мелочи из прошлого Саратовского края», стр.3) первая пожарная команда появилась в Саратове в 1754 году, а первым брандмейстером следует считать прапорщика Чуфарова, приставленного к заливной трубе.

В ночь с 6 на 7 августа 1754 года опять возникает огромный пожар, уничтоживший значительную часть города. А через  три года 3 июля 1757 года Саратов опять выгорает полностью. Сгорело 1675 дворов и много других  строений. После этого пожара (1757г.) последовал Указ Сената о перепланировке города. В нем было записано :  «…И в том городе Саратове на погорелых местах обывателям велеть строиться по силе Указов и инструкций губернаторской и воеводской, чтобы улицы были указанной широты. А от имеющихся в Саратове соляных магазинов, кои … стоят на нагорной стороне весьма близки к обывательским дворам, и при нынешнем пожарном случае находились в крайней опасности, оставить от них порожнего места от ста до трехсот саженей».
 
В июле 1774 года в городе Саратове снова возникает крупный пожар, Сгорает много домов, архивы воеводской канцелярии и низовой соляной конторы, а также много других строений. Местный летописец Г.А.Скопин в свое время писал, что «…после Пугачева Саратову не пришлось испытывать особых потрясений, если не считать опять-таки пожаров, опустошавших его в 1800, 1801, 1811 и 1855 гг. Из них особенно сильный пожар был в 1811 году. Он продолжался несколько часов при сильном переменном ветре и истребил почти весь город, не исключая гор». В других источниках еще добавлено, что опустошительные пожары в г.Саратове были в 1819, 1820, 1821, 1822, 1839 и 1848гг.

В 1848 году сгорели каменные здания присутственных мест. Пожар развивался зимой при температуре 30 градусов мороза, от которой замерзала вода в трубах, так что они не действовали.

В 1815 году город Саратов посетил профессор Казанского университета Ф.Эрдманн, и вот что он написал: «Саратов, хотя и губернский город, но не красив и построен неправильно, несмотря на сильную населенность, он имеет гораздо более пустынный вид, чем Симбирск… Вид города выиграл бы гораздо более, если бы он не был часто посещаем пожарами…».

Например, из описи погоревшего имущества в пожаре 1757 года показано: «Сгорело 6 церквей – Казанская, Введенская, Никольская, Вознесенская, Михайла-Архангельская, Преображенская с монастырем на горах, Воздвиженская с монастырем и у Троицкой соборной церкви сгорели городские часы. Обывательских дворов  сгорело 1675, погорели все лавки с запасами, сгорело мужского пола четыре, женского – восемь.» В.Юрьев. Прошлое Саратова. Весь Саратов на 1916 год, стр.61.
   
Перед приходом Пугачева в Саратов местный летописец Скопин вносит в свой дневник 13 мая 1774 года следующую запись: «Весь Саратов выгорел : и Соборная Верхняя церковь, и Сергия Радонежского, и Николая Чудотворца, и щепетильный ряд, и хлеб весь погорел, только осталось на горах да в Маляковке».

Опустошение было настолько велико, что, по словам Державина, Саратов имел только одно название города. Тысячи жителей, оставшихся без крова, ютились во временных палатках, построенных на скорую руку.

21 июня 1811 года пожар истребил лучшую часть города. Начался он на пеньках ( ныне местность около областного суда). Людей сгорело 10 человек. Уничтожено пожаром 1360 дворов, а лавок, амбаров и лабазов – 360.  Из Дневника протоирея Скопина (1807-1823гг.) Саратовский дневник за 1890г. №79.

11 июля 1811 года лучшая часть города была совершенно опустошена пожаром. Дома каменные и деревянные, лавки, ряды, большая часть рыбных магазинов на берегу, весь строевой лес, лубья, деревянные припасы для изделий, кули для ссыпки хлеба, посуда, разные снаряды для рыбной ловли – все сделалось жертвой пламени. Кроме Собора, Введенской и Сергиевской церквей все прочие более или менее потерпели. Монастырь сгорел до основания. На Волге погибло 12 судов с лесом и рыбой. А.Леопольдов. Краткий исторический очерк г.Саратова. Саратовские Губернские Ведомости - №43.

После пожара был составлен профессором Гете новый, более удобный и в обширном размере план Саратова, который 12 сентября 1812 года был Высочайше утвержден. (Там же.)

Особенно часты были пожары летом 1855 года, когда почти все население Саратова, боясь поджогов, кочевало биваком за городом на той равнине, где теперь построены казармы и вокзал.

В этом же году случился громадный пожар, истребивший разом почти половину города. Пожар этот начался около Старого Собора и дошел с одной стороны до Театральной площади и Липок, а с другой – до дома генерала Грабе на Сергиевской улице, близ существовавшей тогда 2-й полицейской части. Саратовский Дневник за 1888г. №212 и 204.

Этот Саратовский пожар 1855 года был описан в «Автобиографии» известного историка Н.И.Костомарова (1817-1885гг.), находившегося в Саратове с 1845 по 1858 гг., а также в воспоминаниях Е.Н.Пыпиной, родственницы Н.Г.Чернышевского.
           
Чем объяснить, что город Саратов много раз выгорал на протяжении  17 и 19 столетий? Преобладанием деревянной постройки над каменной, теснотой застройки и отсутствием правильного планирования улиц и площадей вплоть до 1812 года, недостатком воды для тушения пожаров и т.д.

В «Записках» Попова, саратовского чиновника, служившего в 20-40гг. 19 века в г. Саратове указано: «Не проходило ни одного лета, чтобы не выгорело 50 или 100 домов в разное время, потому что тогда не были в должном устройстве пожарные инструменты, и совершенно  не имелась внутри города вода, которая привозилась с Волги, и, иногда, от места пожара версты за две и более… Вследствие частых пожаров было приступлено к устройству в лучшем виде пожарных инструментов и команды… Операция устройства всего этого была возложена на бывшего полицмейстера В.К.Ищейкина, бойкого и сметливого человека, весьма долго бывшего полицмейстером. Ищейкин исполнил это поручение с должным успехом. Пожарные инструменты были приобретены, лошади сформированы хорошего качества, лошадей по двадцать в каждую часть по мастям: в 1-ю – серые, во 2-ю – вороные, в 3-ю – гнедые, в 4-ю – рыжие. С тех пор по устройству Саратовская пожарная команда и инструменты соперничали с Московской, как отзывалось начальство при инспекторских смотрах ее. В этом виде она теперь существует без изменения масти лошадей по частям. Пожарная команда состояла из вольнонаемных и дворовых людей, которых помещики отдавали для исправления за дурное поведение, с платою в месяц по 10 рублей ассигнациями. Впоследствии уже она была составлена из военных нижних чинов». 2-х томник «Старый Саратов».

К сожалению, документальные подтверждения этого события не найдены. В 1974 году в Областном саратовском архиве произошел пожар, и документы, свидетельствующие о создании городских пожарных команд, были уничтожены огнем. Но в 1923 году в Саратове широко отмечалось 100-летие создания городских пожарных команд. Это событие было освещено саратовскими газетами того периода. Следовательно, можно предположить, что настоящие городские пожарные команды в Саратове были созданы в 1823 году.

1 пожарная команда располагалась на углу Ильинской  и Немецкой улиц. Здание построено в 1864г. На этом месте пожарная часть просуществовала до 1927г., потом каланча была сломана. С 1927г.с 15 апреля 1 пожарная часть размещалась ( и по настоящее время ) на Соборной (Коммунарной) площади, дом 7. Новое здание пожарной части было построено в 1973 году. До революции 1917 года в части было 2 пожарных насоса, рукавный ход и 3 бочковых хода.

2 пожарная команда располагалась на Новособорной площади  по 1927 год. Затем ее перевели на угол Астраханской и Рабочей улиц (завод «Трактордеталь»), где до 1945 года она и находилась, а с 1945 г. разместилась на ул. Университетской.

3 пожарная команда находилась изначально на углу Введенской и Полицейской улиц (ул.Революционная и Октябрьская) . Затем она разместилась на ул.Б.Горная. На ее месте долго размещались ремонтные мастерские  для пожарных автомобилей.

4 пожарная команда располагалась по ул. Соколовой (с 1810 года – деревянная, а с  1862 года – каменная).

В начале ХХ века в Саратове существовало уже 5 пожарных команд, располагавшихся по улицам Немецкой и Ильинской, Соборной, Введенской, Соколовой и Жандармской. Но пожары продолжали «посещать» Саратов…

Так, 25 мая 1914 года Саратов был взволнован страшным пожаром, истребившим в несколько часов почти все Волжские пристани, массу всевозможных товаров, несколько баржей и один пароход, дома и постройки частных владельцев. Пожар начался в 15 часов 30 минут на глазах пристанских рабочих и массы публики, катавшейся на лодках.

Первым загорелся стоящий у Купеческой пристани пассажирский пароход «Савин». Произошла паника, пассажиры успели, однако, частью сойти, а частью выброситься в воду. Неизвестно кем чалки парохода были обрублены, а пароход поплыл по течению. К нему никто не пришел на помощь.

Предоставленный самому себе пароход, представлявший горящий факел, плыл по течению по линии  Саратовских пристаней. Сначала он зажег Самолетскую пристань, потом – «Кавказ и Меркурий», «По Волге» и «Русь». Из парохода все время выливалась горящая нефть, которая горела на воде и еще более способствовала поджогу пристаней. Наконец, были подожжены две баржи с кирпичами. Затем «Савин» стал, так как  освободился якорь, и это спасло от пожара другие пристани. От пристаней огонь передался товарным складам пароходных обществ, расположенных около села Кокуева, пострадало сильно общество «Русь» - убыток полмиллиона рублей.

Через час после начала пожара прибыл из Увека железнодорожный пароход «Третий». Имея сильный камерон, пароход «Третий» скоро потушил горящую баржу с кирпичом, затем погасил пристани «По Волге» и «Русь». В прекращении пожара принял участие также пароход «Первый», за что весь личный состав пароходов получил денежную награду и благодарность, объявленную в приказе № 149 по РУЖД.
 
Всю ночь продолжалась борьба с огнем, и только к утру удалось  окончательно локализовать пламя. На дне парохода «Савин» нашли обгорелый труп матроса. О причинах пожара на пароходе «Савин» говорят, что была отправлена в бочках белая нефть, бочки подтекли, нефть загорелась, и пожар распространился по пароходу. (По материалам журнала «Вестник РУЖД» - 1914г.)

Из книги инженера П.К.Яворовского, заведующего курсами Пожарных техников Санкт-Петербургского Городского общественного управления «Пожарная охрана городов Поволжья» 1909г., мы знаем, что Саратовская пожарная команда «…состоит из пяти частей, помещающихся, за исключением одной, в каменных  зданиях, а во главе команды в течение нескольких последних лет стоит интеллигентный брандмейстер, бывший офицер, попавший на это место из железнодорожных служащих, благодаря своей любви к пожарному делу и соответственным знаниям, оцененным в нем еще в роли простого любителя местной властью.

В пожарных частях в начале ХХ века имелись трубные ходы, рессорные рукавные возки, прорезиненные рукава, стендеры различных типов, механическая лестница на 9 сажен длины. Телефоны имелись только в полицейских управлениях.

Известно, что в период Октябрьской революции брандмайором Саратова были – Г.Г.Майда, Набокин, которого сменил С.В.Корф.

В 20-е годы пожарная охрана Саратова находилась в ведении губернского коммунального хозяйства (Губкомотдел). В 1922 году в городских пожарных частях имелось 110 лошадей, 3 паровых машины, 6 машин ручных на летнем и зимнем ходу.
          
Параллельно с развитием пожарной охраны г.Саратова развивалась и пожарная служба в его уездных городах : Вольске, Балашове, Петровске, Хвалынске. Например, пожарная часть г.Хвалынска была основана в 1781 году. Сначала это было деревянное здание, а в 1896 году по новому проекту создана кирпичная конструкция. Спустя 2 года построили еще одно здание. Оно существует и поныне, и в нем по-прежнему размещается пожарная часть.

После окончания гражданской войны пожарному делу стали уделять больше внимания. Еще 17 апреля 1918 года был подписан «Декрет об организации государственных мер борьбы с огнем». Через 10 лет в 1928 году пожарная охрана города осуществлялась профессиональной пожарной командой, состоящей также из пяти пожарных частей, имеющих автонасосы, механические лестницы, паровые машины и автомашины. Но и в 20-е годы пожары случались в городе часто. К примеру, грандиозный пожар 1921 года истребил значительную часть города.

В 1932 году было организовано ОПО (Отдел пожарной охраны)  НКВД Саратовской области (Приказ ОГПУ № 419 от 5 мая 1932 года). Первым руководителем ОПО  стал Иван Васильевич Селиверстов. ОПО был создан для  решения вопросов координации деятельности всех подразделений пожарной охраны области, связанных с тушением и профилактикой пожаров. Руководителями ОПО, впоследствии УПО (Управление пожарной охраны), были в разное время  С.А.Громов, Артемьев, Писяк, Муратов, Котяев, Максимов, Гущенко.

С первых дней Великой Отечественной войны, особенно, когда у стен Сталинграда шли бои, в Саратове была перестроена служба пожарной охраны в условиях военного времени. Особое внимание было обращено на охрану города и его промышленных объектов. Начальником Управления пожарной охраны в то время был М.М.Котяев. С первых дней войны уделялось большое внимание обороне нефтеперерабатывающего завода. На всей территории были установлены зенитки, начались маскировочные работы. Вокруг завода было  создано три линии обороны. Работа завода осложнялась тем, что в октябре 1942 года завод подвергался частым массированным налетам вражеской авиации. За 1942 год на завод было сброшено более 20 тыс. зажигательных бомб.

20 сентября 1942 года во время тушения пожара на нефтехранилище при бомбардировке был смертельно ранен лейтенант Краснобельмов, зам начальника пожарной части «9. При тушении пожаров нефтебаз и нефтеперерабатывающего завода погибли пожарные : Епифанов И.Я. – рядовой ПЧ-9, Осипов И.Ф.- рядовой ПЧ-9, Дружаев С.В.- рядовой ПЧ-7,  Архипов П.Т.- рядовой ПЧ-9, Панфилов А.К – рядовой ПЧ-9, Наумов В.Ф.- рядовой ПЧ-7, Ветлуцкий – рядовой ПЧ-10, Ганин – командир отделения ПЧ-2. Начальник ВПЧ-9 Мищенко А.В. за мужество и героизм был награжден орденом Красной Звезды.

Летом 1943 года, готовясь к наступлению на Курской дуге, немецкое командование решает уничтожить Крекинг-завод, чтобы лишить тысяч советских танков и самолетов горючего. С 13 июня начались бомбежки, не прекращающиеся в течение одиннадцати суток. Было сброшено более 1500 фугасных бомб. Крупные пожары, вызванные бомбардировками нефтебаз Увек, Улеши, НПЗ, завода «Комбайн», были ликвидированы благодаря мужеству и нечеловеческим усилиям сотрудников пожарной охраны и работников этих предприятий. Поставка нефти фронту не прекращалась.

В годы Великой Отечественной войны у стен Сталинграда сражался и экипаж пожарного судна «Самара». Четко действовали бойцы пожарных расчетов при тушении пожаров вблизи береговой черты, перевозя раненых и боеприпасы. На протяжении 6 месяцев «Самара», таща за собой паром на буксире, беспрерывно сновала по Волге, делая каждые сутки десятки рейсов с левого берега на правый.

В 1943 году судно перешло в распоряжение начальника работ по очистке Волги от мин и затонувших судов. Только в мае 1943 года в Волгу было сброшено 364 мины, на которых подрывались нефтяные баржи, в результате чего возникали страшные пожары. Но мужество речников и пожарных позволяло не прекращать движения по Волге. Капитан «Самары» М.Я.Овчинников был награжден орденом Красной Звезды, помощник капитана И.Г.Захаров и боец Д.П.Судомойкин были удостоены медалей «За боевые заслуги», а остальным вручены медали «За оборону Сталинграда».

Во время Великой Отечественной войны два работника пожарной охраны г.Саратова и области были удостоены званий Героя Советского Союза – Гнусарев Александр Яковлевич, командир отделения СВПЧ-3 ( за мужество и героизм при форсировании Днепра) и Чиркин Павел Иванович (посмертно), заместитель начальника пожарной части г.Калининска Саратовской области ( при нанесении большого удара противнику под Сталинградом зимой 1943 года и проявленные при этом доблесть и мужество).

В послевоенные годы перед работниками пожарной охраны вставали сложнейшие задачи по поддержанию высокого уровня пожарной безопасности в промышленности и сельском хозяйстве, усилению противопожарной зашиты нефтепромыслов, предприятий нефтяной и нефтехимической промышленности, энергетических объектов, крупных новостроек, сельскохозяйственных комплексов, социально-культурных учреждений и жилых домов.

На вооружение пожарных подразделений начали поступать новые пожарные автомобили различного назначения, в том числе автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили, автомобили газоводяного тушения – АГВТ-100, пожарные корабли и катера, автомеханические лестницы, автоподъемники, автомобили связи и освещения, автомобили химического и порошкового пожаротушения, дымососные установки.

Профессиональные навыки пожарных отрабатывались в учебных городках, на полигонах, полосах психологической подготовки. Был открыт ряд учебных заведений, профессионально подготавливающих пожарных к их нелегкой и опасной работе. Многие пожарные награждены орденами и медалями за мужество и героизм при тушении сложных пожаров.

В послевоенные годы пожарной охраной Саратова руководили Максимов Петр Петрович (1946-1949гг.) и  полковник внутренней службы Гущенко Тимофей Александрович (1949-1952гг.). По воспоминаниям современников это были требовательные и грамотные руководители. Затем начальником Управления пожарной охраны Саратовской области стал инженер-полковник Симонов Яков Михайлович (1953-1972гг.), который уделял большое внимание созданию материально-технической базы  пожарного гарнизона. Он положил начало организации пожарно-технической выставки в Саратове, являлся инициатором создания Саратовского областного Совета Всероссийского добровольного пожарного общества.
 
После ухода на пенсию Я.М.Симонова пост первого руководителя занимает полковник внутренней службы Ю.П.Торопов (1972-1974гг.), а затем – полковник внутренней службы Анатолий Иванович Мартьянов (1975-1983гг.), который долгое время возглавлял Совет ветеранов Управления Государственной противопожарной службы Саратова и области.

С 1983 по 1996 год пожарным гарнизоном области руководил полковник внутренней службы Николай Иванович Ревенков, а с 1996 года – полковник внутренней службы Юрий Григорьевич Жуйков. После объединения ГПС и МЧС России с 2002 по 2010 года руководство Саратовским МЧС осуществлял генерал-майор Рабаданов Александр Николаевич, затем три года - полковник внутренней службы Михаил Владимирович Лихачев. С 2013 года  Главное управление МЧС России по Саратовской области возглавил генерал-майор внутренней службы Качев Игорь Николаевич. С 2019 года по настоящее время руководителем ГУ МЧС России по Саратовской области является генерал-майор внутренней службы Алексей Васильевич Татаркин.

В 2002 году Государственная противопожарная служба вошла в состав МЧС России. С этого времени начинается новая история развития службы. Значительно увеличился круг функциональных обязанностей  огнеборцев.  Современный пожарный должен быть универсалом. Пожарные не только тушат пожары, они выезжают на ДТП, используя ГАСИ, вытаскивают людей из покореженных автомобилей, оказывают медицинскую помощь.

В условиях нового времени и новых задач пожарные постоянно совершенствуют свои знания и практические навыки. Тренировки, учения, занятия – без этого уже невозможно представить себе деятельность современных пожарных. Огнеборцы отрабатывают свои нормативы в теплодымокамере, на огневом полигоне, на высотных зданиях, на опасных производствах и на объектах с массовым пребыванием людей. Все вводные и сценарии учений приближены к реальным чрезвычайным ситуациям.

Только за последние полвека Саратовские пожарные приняли участие в тушении более 5тысяч наиболее сложных и крупных пожаров, при их непосредственном участии спасено более 2000 человек.

Говорить о профессии огнеборца, наверное, невозможно в отрыве от пожарно-спасательного спорта. Этот спорт поддерживает физическую форму огнеборцев, воспитывает характер. Он развивается параллельно со службой. В сентябре 2019 года в городе Саратове проходил 15-й Чемпионат мира по пожарно-спасательному спорту. 20 стран мира прислали команды на Чемпионат. Команда Российской Федерации выступила очень успешно.

Реальную помощь в борьбе с пожарами оказывают добровольные пожарные. Сегодня в области их более 9000 человек. Они реагируют на каждый пятый происходящий пожар.

Профессия пожарного — одна из самых почетных и опасных в мире. Работа в экстремальных условиях требует личного мужества и отваги, умения быстро принимать решения. Для молодых бойцов пожарной охраны примером для подражания стали подвиги и безупречная служба ветеранов, которые сегодня передают опыт и знания молодежи, сохраняют традиции пожарного дела.

С момента своего создания, противопожарная служба была призвана решать задачи пожарной безопасности. Сегодня пройден большой путь, полный славных традиций и повседневного самоотверженного труда во имя сохранения материальных ценностей, здоровья и жизни людей.

История гарнизона насчитывает большое количество пожаров, которые были побеждены благодаря мужеству, смелости, стойкости и волевым качествам характера саратовских пожарных. Их доблесть не осталась незамеченной Правительством России.  Два сотрудника МЧС Саратовской области  А.А.Маркин и А.Е.Навознов были награждены Орденами Мужества за тушение сложных пожаров. Многие сотрудники награждены правительственными наградами.

Поделиться: