3 часть
© ООО "ИнТеБ". Автор - Карпов А.В.
История
пожарной техники
Бурными темпами идёт развитие отрасли производства противопожарного оборудования. Создаются современные модели пожарных автомобилей, принципиально новые виды противопожарного оборудования. Невиданный размах приобретает творчество изобретателей технической службы крупных пожарных гарнизонов, создающих технику, не уступающую серийным образцам. Взлетают пожарные самолёты, на речных просторах появляются пожарные суда и катера. Наша история плавно перетекает в день сегодняшний к современным проблемам и достижениям.
1946
Восстановление деятельности Главного управления по производству противопожарного оборудования
В результате проведённой реорганизации согласно приказа Министерства машиностроения и приборостроения СССР от 17 мая 1946 года в новую структуру ГлавУППО вошли 13 предприятий, имеющих прямое отношение к выпуску противопожарного оборудования: Московский завод пожарных машин (МЗПМ); заводы противопожарного оборудования: Варгашинский, Ливенский, Ленинградский («Свобода»), Новоторжский, Прилукский, Топкинский, Харцызский, Чумлякский, Запорожский машиностроительный завод имени Войкова, Проектномонтажная контора спринклерных и дренчерных установок, Союзно-Проектно-Конструкторское Бюро (СПКБ), Хозрасчётный отдел Снабжения предприятий ГлавУППО «УППОСНАБ».
1947
Изготовление крупной партии пожарных автомобилей мастерскими Ленинградской пожарной охраны
1947
Изготовление первого советского автомобиля с закрытым кузовом
1947
Создание водозащитной службы пожарной охраны МВД СССР
1947
Катерная служба московской пожарной охраны
К 30-летию Октябрьской революции в 1947 году были приведены в рабочее состояние оба пожарных катера московской пожарной охраны. На вооружении имелись 2 катера – так называемые «Катер № 1» и «Катер № 2».
1948
Изготовление автонасоса с закрытым кузовом
1948
Начало работ по оснащению пожарной охраны Москвы пожарными автомобилями собственной конструкции
1949
Изготовление пожарной автоцистерны ПМЗ-9 и автонасоса ПМЗ-10
1950
Создание Особых конструкторских бюро (ОКБ-7 и ОКБ-8) по проектированию образцов пожарной техники
Особые конструкторские бюро занимают особое место в истории отечественной пожарной охраны. Ими были разработаны все серийные образцы противопожарной техники.
1950
Изготовление передвижных пожарных лабораторий
1952
Начало серийного выпуска первого советского автомобиля аэродромной службы ПМЗ-15 (ПААС-15)
1952
Первое применение пожарного самолёта Ан-2Л
1953
Начало серийного выпуска первой советской автоцистерны на шасси повышенной проходимости ПМЗ-13
1953
Изготовление технической службой УПО АзССР пожарной насосной станции
1953
Изготовление и испытание первых советских автолестниц высотой выдвижения 32 и 45 м. (проекты ЛА и ЛБ)
1953
Начало выпуска автомобилей связи и освещения АСО-7,2(150)
1954
Изготовление автоцистерны ПМЗ-17 и автонасоса ПМЗ-18
В 1954 году по проекту ОКБ-8 Прилукским заводом противопожарного оборудования на шасси ЗИС-150 изготовлен первый образец пожарной автоцистерны ПМЗ-17, основной пожарной автоцистерны ближайшего будущего, призванной заменить устаревшие модели ПМЗ-9 и ПМЗ-9М.
1954
Изготовление первых советских образцов пожарных автомобилей для села
1954
Изготовление опытного образца пожарного автомобиля химического пенного тушения ПМЗ-16
1956
Впервые для борьбы с лесными пожарами применён вертолёт
1956
Изготовление первого советского пожарного автомобиля с цельнометаллическим кузовом
1957
Начало работ по созданию мощной пожарной насосной станции конструкции московской пожарной охраны
1957
Начало применения пожарных танков для противопожарной защиты деревообрабатывающих предприятий
1957
Начало серийного выпуска пожарных автомеханических лестниц на шасси ЗИЛ-157
1958
Начало изготовления рукавных пожарных автомобилей
1959
Изготовление первой советской серийной автоцистерны для районов Крайнего Севера ПМЗ-42
1959
Начало работ по созданию пожарных насосных станций конструкции инженера И.И. Ожерельева
1960
Утверждение техническим советом ГУПО разработанной ЦНИИПО системы условных обозначений (классификации) пожарных автомобилей
1960
Изготовление навесного шестерённого насоса НШН-600
1960
Начало серийного выпуска автомобилей технической службы
1961
Изготовлен образец пожарного оборудования для вертолёта
1961
Постройка малогабаритного катера Ленинградской пожарной охраны
1961
Создание пожарного самолёта на базе поплавковой модели Ан-2В
1961
Создание первых устройств по получению воздушно-механической пены высокой кратности
Впервые отечественная воздушно-механическая пена (ВМП) высокой кратности, применяемая для нужд пожаротушения, была получена в пожарной охране города Свердловска (ныне - Екатеринбург) весной 1961 года.
1961
Создание первого в СССР автомобиля газоводяного тушения (Новосибирск)
1962
Изготовление первых пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130
Проекты новой пожарной техники на шасси ЗИЛ-130 были разработаны ОКБ-8 ещё в 1961 году. Но из-за отсутствия базовых шасси изготовление Прилукским заводом противопожарного оборудования опытных образцов автоцистерны АЦ-30(130)-63 и автонасоса АН-30(130)-64А завершается только в августе и декабре 1962 года соответственно.
1963
Применение штабного пожарного автомобиля на шасси ГАЗ-13 «Чайка»
1964
Изготовление пожарной насосной станции ПНС-100(157)-66
1965
Начало разработки в СССР устройств для подачи воды под высоким давлением
1966
Изготовление опытного образца пожарной автоцистерны для сельской местности АЦ-30(53А)-106
1967
Изготовление пожарных автомобилей АЦ-40(130Е)-126 и АН-40(130Е)-127 для московской пожарной охраны
1967
Изготовление первых пожарных пеноподъёмников
1968
Изготовление пожарной автоцистерны тяжёлого типа
1969
Изготовление мощной вездеходной пожарной установки (МВПУ) и автомобиля-тягача пожарного (АТП-543)
1970
Начало серийного выпуска пожарной техники на шасси ЗИЛ-131
1970
Начало эксплуатации пожарной модификации речных судов на подводных крыльях «Ракета-П»
1970
Изготовление опытного образца пожарного автомобиля порошкового тушения
1970
Начало серийного выпуска пожарного штабного автомобиля АШ-4(452)-79А
1973
Начало серийного выпуска аэродромного пожарного автомобиля тяжёлого типа АА-60(543)-160
1974
Начало серийного выпуска пожарного лесного вездехода
1974
Начало серийного выпуска пожарного насосно-рукавного автомобиля на шасси ЗИЛ-130
1975
Начало изготовление пожарных судов проекта 1471, типа «Прометей»
1975
Создание прилукского производственного объединения «Противопожарное оборудование»
1976
Впервые в СССР произведены массовые закупки иностранных пожарных коленчатых подъёмников
1977
Изменение цветографической схемы пожарных автомобилей
1977
Торжественное открытие памятника «Пожарный пароход «Гаситель»
1977
Создание пожарных автоцистерн вагонной компоновки
1978
Начало серийного выпуска аэродромного пожарного автомобиля тяжёлого типа АА-60(7310)-160.01
1979
Изготовление самоходного лафетного ствола СЛС-100 (ГТ-СМ)
1980
Начало серийного выпуска лесопожарного агрегата АЛП-10(Т-150К)-177
1981
Изготовление опытного образца пожарной автоцистерны с коленчатым подъёмником
1985
Изготовление пожарных машин порошкового и воздушно-пенного тушения
1986
Испытания опытного образца пожарного рукавного автомобиля модели 215
1986
Начало серийного выпуска аэродромного пожарного автомобиль модели 189
1987
Создание пожарного автомобиля первой помощи на шасси УАЗ-452.
1987
Первый полёт пожарного самолёта Ан-26П
1989
Изготовление опытного экземпляра пожарной автоцистерны TLF 7600 на шасси КАМАЗ-53211
1989
Создание выливного авиационного прибора (ВАП)
Знакомимся с Авиацией МЧС России
1990
Первое применение противопожарного самолёта Ил-76П
1991
Выпуск лесопожарного модуля
1992
Изготовление аварийно-спасательного автомобиля на шасси МАЗ-543
1993
ОАО «Пожтехника» восстанавливает выпуск пожарной техники
Пожарная
автолестница
1993
Демонстрация самолёта-амфибии Бе-12П
1993
Варгашинским заводом противопожарного оборудования восстанавливается выпуск пожарной техники
1993
Выпуск пожарной техники Жуковским машиностроительным заводом
1994
Появление первой в России вертолётной пожарно-спасательной службы
1994
Выпуск иркутским ПО «Восток» специальных пожарных автомобилей
1998
Первый полёт противопожарного самолёта-амфибии Бе-200
1999
Образована «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания (УСПТК)»
2002
Построен пожарный корабль «Надежда» проект №16640
Пожарный корабль МЧС России «Надежда»
ООО "ИнТеБ". Автор - Карпов А.В.
История
пожарной техники
Вот и закончилась наша история. Кратким рассказом невозможно охватить всё историческое полотно отечественной пожарной техники. Слишком много на нём интереснейших нюансов и деталей: талантливых мастеров, интересных технических решений, оригинальных конструкций. И на этих страницах мы лишь набросали эскиз такой панорамы, впервые на просторах российского Интернета попытались представить наиболее значимые исторические события пожарного дела в хронологическом порядке. С вашим интересом к теме, с помощью знатоков истории отечественной техники и энтузиастов пожарного дела, мы готовы идти дальше, развивая и совершенствуя эту интереснейшую тему.
ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА
1956 г.
1960 г.
1961 г.
1970 г.
2000