Общественный транспорт

Миллионы россиян ежедневно пользуются общественным транспортом для поездок на работу, по делам, навестить родных и близких. Автобусы, троллейбусы, трамваи и метро — это достаточно надежный транспорт. Но от аварий не застрахован никто. И в случае столкновения, в салоне транспортного средства может произойти возгорание. Способствовать возникновению пожара могут, например, нарушения правил перевозки пассажирами легко воспламеняющихся жидкостей и газовых баллонов. Таким образом, от выполнения отдельно взятым пассажиром правил поведения в наземном транспорте зависит безопасность остальных.
Самое главное
  1. В транспорте нельзя перевозить ЛВЖ и баллоны с газом
  2. Если Вы почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом водителю или машинисту
  3. Воспользуйтесь для тушения подручными средствами
  4. Не прикасайтесь к металлическим частям электротранспорта
  5. В вагоне метро перейдите в незанятую огнем часть вагона и сядьте на пол
  6. Не пытайтесь покинуть вагон в метро без команды машиниста

Миллионы россиян ежедневно пользуются общественным транспортом для поездок на работу, по делам, навестить родных и близких. Автобусы, троллейбусы, трамваи и метро — это достаточно надежный транспорт.

Но от аварий не застрахован никто. И в случае столкновения, в салоне транспортного средства может произойти возгорание. Способствовать возникновению пожара могут, например, нарушения правил перевозки пассажирами легко воспламеняющихся жидкостей и газовых баллонов.

Таким образом, от выполнения отдельно взятым пассажиром правил поведения в наземном транспорте зависит безопасность остальных.

Правила безопасного поведения пассажиров наземного общественного транспорта давно и подробно разработаны и вывешены в салоне транспортного средства. Тем не менее, не все удосуживаются с ними ознакомиться. Поэтому советуем Вам во время следующей поездки оторваться от созерцания проплывающего за окнами пейзажа или сна и причитать правила поведения в наземном транспорте. Времени в поездке для этого вполне достаточно.

Наземный

К наземному общественному транспорту принято относить автобус, троллейбус, трамвай и ставшее популярным сейчас маршрутное такси.
В современном автобусе, курсирующем по городу — в среднем 30 сидячих и 100 стоячих мест. Междугородный или экскурсионный автобусы вмещают 45 человек.

Вместимость трамвая и троллейбуса примерно такая же, а маршрутка в зависимости от типа салона вмещает до 18 человек.

У автобуса и маршрутного такси фактором опасности является наличие горючего в бензобаке. Эти два вида транспорта достаточно быстро и свободно перемещаются на дороге, что делает их уязвимыми в плане дорожно-транспортного происшествия по сравнению с медлительными, привязными к определенной траектории своими дугами троллейбусом или трамваем, ездящим по колее.

Зато троллейбус и трамвай используют электричество, которое в случае повреждения электропроводки становится пожароопасным и появляется опасность получить удар током.

Конечно, мы не пытаемся нагнать панику и создать ощущение того, что поездка в общественном транспорте сродни экстриму. Пожары на нем происходят не так уж часто. Но все же надо быть готовым к экстренной эвакуации. Возможно, женщинам нет смысла без особой необходимости надевать неудобную одежду и обувь — каблуки и длинные юбки в совокупности с распущенными волосами создадут Вам много помех тогда, когда потребуется скорость и ловкость.

Что может сделать пассажир, чтобы минимизировать пожарную опасность?

  1. Не провозите в транспорте взрыво- и пожароопасные вещества. К ним относятся всевозможные лакокрасочные изделия, бытовые баллоны для дачной газовой плиты. При резком торможении, маневре Вы можете упустить ситуацию, и тара будет повреждена, в результате чего перевозимый Вами растворитель разольется по салону. Дальше будет достаточно одной искры или (в зимнее время) попадания капель на нагретую «печку»-обогреватель салона.
  2. В общественном транспорте курение запрещено. Это вполне понятная мера — внутренняя часть салона в интересах комфорта пассажиров выполнена из мягких материалов, которые могут легко вспыхнуть при попадании на них пепла от сигареты.
  3. Во всех видах транспорта есть электричество — им освещается салон в темное время суток. Как и любая электропроводка, проводка в салоне может внезапно выйти из строя. Это очень легко обнаружить по распространяющемуся характерному запаху горелой изоляции. При появлении такого запаха надо немедленно, но спокойно известить водителя.
  4. Если пожар произошел, то Ваша задача — постараться наиболее эффективно и резво эвакуироваться из горящего салона. Учтите, автобус и троллейбус полностью выгорают за 6 минут. Поэтому действовать надо очень четко. При этом обязательно помните, что Вы — человек, и помогите тем, кто слабее.
  5. Паника — плохой советчик. Оттого, что несколько десятков людей будут метаться по узкому проходу, скорость эвакуации не увеличится. Поэтому постарайтесь сохранять спокойствие сами и одернуть (возможно, сделать это придется довольно резко) тех, кто потерял голову.

Итак, по порядку, какие действия можно и нужно предпринять в случае возгорания в городском наземном транспорте:

  1. Немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам; потребуйте остановиться (не пытайтесь высадиться при движении) и открыть двери. Также нажмите кнопку аварийного открывания дверей.
  2. Воспользуйтесь для тушения подручными средствами: огнетушителем, висящем в салоне, обычно ближе к водительскому месту, песком, хранящемся в специальном ящичке или рундучке под сиденьем, или плотной тканью (вплоть до плащей, пиджаков и т.п. одежды). Запомните! Опасность поражения током может представлять обгорающая проводка. Будьте осторожны! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов. Во избежание поражения током нельзя тушить пожар в электротранспорте водой или другими жидкостями.
  3. При блокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и выходы через боковые окна (открывать по инструкции, имеющейся на них). В крайнем случае, вышибайте стекло сильным ударом ног в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся в нем стекол. Не пытайтесь спасти свою кладь — в такой ситуации жизнь дороже. В первую очередь спасайте детей и престарелых. Детей держите за руку или на руках. Не допускайте паники, выполняйте все указания водителя.
  4. В любом общественном транспорте имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывайте рот и нос платком (желательно смоченным водой) или рукавом.
  5. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь поручней и других частей корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь. Нельзя пытаться, стоя на земле, помогать другим выходящим пассажирам. Такая вежливость может быть убийственна как для вас, так и для них, поскольку Вы создадите электрическую цепь между корпусом троллейбуса и землей. Указанный прием — выход прыжком — должен использоваться даже в случаях отсутствия видимых повреждений конструкции троллейбуса или трамвая и линии электропередачи.
  6. Выбравшись из салона, отойдите подальше, так как в автобусе могут взорваться баки с горючим, а в троллейбусе и трамвае возможно замыкание высоковольтной сети.
  7. Немедленно через водителей проезжающих машин или по телефону сообщите о пожаре в пожарную охрану и в «скорую помощь»
  8. Окажите первую помощь пострадавшим. С людей получивших ожоги нельзя снимать остатки одежды. Не поднимайте и не сажайте их. Оставьте их лежать на ровной поверхности. Под голову ничего подкладывать не надо! По возможности дайте пострадавшему обильное питье.
  9. Ждите приезда спасателей.

Метро

Метрополитен по праву считается самым безаварийным транспортом. Поезд идет в тоннеле, что исключает его столкновение с встречным поездом или аварии в результате обгона, подрезания.

Единственная опасность — пожар. Он может произойти как в результате неосторожных действий пассажиров (курение, провоз огнеопасных грузов и прочие нарушения правил для пассажиров, которые висят в каждом вагоне на видном месте). К сожалению, метрополитен периодически становится объектом атаки экстремистов, производящих подрыв в вагоне подвижного состава или на станции. Третья причина кроется в электричестве — весь метрополитен можно рассматривать как гигантский электроприбор, а поезд — в особенности.

Во всех случаях возгораний в метро, вне зависимости от их происхождения, основной трудностью и для пассажиров, и для аварийно-спасательных служб станут именно тоннели.

Пожарные подразделения прибывают по вызову машиниста к станции, ближайшей к месту аварии. Затем им надо определенное время на то, чтобы спуститься вниз. Например, на станции Киевская Филевской линии при отключенном эскалаторе спуск вниз займет около 30 минут. А есть и станции более глубокого заложения.

Следовательно, несколько минут пассажирам придется находиться с проблемой один на один, и от разумности Ваших действий зависит ваша жизнь и жизнь окружающих вас людей.

  1. Если Вы находитесь на станции и заметили возгорание — сообщите о возгорании сотруднику метрополитена через колонну экстренного вызова.
  2. Если Вы находитесь в вагоне метро, почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о возгорании по переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не допустить возникновения паники в вагоне, успокойте людей. Детей нужно держать за руку.
  3. При сильном задымлении дышите через влажный носовой платок или рукав кофты.
  4. Воспользуйтесь для тушения подручными средствами: огнетушителем, висящем в салоне или плотной тканью (вплоть до плащей, пиджаков и т.п. одежды). Запомните! Опасность поражения током может представлять обгорающая проводка. Будьте осторожны! Металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов. Во избежание поражения током нельзя тушить пожар в электротранспорте водой или другими жидкостями.
  5. Закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя. А если пожар в тоннеле, то это предотвратит вагон от проникновения дыма.
  6. Если это возможно, перейдите в незанятую огнем часть вагона и сядьте на пол. Уходить от пожара в вагоне следует в сторону движения, так как набегающий поток воздуха будет сбивать пламя назад.
  7. Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном — это затруднит тушение пожара и вашу эвакуацию.
  8. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперед детей и престарелых, затем выйдите сами, сохраняя спокойствие и выдержку. Проверьте, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помогите этим людям покинуть его.
  9. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход двигайтесь вперед по ходу поезда к станции.
  10. При усилении пожара и отсутствии разрешающей команды (связь могла прерваться в результате пожара) попытайтесь раздвинуть двери или выбейте боковые стекла. Металлические части вагонов могут быть под напряжением, поэтому во избежание поражения током покидая вагон, не держитесь за поручни, а лучше прыгайте. Нежелательно принимать людей, продолжающих держаться за детали вагона, на руки. Лучше ловить их на лету.
  11. Идите вдоль полотна между рельсами друг за другом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.
  12. Сохраняйте спокойствие и помогайте детям, женщинам и пожилым людям.
  13. Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля.
  14. Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте его указания.
Самое главное

Еще о безопасности

Личный транспорт
Автомобили появились на наших дорогах около 100 лет назад. И с первых дней пожарная опасность буквально ходит рядом с этими техническими средствами передвижения. Столкнуться с пожарной ситуацией вокруг вашего личного автомобиля можно в самом неожиданном месте. Безусловно, предусмотреть все невозможно. Но чтобы сохранить автомобиль от пожара, надо помнить несколько основных правил.