Почему мы предлагаем «тренажер», а не просто «виртуальную игрушку»? В отличие от привычной игры-забавы, предложенные нами игры, в первую очередь, учат и воспитывают. Причем не только пожарной безопасности, но и общеучебным компетенциям: работа по заданию, овладение информационным технологиями, коммуникативные компетенции. Как приятный бонус – это развитие внимания, наблюдательности, логики, расширение словарного запаса.
Мы приветствуем на нашем сайте семейные команды!
И вам, заботливые родители, играющие со своими детьми в развивающие и познавательные игры, предлагаем несколько советов от авторов этих тренажеров.
Почему мы предлагаем «тренажер», а не просто «виртуальную игрушку»? В отличие от привычной игры-забавы, предложенные нами игры, в первую очередь, учат и воспитывают. Причем не только пожарной безопасности, но и общеучебным компетенциям: работа по заданию, овладение информационным технологиями, коммуникативные компетенции. Как приятный бонус – это развитие внимания, наблюдательности, логики, расширение словарного запаса.
Какие же полезные навыки могут приобрести дети и подростки, занимаясь вместе с вами этими тренажерами по пожарной безопасности?
Основная цель: закрепление компетенций в области предупреждения возникновения возгораний и пожаров в обыденных ситуациях повседневной жизни, а также действия в случае возгораний и пожаров. Мы не ставили целью научить тушить пожар! Мы учим его не допустить! Основной акцент тренажеров – на том, как не допустить сложную ситуацию. А если произошла беда – спокойно выполнить правильные шаги
Стихи, загадки, вопросы, разбор ситуаций реальной жизни – подробно и доходчиво показывают важность соблюдения элементарных норм пожарной профилактики. Все в наших руках! Все провода, все спички и свечки – это все зависит от нашей грамотности при эксплуатации.
При разработке тренажеров был учтен почти столетний опыт детской противопожарной пропаганды: что особенно важно знать, в какие ситуации может попасть обычный школьник, какими словами лучше донести до ребенка прописные истины пожарной азбуки. Оказалось, что прямой запрет детская психика воспринимает абсолютно неожиданно: почти как руководство к действию: «Раз запрещают, значит, это для взрослых, это интересно!»
Тренажеры по пожарной безопасности не поучают и не запрещают. Они последовательно, но весело рассказывают о том, как надо и не надо. Малышам – стихами. Это легко укладывается в голове: дети любят ритм.
Игры со стихотворными, ритмичными текстами представлены двух типов. «Стихи» и «Загадки». Психофизиологи считают, что в народном фольклоре так много потешек, песенок на основе зарифмовок потому, что наши предки интуитивно знали: ритм развивает мозг. Еще один бонус работы с зарифмовками – это тренировка памяти.
Стихи
Тренажер «Стихи» - излюбленная детьми и традиционная для игр и учебных пособий задача: восстановить «разрушенные» стихи, вставляя в свободные ячейки игрового поля слова из предложенных внизу. Такая «мозаика» из слов помогает развивать фонематический слух и чувство ритма – ошибка легко проверяется. А при правильном ответе – звуковое прочтение стихотворения с расставленными интонациями профессиональным диктором. Это позволяет усваивать манеру чтения, приучает к правильному интонированию предложения. Это сейчас важно, так как звучка многих переводных мультфильмов сделана нарочито в отличающейся от нормальной русской речи манере, бедна интонациями.
Можно попробовать предложить уже устно подобрать аналогичные слова, не нарушающие смысл и ритм – то есть написать свое стихотворение. Или просто написать новое стихотворение, а затем предложить его товарищам, членам семьи. Можно начать игру словами Ю. Тувима: «Что случилось, что случилось, с полки азбука свалилась!» . А почему? Дайте ребенку пофантазировать. Ущерб его моральному состоянию вы точно не нанесете – скорее, он вам. Скорей всего, ребенок невозмутимо расскажет вам о взрыве и тому подобных катаклизмах. И вот тут мы и отвлекаем его от пугающих подробностей в мир безопасных стихов: пришли храбрые пожарные-спасатели и спасают рассыпавшиеся стихи! Дальше уже ребенок с удовольствием будет вместе с вами «спасать» стихи игры, перемещая нужные слова и добиваясь восстановления связного текста.
Загадки
Игра «Загадки» - тоже игра со словами. Ребенку надо впечатать, то есть ввести с клавиатуры, нужное слово. Такое упражнение тоже является подспорьем для уроков русского языка – учит различать буквы и звуки, запоминать орфограммы. Программу тренажера же не уговорить, как маму или Марьиванну. Ввели букву А вместо О – программа признает ответ неверным.
В оформлении тренажера «Загадки» есть отсылка к популярной у детей серии книг и киноэпопеи про волшебную школу с совами. Сова вообще ассоциируется с мудростью, загадочностью, при этом ее образ встречается во всех детских потешках. По желанию ребенка герой игры может быть и Мудрым Филином – жителем таинственной библиотеки сказочного замка, и забавной простуженной Совой – подругой Винни Пуха и Пятачка.
С какого возраста доступны «Стихи» и «Загадки»? В принципе, для самостоятельной игры ребенок должен уметь осознанно читать. В 5 лет это произойдет или в 7 с Вашим конкретно ребенком – решать Вам. Доступность контента этих игр по смысловому содержанию – в границах 4-8 лет, опять же в зависимости от интересов ребенка. Стихотворные тексты достаточно разноуровневы – составители сознательно брали как тематические стихи известных детских поэтов (С. Маршака, Я Акима и др.), так и стихи детского сочинения. Сделано это как раз для активизации творчества пользователей: они тоже так могут.
Робот
Для ребят постарше есть увлекательная игра «Робот». Младший школьный возраст – период особо «придирчивого» взгляда на мир. Младшеклассник видит промахи друзей, родственников, учителя и с радостью их публично поправляет. Да, позже подросток будет не только искать изъяны, но и восстанавливать именно справедливость – на этом будут основаны тренажеры для подростков.
А пока что младший школьник – любит наводить порядок, исправляя чужие ошибки. Скрыть нарушение правил пожарной безопасности от третьеклассника сложно, хотя мы и постарались. Перед вами интерьеры обычного жилья с мебелью, плитой, электроприборами, балконом, гараж и другие вполне реалистичные локации, которые могут встретиться детям.
Смысл этой игры – развивать зоркость в плане обнаружения опасности до того, как она проявит себя. Ребенку понравится «наводить порядок», исправлять ошибки взрослых. Все игры дают возможность нескольких попыток. Поэтому не вызовут стресс.
Можно затем попробовать поиграть в эту игру уже на реальном материале вашей квартиры, дачи. Поискать аналогичные проблемы вокруг себя. Вполне возможно, что ребенок опередит Вас в этом – сам начнет отточенным взором анализировать жилище и другие повседневно встречающиеся локации.
Викторина. Кто хочет стать пожарным смелым
Следующая по уровню сложности – «Викторина». Она построена как виртуальный аналог известных телешоу. Участник отвечает на вопросы. Набирает очки и в итоге получает совершенно неожиданный приз: погоны пожарного. Свой результат можно улучшать.
Расследование
Можно организовать соревнование среди домочадцев, посмотреть в итоге, кто получит максимально высокое звание в этот день. И конечно, наделить «главного пожарного семьи» какими-то милыми и добрыми полномочиями в доме. Но – до следующего сеанса. Это поможет организовать жизнь семьи каким-то необычным и позитивным ивентом, событийным рядом, выходящим за привычные рутинные рамки, Игры для более старших, мы бы назвали их подростковыми, тоже основаны на традиционном интересе этого возраста. Вспомним детские фильмы советского периода о 10-13-летних детях, то разгадывающих тайны подземелий, то выслеживающих шпионов. «Расследование» как раз про это. Кто же устроил пожар? В распоряжении юного следователя – показания случайных людей и сотрудников МЧС, полиции. Они различаются по эмоциональной окраске, насыщенности важными и не имеющими к делу отношения фактами.
Что вынесет среднестатистический пятиклассник из игры «Расследование»? Аналитические навыки, умение работать с источниками, умение сопоставлять факты.
На основании того, что встретится в сюжетах, можно разыграть мини-спектакли: речь погорельцев и свидетелей мы специально сделали насыщенной разговорными словечками, яркими оборотами речи. Во многом да, это попытка поговорить легко о очень сложных житейских проблемах: почти каждый из героев сюжета допустил ошибки. У одних они оказались фатальными, другим повезло.
Соответственно, сюжеты «Расследований» - это не просто игра младших подростков в сыщиков, детективов, следователей (кому что ближе). Это еще и повод поговорить семьей об ответственности каждого за свои поступки. Поговорить о продуманности, о прогнозе своих действий. К сожалению, современным подросткам не хватает именно аналитичности при планировании своих шагов.
Суд. По материалам дела №...
Игра «Суд. По материалам дела №..» построена на аналогичных сюжетах, тоже требует анализа ситуаций. Но сами сюжетные линии простроены с более взрослыми сюжетами, там меньше детей, и житейские коллизии героев реалистичны, но для среднего и старшего подросткового возраста. Опять же, сам формат имеет отсылку к многочисленным телешоу, имитирующих судебные процессы – это сделает игру интересной для всей семьи. Можно поручить бабушке роль прокурора или адвоката – в игровом сюжете они отсутствуют.
Но надо заметить, что сам формат устного игрового «суда» подросткам был интересен и до телешоу. Считаем, что как то незаслуженно этот формат забыт – его затмил телесуд. А вот тренажер предлагает активно самому вмешаться в процесс.
Итак, дорогие родители, мы рады если наши игровые тренажеры помогут вам и вашим детям стать пожаробезопаснее и помогут заодно развить внимание, наблюдательность, способность мыслить и просто стать немного более грамотными – и в русском языке. И главное – с точки зрения пожаробезопасного воведения.