2 класс. Окружающий мир. Урок №24 «Правила поведения в школе, правила вежливости (волшебные слова, волшебные поступки). Ты и твои друзья»

Слово учителю: Интерактивные технологии на уроке я применяю постоянно, и мои ребята довольно подкованы в обращении с клавиатурой, поэтому решила ввести в урок как отдельный этап игру «Стихи. Общественные места»

Обучающиеся в данном классе сильные, хорошо читающие, с достаточным словарным запасом.

На данном уроке Окружающего мира обсуждаются правила поведения в школе, взаимодействие всех участников образовательного процесса, прорабатываются формулы приветствия и прощания.

На этапе закрепления учебного материала ставлю проблемный вопрос: «Помимо слов, в чём ещё проявляется вежливость общения в школе, транспорте, общественных местах?»

Ребята уверенно отвечают: «Важно не толкаться. Не наступать на ноги, стараться не столкнуться при движении, например, в коридоре или на лестнице. Для этого надо соблюдать направление движения. Ходить по правой стороне».

Развиваю проблемную ситуацию дальше: «А если надо очень быстро двигаться? Тогда можно будет толкнуть кого-то?»

Ответы обучающихся соответствуют ожиданиям: «Нет, толкаться вообще не надо. Это и некрасиво, и опасно. Человек может упасть, удариться».

Продолжаем обсуждение: «А все-таки, в каких ситуациях нам придётся двигаться быстро?»

Так как в школе регулярно проводятся тренировки по учебной эвакуации, то термины вошли в активный словарный запас и вспоминается второклассниками сразу: «Пожарная тревога! Эвакуация!»

Задаю уточняющий вопрос: «Значит, при эвакуации мы бежим? Быстро двигаться – это бегом?»

Ответы обучающихся: «Нет! Бежать при эвакуации ещё опаснее. Если ты упадешь, ты можешь отстать от своего класса и потеряться, остаться в опасном помещении!»

В процессе фронтальной беседы обсуждаем недавнюю тренировку по эвакуации из здания школы – двигались спокойно, но быстро, не бежали. Предлагаю вспомнить, как это было – но с помощью Огнетушителя и Капельки. Пост «оператора» занимает один из учащихся.

Она достаточно динамична, если работать во фронтальном режиме, с элементами соревновательности – кто первым назовет правильный ответ. Единственная проблема – пока не дослушаешь до конца дикторский текст, ссылка на варианты ответов неактивна. А ребята – уже очень активны, так как все успели прочитать самостоятельно. Но тут следует отметить: у меня читающий класс. Возможно, для другого коллектива данный темп будет оптимален. В данном случае оказался важен педагогический момент: мы же всегда просим детей дослушать вопрос до конца, отвечать на поставленный вопрос, а не пытаться как можно скорее собрать ответ из всей информации по теме.

Безусловно, чтобы учебный материал такого типа не воспринимался, как развлечение, обучающиеся должны интуитивно чувствовать его значение, его не случайное появление на данном уроке. Это принцип системности и последовательности в педагогике.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить