4 класс. Окружающий мир. Повторение по темам, изученным за год

Фрагмент урока

Урок обобщения и повторения, включает в себя актуализацию знаний по всем темам разделов «Родной край – часть большой страны» (информация о пойменных лугах деревни Терехово), «Человек и природа» (природное сообщество пойменного луга), «Человек и общество» (охрана Законом РФ краснокнижных растений и наказание за поджог травы), «Правила безопасной жизни» (пожарная безопасность на природе).

Слово учителю: С учетом времени года и сухой ветреной погоды, было решено включить этап урока по профилактике пожаров в природной среде.

Данный этап урока был полностью спланирован и проведен с использованием образовательной викторины «Палам травы – нет!»

Вступительная заметка к викторине даёт определение пала травы и информирует о его происхождении.

Вопрос к классу: «Мы узнали сейчас, что 90% ландшафтных пожаров происходит по вине человека. Какая ещё беда грозит такому природному сообществу, как луг? Например, тот луг, который мы видим через реку в Филевском парке, это пойменный луг деревни Терехово».

Ответы обучающихся: «Для растений луга представляют опасность люди, собирающие краснокнижные растения в букеты, и люди, поджигающие сухую траву. Оба этих действия уничтожают живую природу».

Вопросы викторины позволили последовательно раскрыть аспекты охраны природы: вред пала травы для животных, включая насекомых, рептилий, млекопитающих и птиц. Многие четвероклассники имели о шмелях общее представление в рамках учебника, но не представляли, как живут земляные шмели. А что он и называется Земляной, и домики свои строит в земле, где выводит потомство и кормит его своим горьким жидким медом – мало кто знает. Викторина подсказала!

Из курсов Литературного чтения» и Окружающего мира дети знают, что гнезда на земле строят перепёлки. Но не меньшим открытием стал приведенный в викторине внушительный список птиц нашей местности, выводящих птенцов в гнездах, устроенных в густой траве, – и как раз из сухих травинок… Понятно, что при пале травы даже мгновенный «пробег» огня по гнезду погубит птенчиков даже внутри яйца. Аналогично беда настигает зайчат, которых зайчихи выводят на опушке луга – опять же, в гнезде из сухой травы.

Следует отметить, что вопросы, связанные с гибелью животных и птиц, сложны для учителя в плане опасения нанести психологическую травму детям. Педагогически верным представляется решение авторов викторины избежать пугающих фотографий пострадавших животных.

Из викторины узнали и скорость движения огня по полю, лугу с сухой травой – это сравнимо с грузовым автомобилем. Для 4-го класса цифры вполне соотносимые, так как на уроках «Математики» решаются задачи на скорость различных транспортных средств.

Отдельный блок вопросов раскрыл опасность пала травы для растительного сообщества. Помимо того, что пал травы уничтожает корневища и побеги первоцветов, он нарушает периодичность цветения луковичных растений. У луковичных, в большинстве своём краснокнижных растений, таких как Гусиный лук, Галантус, Сцилла – цветонос закладывается один на год, и если растение лишилось верхушечной почки, оно не сумело запасти питательные вещества к зимовке и заложить почку на следующую весну. Пал травы часто переходит в лесной пожар, а зола, возникающая при сгорании травы в пожаре, не является удобрением, в отличие от печной и вносимой под рыхление.

Викторина дала ответ на естественным образом возникший у обучающихся вопрос: «А как можно бороться с палом травы?». В викторине показаны методы захлестывания кромки пожара ветками, мешковиной, а также даны рекомендации по профилактической работе, доступной школьникам.

Викторина дала исчерпывающую информацию о роли государства в пресечении незаконного пала травы, так же, как и браконьерства. Например, Государственная дума приняла в апреле 2023 года законодательно многомиллионные штрафы за уничтожение и сбор краснокнижных растений, а в 2022 году были повышены штрафы за поджог травы.

Прохождение викторины с обсуждением результатов каждого вопроса заняло 15 минут, при этом было организовано повторение практически всех разделов по дисциплине «Окружающий мир» за 4 класс.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить