8 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Пожар в здании

Тип занятия Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс 8 класс
Тема занятия Пожар в здании.
Цель Отработать навык эвакуации при пожаре.
Расширить представления о тушении возгораний подручными средствами.
Закрепить понимание понятий: пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара.
Опорные знания Действия при пожаре в помещении.
Поражающие факторы пожара.
Правила эвакуации.
Формирующиеся ценности: Ответственность за свои действия.
Уверенность в профессионализме спасателей и правильности их рекомендаций.
Планируемые результаты
Личностные:
  • актуализация знаний о пожарах в жилых и общественных зданиях, их возможные последствиях;
  • понимание основных причин возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях;
  • применение правил безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Метапредметные:
  • согласование своих действий в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определение их способов, контроль и корректировка их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
  • владение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • освоение приёмов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. – М.: Просвещение, 2021. – 239 с.

Образовательная викторина «Правила эвакуации»
Квест «Эвакуация при пожаре в торговом центре»
Материал сайта ВДПО.рф «Пожар в высотном здании»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

В силу концентрического характера построения программы обучающиеся имеют общие представления о действиях при пожаре и правилах эвакуации.

В 7 классе рассматривались причины пожаров и действия при пожаре в помещении, в 8 классе рассматривается чрезвычайная ситуация в здании в целом

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

В дополнение к материалу учебника можно использовать: образовательную викторину «Правила эвакуации»

и квест «Эвакуация при пожаре в торговом центре»

Проблема действий при возгорании в торгово-развлекательном комплексе более сложная для понимания, чем организованная эвакуация из школьного здания – там каждый должен нести ответственность за себя, при этом выполнять общие требования и указания персонала и при этом соблюдать, несмотря на экстремальные условия, нормы социальной этики в отношении окружающих.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов урока проводится с помощью заданий и вопросов в конце параграфа 12.

Для получения дополнительного материала и самостоятельной работы предлагается использовать материал портала ВДПО.рф «Пожар в высотном здании»

Рекомендуется раскрыть данный материал на экране и продемонстрировать обучающимся его возможности: интересные факты, представленные на инфографике, и структурированные рекомендации по предупреждению возгораний в высотных зданиях, т. к. эвакуация в них затруднена.

Следует предложить самостоятельно сравнить два блока: «Противопожарные мероприятия» (обучающиеся должны соотнести этот блок с деятельностью архитекторов, планировщиков, балансодержателей здания – это определённые размеры путей эвакуации, лестницы и т. д., а также его оснащение датчиками, доводчиками, вентиляторами) и «Правила пожарной безопасности в высотных зданиях» (данный блок соотносится с действиями жильцов и пользователей здания).

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем изучать тему пожарной безопасности в нашей повседневной жизни. Вы уже хорошо знаете, что с огнём шутки плохи, и возникнуть возгорание в обычном помещении может по разным причинам, но всегда будет ответственность человека. Какие это случаи? (Ответы обучающихся: Использование открытого огня, неисправных электроприборов, перегрузка сети, неосторожное обращение с бытовым газом.)

Учитель: Безусловно, предусмотреть абсолютно все опасности трудно. Если ты плохо затушил спичку и бросил её не в ёмкость с водой, а в мусорное ведро с обрезками бумаги и порванной тетрадкой – да, это личная оплошность. В каком случае вы можете искренне сказать: «Я даже не мог предположить»? (Ответы обучающихся: Внезапные поломки электроприборов, проводка без предварительных признаков в виде нагрева, жужжания, искрения или запаха горелой изоляции.)

Учитель: Как мы различаем возгорание и пожар? (Ответы обучающихся: Возгорание не должно превышать размеры до 1 кв. м. и его можно потушить подручными и первичными средствами пожаротушения.)

Учитель: Может случиться так, что возгорание перешло в пожар, и пожар охватил не только отдельно взятое помещение, где находится очаг возгорания, а распространился по всему зданию. Это называется «запущенный пожар». Как вы думаете, что может служить его возникновению? (Ответы обучающихся: Его возникновению способствуют или ошибки в тушении возгорания, переоценка своих сил и умений при тушении, или использование горючих отделочных материалов, захламление помещения, или большой приток воздуха, сквозняк.)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: При пожаре в здании, как правило, огонь не распространяется мгновенно, если это не здание из дерева или с большим количеством деревянных перекрытий. Но есть очень опасный фактор пожара, который причиняет вреда человеку не меньше, чем контакт с открытым пламенем, а распространяется активнее. Что это? (Ответы обучающихся: Дым.)

Учитель: Вспоминаем «Правила эвакуации»

Вопрос 1. Учитель: Мы всё время говорим о том, что надо вызывать профессионалов. (Ответы обучающихся: Выйти и с безопасного места вызвать пожарных. Можно, как на фото, нажать тревожную кнопку по пути.)

Вопрос 4. Учитель: Есть такая шутка, что лучшая картина в любой картинной галерее – это план эвакуации оттуда.

Вопрос 7. Учитель: К сожалению, не только ткань, но и обычный противогаз гражданской обороны не спасет от дыма, поможет только специальный изолирующий противогаз, которым оснащены пожарные. А для эвакуации населения разработаны противодымные колпаки «Феникс», но они не дают возможность работать в дыму – просто увеличивают возможность выхода из зоны задымления, что важно в больших зданиях с длинными коридорами и сложной планировкой. Мокрая ткань тоже, как указывает карточка ответа – просто вспомогательное средство. Но до изобретения изолирующих противогазов пожарные пользовались и мокрой тряпкой, и намоченной рукавицей, и даже собственными усами! Они мочили в бочке с водой голову, брали в рот мокрый длинный ус и дышали через него.

Вопрос 8. Учитель: Описанная ситуация, когда нет выхода, и за пределами вашего помещения всё горит, страшна. Но не безвыходная – в карточке ответа даны рекомендации.

Вопрос 9. Учитель: Почему во время пожара темно? Действительно, проблема темноты на пожаре существует. А причина? Вы её должны знать из курса физики и химии (Ответы обучающихся: Дым состоит из мельчайших частиц несгоревших остатков органики, и оно, как пылевое облако, перекрывает путь лучам света от окна, а электрический свет практически полностью поглощается дымом. Кроме того, электричество полагается отключать сразу при обнаружении возникновения пожара.)

Учитель: Чтобы закрепить наши познания сегодняшнего урока, предлагаю вам самый настоящий квест. Это не для слабонервных. Мы сейчас все вместе будем выбираться, как в голливудском кошмаре, из горящего здания. Готовы?

Итак, мы радостно ходим, выбираем себе подарки, уже что-то сложили в корзину и тут…

Вопрос 1. Учитель: Всё, как мы говорили только что. Гудит сигнализация, и её озвучивает Вася: «В здании пожар, просьба покинуть здание». Темно. Кто-то завизжал, Лена, давай, только не очень громко, это квест, а не способ напугать соседние кабинеты. И мы поднимаем голову и видим! Спасительный зелёный сигнал – стрелку. Куда идём? (Ответы обучающихся: Куда показывает стрелка. Она светится не от электричества, а с помощью специальной краски.)

Вопрос 5. Учитель: Нас обмануло в этой двери что? (Ответы обучающихся: Светящееся устройство над дверью, возможно, это что-то «Тихо, идёт экзамен» или «Не входить без вызова», оно красное, а не зелёное.)

Вопрос 7. Учитель: Что мы приняли за третий огнетушитель? (Ответы обучающихся: Пожарный кран, что тоже неплохо.)

Учитель: Мы вышли на свежий воздух! И уже пожарные разворачивают рукава, чтобы потушить возгорание. Всё обошлось. Тихо, чтоб не пугать школу, но крикнем: Ура!

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: После того, как мы так детально разобрали основные проблемы, возникающие при пожаре в здании целиком, а не в отдельно взятом помещении, у вас не возникнет сложностей при выполнении заданий учебника в конце параграфа 12.

Работа с вопросами учебника.

Учитель: Для получения дополнительного материала и самостоятельной работы с заданиями учебника рекомендую материал портала ВДПО.рф «Пожар в высотном здании»

Давайте посмотрим его на экране. Тут представлены интересные факты, инфографика и структурированные рекомендации по предупреждению возгораний в высотных зданиях, т. к. эвакуация в них затруднена.

Посмотрите: материал содержит два блока рекомендаций: «Противопожарные мероприятия» и «Правила пожарной безопасности в высотных зданиях». Как вы считаете, кому адресован каждый блок? Не дублируют ли они друг друга? (Ответы обучающихся: Блок «Противопожарные мероприятия» – это то, что должны учитывать в своей деятельности архитекторы, планировщики, управляющие компании здания (это определённые размеры путей эвакуации, лестницы и т. д., а также его оснащение датчиками, доводчиками, вентиляторами). А блок «Правила пожарной безопасности» – это то, что требуется соблюдать в процессе реальной жизни жителями, сотрудниками офисов, посетителями здания.)

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить