9 класс. Фрагмент урока химии. Бытовой газ

Тип занятия Урок химии. Фрагмент
Класс 9 класс
Тема занятия Предельные (насыщенные) углеводороды.
Фрагмент «Бытовые газовые приборы».
Цель фрагмента Показать практико-ориентированную связь знания органической химии и культуры безопасности.
Опорные знания Опасность бытового газа (Окружающий мир).
Полезное ископаемое бытовой газ (Окружающий мир, География).
Формирующиеся ценности: Соблюдение правил пожарной безопасности.
Сохранение здоровья и жизни, ценность жизни своей и окружающих.
Планируемые результаты
Личностные:
  • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы по ведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметные:
  • умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определение потенциальных затруднений при решении учебной и познавательной задачи и выбор средств для их устранения;
  • соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • сопоставление реальных и планируемых результатов индивидуальной образовательной деятельности и обобщение выводов;
  • умение принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс. ФГОС: учеб. для общеобразоват. учреждений / Рудзитис Г. Е. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Образовательная викторина «Газовое оборудование: какой ты «богатырь»?

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Основная часть материала параграфа 52 посвящена газу метану как основной части бытового газа. Обучающиеся про бытовой газ без упоминания названия уже знают из курса Окружающего мира и географии как о природном газе, являющемся ценным полезным ископаемым нашей страны, предметом экспорта, а также материалом для обеспечения бытовых нужд в виде бытовых газовых приборов.

Следует сделать акцент на значении метана в экономике нашей страны, но опасности его использования в быту при относительной дешевизне.

В викторине 8 достаточно лёгких коротких вопросов, направленных на актуализацию знаний по безопасному обращению с газом. Ряд вопросов составлен с юмором, а финальный результат порадует обучающихся, т. к. их сравнивают с богатырями из былин.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Проводится по плану урока.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Задание по желанию творческого характера: обосновать невозможность полного отказа использования бытового газового оборудования, плюсы и минусы замены бытового газа на другие виды топлива.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Мы помним, что в сказке «Маугли» огонь называли «Красный цветок». А в конце ХХ века был популярен молодёжный исполнитель Виктор Цой, у которого есть строчки: «Но на кухне синим цветком горит газ, значит, мир не так уж плох».

Сейчас добыча газа является одной из визитных карточек экономики нашей страны, нашего благосостояния – это вы изучали на уроках географии и окружающего мира.

Очень много международных связей выстраивается на основании проблемы перекачки, хранения, продажи газа из нашей страны.

Тем не менее, бытовой газ опасен при неосторожном обращении, может стать причиной не только пожара в отдельно взятой кухне, но и мощного взрыва, который может привести к разрушению части жилого многоэтажного дома. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция к переводу жилого фонда на электроплиты и централизованное отопление.

К сожалению, технологически это невозможно сделать везде и быстро.

Какой самый важный признак опасности утечки бытового газа? Вы его должны хорошо знать и по урокам ОБЖ, и окружающего мира. Как вы думаете, на разработке по добыче газа стоит запах газа? (Ответы обучающихся: Нет, потому что природный газ не имеет запаха, а препарат-отдушку добавляют специально, чтобы люди сразу ощутили опасность и вызвали «104» Службу газа

Учитель: Давайте повторим правила безопасного обращения с газовым бытовым оборудованием.

Учитель: Думаю, нам есть над чем посмеяться в этой викторине.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Изучение материала параграфа.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: В качестве творческого задания предлагаю обосновать с позиции экономиста (выгодность, затратность), эколога (нанесение ущерба окружающей среде), пожарного (профилактика возгораний) невозможность полного отказа использования бытового газового оборудования, плюсы и минусы замены бытового газа на другие виды топлива.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить