Библиотечный час // МХК «Тема пожара в искусстве» (8-9 класс)

Тип занятия Библиотечный час
Класс 7-9 класс
Тема занятия Образ пожарного в искусстве.
Цель Показать социальную значимость роли пожарных через отражение образа пожарных и их труда в искусстве с древнейших времен и до наших дней.
Опорные знания Пожарный – профессия героическая.
Формирующиеся ценности: Уважение к работе пожарных.
Ценность социальной роли пожарных.
Планируемые результаты
Личностные:
  • расширение кругозора обучающихся в области мировой художественной культуры;
  • умение извлекать значимую информацию не только из текста, но и из образа;
  • рформирование аналитического мышления.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
Образовательная викторина «Пламя на экране»
Образовательная викторина «Образ пожарного в искусстве»

Видеозаписи из открытых источников: мультфильмов 1958 г. «Кошкин дом», «Маугли» 1967 г., «Осьминожки» 1976 г.

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данное занятие в большей степени носит общеразвивающий характер, нежели формирует компетенции в области пожарной безопасности. Основное предназначение данного библиотечного часа (как вариант – факультативного занятия по МХК – Мировой художественной культуре) – показать, что образ огнеборца на протяжении всей истории существования профессии привлекал художников, скульпторов, кинематографистов. Чем? Это и предстоит педагогу выяснить с обучающимися. Соприкосновение с пламенем, уже являющимся художественно привлекательной средой, и ему отдельно посвящены произведения искусства, помогает автору показать сильные и слабые стороны характера человека. Это рассматривалось и на занятиях, посвященных литературным произведениям о пожаре и пожарных. Некоторые элементы литературоведения присутствуют и на данном занятии, так как в основе материальных художественных произведений часто лежит литературное произведение как основа экранизации, иллюстрации.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная часть строится на использовании образовательных викторин, одна из которых сосредоточена на кинематографе и мультипликации, а вторая – на живописи, скульптуре и исторической фотографии.

Подразумевается, что далеко не все вопросы викторин могут быть в принципе известны обучающимся – например, творчество Чарли Чаплина, хоть и входит в список мировых шедевров, современным подросткам абсолютно не знакомо, но это как раз повод хотя бы что-то узнать о великом комике или получить представления о немом кино как эпохе в истории кинематографа.

Более того, многие педагоги и родители отмечают неосведомлённость детей в области классических советских мультфильмов, в том числе «Кошкин дом», «Ну, погоди!» и многие другие, которые в визуальном опыте детей вытеснены низкопробной компьютерной продукцией с нервирующей озвучкой и частой сменой кадров, из-за чего дети становятся не способны смотреть мультфильм с тщательной прорисовкой, пластикой героев и оркестровой музыкой. Мы попытались исправить этот пробел – возможно, для поиска ответа педагогу будет целесообразно показать фрагменты данных мультфильмов. Что может заинтересовать обучающихся, и они захотят просмотреть их позже целиком.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Педагог может порекомендовать найти интересные примеры из различных видов искусства и составить свои вопросы по аналогии с данными викторинами.

Также на сайте ВДПО.рф представлены аналогичные викторины по классической литературе, сказкам и творчеству С. Я. Маршака, а также тесты с элементами юмора «Какой ты герой мультфильма?». И если по ним не проводились библиотечные часы ранее и не планируются в ближайшее время, то целесообразно порекомендовать их для самостоятельного прохождения.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим не о правилах пожарной безопасности, а о том, как изображён пожарный в различных сферах искусства. Чем может быть привлекателен образ пожарного для художника, режиссёра? Это смелый человек; как правило, пожарные – это сильные мужчины в интересном снаряжении, такие современные витязи, это красиво; моменты борьбы с пожаром волнительны для зрителя.)

Учитель: Само пламя тоже часто становилось предметом отображения в искусстве. Давайте посмотрим фрагмент мультипликационного фильма «Кошкин дом» 1958 г. Этот период считается расцветом рисованной мультипликации. Художники создавали тысячи картинок, чтобы передать мимику, плавность движения персонажей. Позже появятся пластилиновые мультфильмы, и только потом нарисованные компьютером. Более того, в советское время к произведениям для детей относились очень серьёзно, поэтому озвучивали детские мультфильмы известные артисты, музыкальное сопровождение зачастую записывал Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР.

Сюжет этого произведения С. Маршака знаком всем. Поэтому сейчас предлагаю посмотреть не с позиции изучения сюжетного хода, а как кинокритики – исследуя образ огня.

Просмотр фрагмента.

Учитель: Сравним вид пламени с «огненным цветком» из экранизации сказки Киплинга «Маугли», снятой советскими мультипликаторами в 1967 г, причём это полнометражный полуторачасовой фильм, но мы посмотрим только фрагмент (53-я минута, рассказ пантеры «живет красный цветок»).

Просмотр фрагмента.

Учитель: В чём разница? (Ответы обучающихся: в «Маугли» огонь сначала показан в виде бабочек, драгоценных сверкающих камней. Но после слов Багиры «… но стоит его раздразнить, он становится сильным, вырастает выше деревьев…», и образ на экране меняется. Сверкающий кристалл, в виде которого предстаёт огонь, оказывается на рукоятке страшного острого меча».)

Учитель: Вообще, тема огня, пожара часто встречается в фильмах и в книгах, а часто фильмы, как и мультфильмы, о которых мы говорили, снимают по литературным произведениям. Как это называется? (Ответы обучающихся: Экранизация.)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Кинематограф как вид искусства давно существует? (Ответы обучающихся: Позже всех остальных, так как создавать скульптуры, рисовать, петь, танцевать люди начали на заре своей цивилизации.)

Учитель: Какой ещё вид искусства появился чуть раньше кинематографа и вызвал много споров? Его обвиняли в бездушии, в отличие от картин, созданных кистью. А затем предрекали большое будущее и даже исчезновение художников с кистью и карандашом за ненадобностью. (Ответы обучающихся: фотография. Сначала её не хотели считать искусством, а только способом фиксации события. А затем решили, что это так легко и точно, что нет смысла долго и тщательно писать портрет человека или делать статую, когда можно просто сфотографировать.)

Учитель: Поэтому мы и начнём наше путешествие в мир искусства, повествующий нам о пожарных, с видов изобразительного творчества, включая старинные фото.

Согласитесь, что художественное изображение всегда несколько условно. Но есть некие «маркеры», символы, которые помогают нам понять, что же хотел изобразить художник. Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая… получается

Фрагмент мультфильма «Осьминожки»: сцена рисования с 5 мин 45 сек по 6 мин 11 сек.

Учитель: Но даже в таком рисунке мы не заподозрим цветок или домик.

И вот первый вопрос: «Как нам узнать, пожарные ли на античном барельефе и старой фотографии?» (Ответы обучающихся: Будем искать характерные признаки в снаряжении.)

Учитель: Важный момент. Хоть мы и решили сегодня не говорить о пожарной безопасности как таковой, но что нам придётся вспомнить, чтобы, как вы и сказали, найти узнаваемые части снаряжения?(Ответы обучающихся: Знать снаряжение пожарных.)

Вопрос 2. Учитель: Ответ на этот вопрос заставит нас вспомнить курс истории древнего мира, это Окружающий мир и Литературное чтение 4 класс и История 5 класс. Но вполне возможно, вы сами с родителями там были и этот памятник видели. И пока мы не открыли карточку ответа – как вы считаете, сама статуя древняя, как эта легенда? (Ответы обучающихся:….)

Вопрос 3. Учитель: в русском языке очень много метких выражений. А также часто встречаются и переносные выражения, крылатые слова. Давайте подумаем – в данном случае «вернуться на крючьях» будет по смысловой нагрузке, тональности похоже на выражение «вы тут стояли на голове в моё отсутствие»? для этого нам надо вспомнить снаряжение того времени. Рассмотрим репродукцию картины на слайде – она подскажет. С каким выражением более сходно именно по тональности? (Ответы обучающихся: с спартанским выражением «Со щитом или на щите», потому что крючья – это элемент снаряжения, их везли в телеге, и туда же могли положить тяжело раненного пожарного)

Вопрос 4. Учитель: нам снова придется сосредоточиться на обмундировании и снаряжении пожарных. Не случайно в начале урока мы видели фрагмент мультфильма про осьминожек – есть понятие «маркер», то есть яркий признак. В мультфильме это хорошо показано: есть признаки, по которым узнаем человечка, а есть признаки осьминожка. А у нас – маркеры профессии пожарного.

Вопрос 5. Учитель: и снова нам придется вспомнить, как могли выглядеть пожарные России в различные эпохи.

Вопрос 6. Учитель: Учитель: на самом деле, практически в каждом городе России есть свой памятник пожарным. За рубежом тоже. Это доказывает, что уважение к пожарным – интернационально. Это настоящая общечеловеческая ценность.

Вопрос 7. Учитель: обратите внимание, нам поможет еще один элемент снаряжения и дата выпуска марки. Постараемся сопоставить время и моду.

Вопрос 8. Учитель: теперь нам надо не совсем снаряжение вспоминать, а. скорее. Атрибуты профессии, тоже маркеры. Мальчик надел на голову шлем. Он кем хочет стать? (Ответы обучающихся: пожарным!)

Вопрос 9. Учитель: а взрослый сотрудник Пожарной охраны почему не в каске, боёвке? (Ответы обучающихся: это пожарный инспектор, который не тушит пожары, а проверяет учреждения, чтобы там не допустили пожар. У него в руках правила пожарной безопасности)

Учитель: Обратите внимание, практически вся эта викторина потребовала от нас знать, какое снаряжение имели пожарные.

Следующая викторина посвящена в основном кино. И если говорить о сюжетах старых фильмов, то многие из них вам не знакомы – в некоторых случаях это закономерно, фильм хороший, но был актуален тогда, когда его снимали. Очень жаль, что некоторые киноленты перестали быть известны современному зрителю, и я советую найти время и посмотреть эти фильмы и мультфильмы, о которых будет идти речь в викторине.

Специально сейчас не называю фильмы, чтобы не давать отгадки заранее.

Вопрос 1. Учитель: Как только не переделывали эту фразу, дописывали к ней вторую строку, впрочем, совсем безобидную: «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе», что совсем меняло её суть.

Романс действительно очень известный, в более позднее время его исполнял Иван Суржиков, и мы знаем этот романс, посвященный краху Наполеона в пылающей Москве 1812 года, именно в его исполнении. Но первой записала его Надежда Плевицкая. Как вы думаете, как могли тогда люди прослушать пластинку? (Ответы обучающихся: С помощью граммофона, он имел большую трубу для увеличения звука, так как колонок ещё не придумали. И работал он не от электричества, а заводили пружину ручкой.)

Фрагмент романса из открытых источников.

Вопрос 2. Учитель: Когда-то фильмы с участием Чарли Чаплина знали и видели все. Во-первых, тогда, в 1916 году, и сам кинематограф был новейшей технологией. Во-вторых, фильмов выпускали намного меньше, чем сейчас, и люди успевали посмотреть все. Музыка в немом кино отсутствовала, одновременно записать видео и звуковую дорожку не могли, а записать отдельно звук на пластику догадались намного позже – в эпоху диафильмов. Диафильм представлял собой ряд кадров, передвигаемых вручную, то, что мы сейчас называем слайд-шоу, презентацией. Была серия «Смотри картинку – слушай пластинку». Кадр переводили вручную по звуковому сигналу на пластинке. А в начале ХХ века предпочитали надписи на экране и сопровождение живой музыкой фортепиано. Такой пианист назывался тапёр. Он исполнял лёгкую музыку, меняя её характер в зависимости от содержания на экране. А как называется текст на экране? (Ответы обучающихся: Субтитры.)

Учитель: Чарли Чаплин с удовольствием показывал на экране образы простых людей – рабочих на заводе, рабочего рудника. Даже первый фильм, в котором он снялся в 1914 году, так и назывался: «Зарабатывая на жизнь». Несмотря на быстрый темп, беготню и потасовки, проблемы он в своих фильмах поднимал серьёзные. В фильме «Пожарный» в центре событий – серьёзный коррупционный скандал со страхованием жилых домов от пожаров. Фильм идёт, как мы узнали из карточки ответа, 24 минуты. Попробуйте посмотреть с родителями, хотя бы ради того, чтоб увидеть, как одновременно в 1916 году в пожарной части соседствуют и конные выезды, и первая паровая пожарная машина с котлом.

Вопрос 3. Учитель: В фильмах о кино, цирке, театре часто возникает образ одиноко дежурящего пожарного. Это неслучайно, как мы узнали из карточки ответа, что театр, что цирк это считались подверженным возгоранию местом, а «одинокий» пожарный в случае возгорания должен был продержаться до приезда пожарной команды. Это подтверждено многими случаями возгораний в театрах, ещё с эпохи их активного развития в XVII – XVIII – XIX веках. Свечи, факелы, газовые и керосиновые лампы – всё это поджигало ткани, промасленные холсты и деревянные конструкции. Сохранилась и обидная поговорка.(Ответы обучающихся: «Артистка из погорелого театра», то есть театра уже нет, а человек продолжает нелепо себя вести.)

Учитель: Следующие вопросы снова заставляют нас вспомнить внешний вид снаряжения пожарных. Кстати, очень интересная задача. Это называется атрибутирование. По внешним признакам одежды, строений, изменению роста и количества зелёных насаждений – на одном фото саженцы, а на другом уже могучие дубы – определить время, когда сделано фото или написана картина. Навык полезный. А сколько картинок рисуют как тест на внимательность, специально внедряя какую-либо несоответствующую времени деталь.(Ответы обучающихся: Например, рыцарь с мобильным телефоном.)

Вопрос 5. Учитель: Теперь вопрос о фильме, который стоит посмотреть, когда вы станете чуть старше, не раньше девятого-десятого класса – «Тревожное воскресенье». Тяжелый, серьёзный. И в нём пожар как таковой является фоном, на котором показаны характеры разных людей, их способность принимать решения. Великолепная сцена, где маленьких детей из детского сада срочно выводят из зоны задымления и везут на автобусах на незапланированную экскурсию. На самом деле страшно и взрослым. Но если они покажут детям свой страх, то только напугают их. Проще везти детей спокойных, чем плачущих. Обманули детей?(Ответы обучающихся: Дети слишком малы, чтобы осознать опасность, и действительно просто бы перепугались.)

Вопрос 6. Учитель: Все перечисленные здесь фильмы заслуживают внимания. Но, пожалуй, не раньше старших классов. А фильм «34-ый скорый» собирал огромные залы, люди смотрели его по нескольку раз. Как вы думаете, почему?(Ответы обучающихся: Судя по кадру на афише, это фильм-катастрофа, а люди всегда любят «экшн», скорый поезд, который ещё и горит.)

Учитель: Роман «О доблестном рыцаре Айвенго» сейчас почти забыт школьниками, а когда-то входил в программу 6-го класса по истории как дополнительная литература, обычно его включали в список чтения на лето, чтобы приступали к изучению истории средневековой Европы, уже имея хотя бы общие представления о рыцарской эпохе.

Учитель: И вопрос о мультфильме, который уже звучал сегодня – «Кошкин дом». Причём этот эпизод был на экране. Кто внимателен, ответит легко.

А вот у «Ну. Погоди» литературного прототипа нет. И во многом он повторяет стиль известных американских мультсериалов того периода, где одна зверушка гонится за другой, попадая в переделки (Ответы обучающихся: «Том и Джерри».)

Учитель: У сериала «Ну, погоди!» всё же больше воспитательная составляющая. Волк высмеивается как носитель вредных привычек, бездельник и любитель лёгкой жизни. При этом его схватки с зайцем не такие жестокие и унизительные, как у американских кошек-мышек. Всего было снято 22 эпизода, начиная с 1969 года, и сразу в нём увидели американское влияние. Но зрителю понравилось. И озвучивали действительно талантливые артисты – Анатолий Папанов, Клара Румянова.

Итак, мы с вами вспомнили шедевры мирового кинематографа, познакомились с картинами и старинными фотографиями. Общего у всех этих произведений искусства то, что в них так или иначе звучит тема пожара и пожарных. И, как мы видим, тема вечная.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Сегодня мы окунулись в мир искусства. С какими из них мы соприкоснулись? (Ответы обучающихся: Кино, мультипликация, вокал и песни, скульптура, живопись.)

Учитель: Хочу подчеркнуть, что мир кинематографа, посвященного пожарно-спасательной теме, далеко не исчерпан приведёнными в викторине фильмами. Из современных сериалов я бы порекомендовала отечественный многосерийный фильм «Пять минут тишины», там показана и всеобъемлющая работа спасателей и много моментов возникновения ЧП из-за нарушения правил безопасного поведения людей, в том числе детей, которые проигнорировали простые правила: «Следи за собой, будь осторожен» и «Сначала думай, а потом делай».

Безусловно, мир искусства велик. И возможно, у вас есть свои примеры. Было бы замечательно, если бы вы подготовили по 1-2 вопроса для своих товарищей.

Если идея отражения пожарной тематики в искусстве вас захватила, то на сайте ВДПО.рф есть викторины по литературным произведениям:

Есть и тесты, содержание которых совсем не сказочное, но ответ вы получите в юмористической форме и, как говориться, «кто не знает, тот отдыхает» – чтобы оценить эффект, надо быть знакомым с произведением.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить