Библиотечный час «Рукописи не горят»: классики о пожарах» (6-8 класс)

Тип занятия Библиотечный час
Класс 6-8 класс
Тема занятия «Рукописи не горят»: классики о пожарах.
Цель Закрепить осознанное отношение к правилам пожаробезопасного поведения у школьников среднего подросткового возраста.
Опорные знания Правила пожарной безопасности в жилище.
Опасность шалости с огнём.
Формирующиеся ценности: Ответственность за свои поступки.
Интерес к литературе.
Планируемые результаты
Личностные:
  • актуализация компетенций пожарной безопасности;
  • расширение кругозора;
  • развитие представлений о литературных жанрах и отражении в них реалий жизни;
  • привлечение внимания к проблеме пожаров, причинам их возникновения, последствиям от пожаров через адаптированные для детского восприятия примеры из литературных источников.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Книжная выставка различных печатных изданий и произведений, упоминающихся в викторине, а также других книг, подходящих по содержанию к теме занятия, и иллюстраций к ним.
Комплект материалов:
Образовательная викторина «Пламенные страницы»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Библиотечный час подразумевает расширение кругозора обучающихся в творческой форме, актуализацию представлений о содержании, авторах, тематике произведений, входящих в так называемый «круг детского чтения по возрасту». Рассмотрение, в том числе уже известных произведений, но с новой стороны стимулирует познавательную активность в области изучения предмета «Литература» и внеклассного чтения.

Желательно, чтобы произведения, задействованные в викторине и возможно, аналогичные, известные педагогу-библиотекарю и имеющиеся в фондах школьной библиотеки, присутствовали в книжной выставке к данному занятию.

В коротком мотивирующем вступлении педагог предлагает посмотреть на привычные страницы произведений под новым углом зрения – «Главный герой – огонь».

Фраза «Рукописи не горят» у школьников чаще ассоциируется с именем Н. В. Гоголем, сжёгшим второй том «Мертвых душ». В данном случае важно познакомить с крылатыми словами, а не углубляться в содержание произведений М. Булкагова. По опыту, имя Булгакова у школьников в средней и старшей школе ассоциируется с произведениями «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита», т. к. они экранизированы и популярны. Во всяком случае, добиваться этого ответа смысла нет. Просто обозначить в назывном порядке. Можно и не приводить в данном случае автора цитаты, если мы работаем с мало подготовленным классом, просто скажем: «Существуют такие крылатые слова – «Рукописи не горят».

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Основная работа на данном занятии строится на подробной проработке викторины «Пламенные страницы: тема огня в произведениях русских классиков» с привлечением печатных изданий, других иллюстраций.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Завершая интерактивное занятие, педагог-библиотекарь предлагает вспомнить другие произведения, где упоминается огонь, пожар или написать эссе о своем понимании роли огня, его красоты и романтики («Огонь-друг»), его жестокой разрушительной силе («Огонь-враг»), о героической работе огнеборцев.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Есть такое выражение: «Рукописи не горят». С его автором, Михаилом Булгаковым, вы познакомитесь, вероятно, позднее, хотя могли и слышать о его произведениях – некоторые были экранизированы (Ответы обучающихся: «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».)

Учитель: Возможно, вы знаете, у какого знаменитого писателя рукопись всё же сгорела? Мы приблизительно знаем, о чём там шла речь, потому что автор делился замыслами произведения с друзьями (Ответы обучающихся: Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ».)

Учитель: Тема огня всегда волновала поэтов и писателей. Почему? (Ответы обучающихся: Огонь красив, он завораживает. Огонь пугающий. Огонь просто повседневность того времени, когда творили классики, они часто упоминают печи, камины, свечи, лампады.)

Учитель: Какая ещё стихия так же точно завораживала художников слова? Вода; буря, ураган, то есть стихия воздуха.)

Учитель: Сейчас мы пройдёмся по книжным полкам нашей библиотеки. Книги, которые мы встретим, возможно, вам знакомы, некоторые входят в программу по литературе, некоторые рекомендовались вам в списках летнего чтения. И поверьте, это далеко не все книги, где упоминается тема пожара.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Посмотрите внимательно на первый слайд. Мы сейчас эту мысль только что высказали вместе – да, огонь привлекает внимание.

Вопрос 1. Учитель: Думаю, он ни у кого из вас не вызовет затруднений. Кстати, люди, на веку которых произошёл опустошающий пожар Москвы 1812 года, считали, что «пожар немало способствовал её украшению». Действительно, после этого пожара развернулось каменное строительство, постепенно вытесняя деревянные дома с огородами и коровами в центре города. Хотя, конечно, жаль неповторимый облик той, допетровской Москвы, который сохранялся благодаря тому, что столица ушла в Санкт-Петербург, и Москва продолжала жить старыми традициями.

Кстати, такая же участь постигла и Лондон, но гораздо раньше, в 1666 году. Тогда пожар не только уничтожил хаотично возникавшие несколько веков деревянные постройки, но и избавил город от эпидемии чумы.

Теперь обратите внимание на полотно художника – мы видим пояснения на карточке ответа. Костёр! Неотъемлемая часть походной солдатской жизни.

Вопрос 2. Учитель: Это произведение вы проходили на уроках Литературы в 5 классе. Наверное, на уроке вы обсуждали, почему Пушкин ввел сцену спасения кошки? Что он хотел этим показать? (Ответы обучающихся: Что животное не виновато и не должно страдать в конфликтах людей. Пушкин показал, что народ может быть беспощаден к врагам, и при этом отважно спасать тех, кому реально нужна помощь, кто её заслужил.)

Вопрос 3. Учитель: Это произведение тоже вам знакомо – из курса «Литературного чтения» в начальной школе. Собака по кличке Боб жила в Лондоне спасла двенадцать детей.

Вопрос 4. Учитель: Это произведение Максима Горького проходят в 7 классе. Но вы могли слышать крылатое выражение, связанное с этим произведением.

Вопрос 5. Учитель: Это произведение тоже написал Максим Горький, и считается, что оно автобиографично. Его также изучают в 7 классе. Сколько подвигов на этом пожаре совершила бабушка? (Ответы обучающихся: Первое – она возглавила всю ситуацию пожара, и это важно, потому что началась паника. Она вынесла купорос, который мог взорваться. Она укротила взбесившегося коня. Три подвига.)

Вопрос 6. Учитель: А теперь вспоминаем детство и прекрасное стихотворение, которое всё разошлось на крылатые выражения и цитаты. В каких произведениях Корнея Ивановича Чуковского ещё есть тема пожара? (Ответы обучающихся: «Лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли» в «Путанице».)

Вопрос 7. Учитель: Борис Житков незаметно вошёл в категорию классиков. Творил он в первой половине ХХ века, и скончался ещё до Великой Отечественной войны, но в круг чтения школьников вошёл как автор серии рассказов под общим названием «Помощь идёт». Эту серию рассказов вы читали в начальной школе на внеклассном чтении, во 2 классе знакомились с произведением «Храбрый утёнок», в 4 классе – «Как я ловил человечков». А какие ещё рассказы серии «Помощь идёт» вы знаете? (Ответы обучающихся: Про девочку Валю, проглотившую косточку; про капитана баржи, спасшего берег от разлива воды; о том, как в снегу в бурю потерялся почтальон на санях с маленькими девочками.)

Вопрос 8. Учитель: У Бориса Житкова пожару посвящен не один рассказ. Если вы его не знаете, мы прочитаем его сегодня, он небольшой. Если читали – сможете легко ответить на вопрос. Есть ли у нас в школе нечто подобное? (Ответы обучающихся: Кнопка вызова пожарной охраны в каждом коридоре.)

Вопрос 9. Учитель: У Житкова ещё есть рассказ о пожаре. Дело в том, что он успел послужить на флоте, был матросом, ходил в плавания и оставил серию рассказов о море и приключениях.

Кстати, на способе «Не дать огню доступ воздуха» основаны все приёмы тушения. Как вы это понимаете? (Ответы обучающихся: Вода, порошок стиральный или из огнетушителя, влажная плотная ткань, земля и песок, крышка на сковороде с вспыхнувшим маслом – всё это перекрывает доступ воздуха к горящему материалу.)

Вопрос 10. Учитель: Это очень сложный вопрос. Наверное, так и хочется сказать, что это Житков? Нет. Это Владимир Алексеевич Гиляровский, который тоже провел очень содержательную молодость, трудился не только журналистом, но и пожарным.

Его книга «Москва и москвичи» в том виде, в котором мы её знаем, увидела свет уже после смерти писателя. Целая глава этого произведения посвящена пожарным, и основные общие сведения о том, как жили пожарные конце XIX века, мы знаем из произведения Гиляровского.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Какие ещё произведения, где упоминается огонь и пожар, вы знаете?

Предлагаю приобщиться к писательскому делу. Вспомните на досуге ваши встречи с огнём. Хочется верить, что это были приятные события – костёр туристов, пыхтящий самовар на даче, именинные свечи. Но, возможно, кто-то столкнулся и с грозной стихией пожара. Попробуйте написать об этом. Лучшие работы мы соберём в наш альманах, и он будет опубликован на сайте школы.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить