«Дети, дайте мне ответ: огонь опасен или нет?»

Цель: Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнём и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Задачи:
  • Обобщение знаний детей о пожаре, его последствиях, действиях и способах тушения.
  • Развитие понимания того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно для всех всегда и везде.
  • Воспитание потребности в заботе о своей безопасности; чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:
Весёлый шалунишка,
Оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настает,
Концерт в печи даёт.
Разбегался мальчонка,
Трещат дровишки звонко,
Оранжевые пряди
Зовется он…
(Огонь)

Воспитатель: Сегодня мы с вами на занятии попробуем ответить на вопрос «Огонь опасен или нет?»

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

Воспитатель: А вы знаете, что огонь может быть и другом, и врагом человека?

Наши предки научились добывать огонь простейшими способами – путём трения одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, греться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека.

Прошли тысячелетия, и огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы НЕ использовался огонь. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнём возникают пожары, и за короткое время может всё сгореть. Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения простых правил пожарной безопасности, вследствие невнимательности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека.

Воспитатель: Для того чтобы нам с вами разобраться, чем же отличается огонь от пожара, понять, когда огонь перестал быть добрым и уже начался пожар, предлагаю пройти интересную викторину «Огонь или пожар?» (В викторине каждый ответ сопровождается иллюстрациями и пояснениями.)

(Ответ сопровождаются пояснениями.)

1. Какая картинка лишняя? (Горит лампочка.)

2. Выбери картинку, где огонь используют, чтобы согреться? (Огонь в камине.)

3. На картинках изображено, как люди при помощи огня добывают металл. Какая картинка лишняя? (Приготовление шашлыка.)

4. На картинках ты видишь огонь, который помогает приготовить пищу. Что тут лишнее? (Огонь свечей на торте.)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Вот мы с вами и научились распознавать опасный пожар, как бы он не маскировался.

С давних времен огонь приносил пользу человеку, был его другом, но и оставался опасным врагом, приносящим вред. А вы сможете объяснить, когда огонь – враг, а когда – друг?

Воспитатель: Тогда поиграем и повторим, когда же огонь приносит человеку пользу, а когда вред.

Дидактическая игра «Добрый и злой огонь». (При слове «добрый» подпрыгиваем, а «злой» – приседаем.)

  1. Повар печёт булочки.
  2. Туристы развели костры.
  3. Мама готовит обед.
  4. Малыши играют со спичками.
  5. Папа топит печь.
  6. Малыши включили телевизор без мамы.
  7. Бабушка гладит бельё.
  8. Дети взяли спички и свечку.
  9. Мальчишки подожгли сухую траву.
  10. Папа включил гирлянду на ёлке.
  11. Малыши взяли бенгальские огни без спроса.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Мы теперь точно знаем, когда огонь приносит пользу, а когда он может навлечь на нас беду.

Воспитатель: Дети, когда горит огонь, то вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живёт». Во время пожаров большая часть людей гибнет от дыма. Кислород, которым мы дышим, превращается в очень ядовитый угарный газ. А знаете ли вы, как нужно вести себя в задымлённом помещении? (Ответы детей.)

Воспитатель: Если помещение наполнилось дымом, нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т. к. она задерживает часть ядовитых веществ. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую ткань. Внизу ядовитого газа меньше. Нужно закрыть плотно дверь и бежать на улицу! И обязательно звать на помощь взрослых и вызывать пожарных!

Воспитатель: Дети, а зачем нужно закрывать плотно дверь? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, чтобы огонь не смог, напитавшись воздухом, увеличиться и распространиться по всему дому.

Воспитатель: А как правильно вызвать пожарных? (Набрать номер «101» или «112», чётко, ясно указать по телефону свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж.)

Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо знаете все правила пожарной безопасности, и я надеюсь, что никогда не допустите, чтобы случился пожар. Предлагаю закрепить знания про опасные и полезные свойства огня и пройти викторину «Детям об огне».

(Ответ сопровождаются пояснениями.)

  1. Где в квартире можно увидеть огонь?
    А) на газовой плите на кухне;
    Б) под кроватью, если выключить свет;
    В) в лампочке.

  2. Продолжи «Безопасный костёр – это…».
    А) горящая куча дров или веток;
    Б) горящая куча дров или веток на улице;
    В) горящая куча дров или веток на улице под присмотром взрослого человека.

  3. Могут ли дети сами жечь костёр?
    А) да, могут;
    Б) нет, не могут;
    В) могут, если их научили взрослые.

Воспитатель: Здорово! Какие вы молодцы! Я вижу, что вы поняли, какую опасность представляет огонь и осознали, почему взрослые запрещают вам играть с огнём и огнеопасными предметами.

Воспитатель: Ребята, вспомните вопрос, который я задала вам в начале «Огонь опасен или нет?» Назовите причины возникновения пожара.

Воспитатель: Мы сегодня поговорили об огне и его разных сторонах: полезной и нужной человеку, и опасной, приносящей беду. Я очень надеюсь, что знания вам пригодятся, и вы поделитесь ими со своими младшими братишками и сестрёнками, друзьями.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить