Классный час «К зимним каникулам – пожарная безопасность в «Новый Год» и за городом зимой» (5-9 класс)

Тип занятия Классный час
Класс 7-9 класс
Тема занятия Напутствие к зимним каникулам.
Цель Закрепить основные знания и представления о возникновении пожаров и действиях человека при возгорании.
Опорные знания Основы пожарной безопасности из курсов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
Формирующиеся ценности: Пожарная безопасность как общественно-значимая ценность.
Проявление заботы о жизни и здоровье людей как значимой ценности.
Сохранение от пожаров материальных активов (жилища, здания и сооружения, транспорт).
Планируемые результаты
Личностные:
  • продолжение работы по формированию культуры пожарной безопасности в повседневной жизни.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • создание моделей и схем, при помощи которых можно решать познавательные задачи;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Образовательные викторины:

«Печное отопление: какой ты герой мультфильма?»
Почему угарный газ называют «тихим убийцей»?
Игра-тренажёр «Дача Новый год. Дача. Фейерверк. По материалам дела...»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данное занятие, классный час – о пожарной безопасности в зимний период в частном доме. Вопрос достаточно узкий, тематика адресована обучающимся, семьи которых проводят зимние выходные на даче. В преддверии зимних каникул сложно выкроить время для двух инструктажей по пожарной безопасности, так как наиболее актуальным и всеобъемлющим является проблема петард и других новогодних «забав», приводящих к пожарам.

Тем не менее, длинные выходные на природе зимой тоже влекут за собой серьёзные проблемы: в первую очередь это обогрев здания. Вторая проблема выходных зимой в загородном домике – это запуск электроприборов, подвергшихся охлаждению длительное время.

Зимой не так актуальны те вопросы, о которых мы говорим, готовя школьников к безопасному отдыху весной: сжигание сельскохозяйственного мусора (веток, листьев, старья), приготовление шашлыков на природе, разведение костров в лесу.

Поэтому следует сосредоточиться на проблемах печного отопления.

Подсказка: можно и не ждать зимних каникул, дождитесь холодов, и эта тема станет важной.

В качестве актуализации знаний, усвоенных ранее, предлагаем использовать довольно лёгкую образовательную викторину

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Новый материал содержит серьёзную проблему, актуальную в основном зимой: преждевременное закрытие вьюшек в печи. До сих пор фиксируются смерти по данной причине.

Закрепление знаний проходит в виде деловой игры на портале ВДПО.рф

Игра интерактивна, хорошо озвучена. Имитирует заседание суда. В левом верхнем углу можно выбрать свидетелей, там их 4, и заслушивать их можно в произвольном порядке. Можно «попросить» зачитать материалы дела (обозначены кнопкой с изображением книжки).

После того, как заслушаны 4 свидетеля и прочитаны показания ещё одного (то есть обучающие должны внимательно прослушать 5 коротких информационных текстов, насыщенных эмоциями и самобытными оборотами речи), становится доступной кнопка с символикой суда.

Далее предстоит сделать выбор между несколькими причинами пожара.

В этом месте педагог и должен направить обсуждение. В старших классах, например, в 8-9-ых, можно предложить роль не зрителей, а присяжных заседателей.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Предложите обучающимся с семьёй проанализировать состояние противопожарного режима на даче или в доме у родственников. Насколько защищены они от пожара превентивными мерами?

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Несмотря на то, что наступили холода, многие с ещё большим удовольствием посещают загородное жильё, дачу. Что говорил по этому поводу А. С. Пушкин? (Ответы обучающихся: Мороз и солнце, день чудесный!)

Учитель: Чтобы чудесный морозный день сменился таким же чудесным вечером, ночью, очень важно соблюдать пожарную безопасность. Даже тогда, когда печное отопление было единственным способом обогрева жилища, привычным, пользоваться бытовыми печами умели все, но пожары по причине неисправных печей или ошибок при их эксплуатации происходили часто. Примерно в начале ХХ века в большинстве городов проведено централизованное отопление, и многие привычки предков мы утрачиваем, хотя с печным отоплением человечество жило гораздо дольше, чем живет с централизованным. Поэтому сегодня мы поговорим в первую очередь о печках, каминах и других классических средствах обогрева загородного дома.

А какая ещё есть вторая крупная причина пожаров в жилище? (Ответы обучающихся: Проблемы с электричеством.)

Учитель: Верно, и я уверена, что вы из курса окружающего мира и ОБЖ знаете об опасности пожаров по причине короткого замыкания. Но какие особенности поджидают нас – внимание, не просто в жилом деревенском доме, а именно на даче, куда приезжаем в выходные, а всю неделю никто не живет? (Ответы обучающихся: Там сыро, холодно, даже очень трудно согреть постель.)

Учитель: Совершенно верно, и страдает не только постельное бельё и одеяла, что, конечно, и неприятно, и может закончиться простудой, если не согреть и не просушить вещи перед тем, как ложиться спать. Страдает проводка как в доме, так и в самих электроприборах. Контакты окисляются от влажности, пластмассовые части промерзают и становятся хрупкими, а при включении резко нагреваются, и это приводит к их растрескиванию. Это же касается и изоляции проводов. Поэтому особенно в таких условиях нельзя оставлять приборы без присмотра. Это очень важно, потому что даже если мы будем возить с собой электрочайник, обогреватель, то всё равно розетки и внутреннюю электропроводку в самой даче, в сараях и бане домой не заберешь, как чайник. И она всю зиму подвергается неоднократному перепаду температур.

И, конечно, как бы ни был велик соблазн, нельзя греть и сушить вещи электрообогревателем. Согрейте воздух в комнате, а вещи хорошенечко встряхивайте время от времени, развесьте на спинке кровати, дверцах шкафа. Но не на нагревательном приборе!! И не возле камина.

А теперь давайте посмотрим, умеете ли вы наслаждаться тёплым, но безопасным огнём печки?

Вопрос 2. Учитель: Обратите внимание на картинку. Она так и дышит сказкой, уютом, теплом. Только это ненадолго в данной ситуации, если внимательным взглядом опытного пожарного посмотреть на изображение. Почему? (Ответы обучающихся: Художник забыл нарисовать притопочный лист.)

Вопрос 3. Учитель: Как же жили и живут люди в Сибири? Полтора часа погрелись и в шубе сидят? (Ответы обучающихся: Настоящая русская печка остывает несколько часов, поэтому и блюда в ней томили, а не жарили. То есть медленно, но долго нагревали – в этом сущность томления как способа обработки продуктов. Так получалось топленое молоко, рассыпчатая гречневая каша. Речную рыбу, если томить долго, то косточки становятся мягкими, а наши предки рыбы речной ели много.)

Вопрос 4. Учитель: Удивительно, но у нас в России культа трубочиста не возникло. В основном люди справлялись в деревнях самостоятельно. Трубочисты в городах России были, но не такие антуражные, как в Европе и на иллюстрации. Цилиндров они не носили. Но у нас и конструкция труб была иной. Её просто прочищали палкой с круглой щеткой на конце. А вот в Европе были камины с широкой трубой, куда приходилось трубочисту спускаться. Поэтому там безжалостно эксплуатировали малышей – в 4-5 лет дети становились подмастерьями трубочиста и залезали в трубу. Их называли «живые щетки». Многие там и погибали, сорвавшись с веревки, или умирали от болезней лёгких и кожи. Пик этой работы пришёлся на XVIII-XIX века, когда удлинились трубы за счёт роста этажей.

Учитель: Итак, мы выяснили, какие мы герои мультфильма или сказки.

А дальше поговорим о ещё более серьёзных вещах.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Подумайте, проанализируйте и скажите: по какой из причин предупредить пожар легче – электричество или печь? (Ответы обучающихся: Проблемы с печью в основном создаёт сам человек. Сушит близко к топке вещи, не закрывает дверцу, перетапливает печь, игнорирует наличие трещин, а мы узнали, что ради этого печи и принято белить, чтобы увидеть трещину сразу черную на белом или ночью она будет светиться от пламени. А электрические проблемы могут быть скрытыми от наших глаз, если внутри прибора от перепада температуры произошли поломки.)

Учитель: Печь таит ещё одну серьёзную опасность для человека. Это угарный газ. Вспомните эпизод из сказки «Мороз Иванович», когда Дед Мороз рассказывает, зачем стучит в окна изб. Чтобы люди не забывали следить за заслонкой. Её закрывают для того, чтобы печь не охлаждалась после того, как закончили её топить. Но если в закрытой печи продолжают тлеть угли, то они выделяют угарный газ. Страшно, но даже в наши дни эта причина смерти людей существует.

Давайте проверим наши знания об этом опасном явлении с помощью образовательной викторины

Учитель: К сожалению, печальные истории способны омрачать наши праздники. Так как строения, имущество, а зачастую и здоровье людей стоят денег, то часто такие случаи становятся материалами судебного разбирательства. Давайте заглянем в зал суда – это право каждого гражданина, судебные заседания в нашей стране открытые.

Итак, игра-тренажёр

Слушаем внимательно, мы сидим в зале заседания, и если будем мешать, нас попросят удалиться из зала суда.

Учитель: Мы выслушали всех свидетелей. И теперь присяжным предстоит понять, какая же из причин стала фатальной. (Ответы обучающихся: Дачники совершили большое количество ошибок. Каждая из них могла бы стать причиной пожара. Малыш-братик видел, как уголёк от фейерверка упал на хозблок. Удлинитель же вовремя заметили и велели выкинуть. Шашлыков просто не было.)

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Насколько ваша семья защищена от пожара и опасности угореть в доме с печным отоплением, бане? Даже если у вашей семьи нет загородного домика, возможно, он есть у знакомых, родственников. Мы не будем сейчас обсуждать имущество ваших близких. Это вы сделаете в семье. Но теперь вы обладаете важными знаниями и можете помощь дорогим вам людям избежать беды.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить