Классный час ко Дню памяти Чернобыльской атомной электростанции, ко Дню саркофага (5-9 класс)

Тип занятия Классный час
Класс 5-9 класс
Тема занятия Помним Чернобыль.
Цель Сформировать представление о Чернобыльской трагедии, роли пожарных, учёных, инженеров, медиков и других специалистов со всей страны в стабилизации обстановки.
Опорные знания Опасность радиации (курс «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс)
Формирующиеся ценности: Патриотизм и преданность делу, которому служишь.
Планируемые результаты
Личностные:
  • осознание роли пожарных в ликвидации последствий ЧС различного характера;
  • героико-патриотическое воспитание на конкретных примерах пожарных-ликвидаторов ЧАЭС.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • создание моделей и схем, при помощи которых можно решать познавательные задачи;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Образовательные викторины:

«26 апреля – День памяти Чернобыльской трагедии»
«10 фактов о катастрофе на Чернобыльской АЭС»
По ссылке представлена информация о музеях, памятниках, Аллеях памяти, посвященных ликвидаторам ЧАЭС в различных регионах нашей страны.
Материал с инфографикой «8 уроков Чернобыля: как их выучила атомная промышленность России» (для 8-9 классов).

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Место данного классного часа в системе воспитательной работы – день, посвященный годовщине Чернобыльской катастрофы 26 апреля, отмечаемый как День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, а также день, посвященный строительству укрытия-саркофага – 30 ноября, т. к. 30.11.1986 г. Госкомиссия приняла объект «Укрытие» над обломками 4-го энергоблока Чернобыльской атомной электростанции.

Важно понимать, что подростки 5-9 класса уже накопили достаточное количество разноплановых и зачастую вымышленных знаний о Чернобыльской трагедии. Некоторые, далеко не всегда объективно валидные, сведения обучающиеся могли подчерпнуть, играя в контекстные компьютерные игры. Поэтому задача учителя сразу обозначить позицию, что данная информация исходит из официальных источников, многократно проверена участниками событий и является точной.

Викторина построена в формате выбора ответа «верю – не верю», что способствует работе над созданием у обучающихся полноценной и правдивой картины того, что произошло на ЧАЭС.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Новый материал, частично перекликающийся с первой викториной, представлен в образовательной викторине

Материал систематизирует знания и представления по данному вопросу у обучающихся. В этом контенте представлены фамилии пожарных, боровшихся с пожаром на ЧАЭС, этапы ликвидации, качественно и педагогически тактично подобран фотоматериал.

Материал с инфографикой

«8 уроков Чернобыля: как их выучила атомная промышленность России» можно рекомендовать при работе с 8-9 классами. С обучающимися 6-7 классов можно ограничиться показом инфографики из данного материала. При наличии в классе увлечённых обучающихся можно предложить им заранее подготовить краткие сообщения по каждой из 8 позиций, представленных в материале, связав их с актуальностью современного момента.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Следует обязательно подчеркнуть, что вне зависимости от геополитической ситуации трагедия на ЧАЭС отразилась за жизни миллионов людей в России. Память о героических специалистах, принимавших участие в ликвидации последствий, строительстве «Укрытия», проведении исследований и лечении заболевших лучевой болезнью – всегда в памяти жителей России. По всей стране стоят памятники, мемориалы – это показатель того, что в ликвидации последствий данной аварии принимали участие жители из разных городов России.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Существуют такие трагедии, о которых память сохраняется веками. И не просто потому, что было разрушено нечто особо ценное или погибло много людей. Ряд трагических происшествий, таких как авария на 4-ом энергоблоке Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года, оставил след в жизни нескольких поколений людей, затронул большие территории на карте 1986 года мира не только в нашей стране в её актуальных границах, но и за пределами Советского Союза. Под радиоактивной пылью оказались территории многих государств Европы. Ситуация осложнялась тем, что радиация невидима обычным глазом, не ощущается на вкус, не имеет запаха. До этого в истории Земли был только один широко известный всем случай масштабной ядерной трагедии. Какой? (Ответы обучающихся: Бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 года американскими милитаристами.)

Учитель: Была ещё авария на Челябинском предприятии НПО «Маяк» в 1957 году, вошедшая в историю как Кыштымская катастрофа, но о ней населению известно было мало, тогда предпочитали такие вещи не предавать огласке. Как вы думаете, почему? (Ответы обучающихся: Во избежание паники.)

Учитель: Чернобыльская авария запомнилась не только как трагедия, принесшая экологический и экономический ущерб, она дала миру имена героев, показала, что наши соотечественники готовы жертвовать своей жизнью осознанно, ради спасения других людей. Кто знает, каким почётным термином принято называть людей, имевших отношение к спасению планеты от последствий выброса радиации и горения радиоактивных обломков? (Ответы обучающихся: Ликвидаторы. Они пользуются льготами в России.)

Учитель: К сожалению, в нашем мире и испокон веков любое значимое событие обрастает слухами и нелепыми выдумками. Задача нашего занятия сегодня – почтить память тех, кто ликвидировал последствия этой аварии, и развеять те слухи, которые мешают нам оценить события тех лет здраво и разумно. Давайте посмотрим, где факты, а где выдумка вместе с образовательной викториной «10 фактов о катастрофе на Чернобыльской АЭС»

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Мы вспомнили о Чернобыле и его героях, Но об этом написаны сотни страниц воспоминаний реальных участников, историками и исследователями собраны факты героизма пожарных, которые самыми первыми оказались на месте аварии. Поэтому ценная информация, частично перекликающаяся с первой викториной, представлена в образовательной викторине «26 апреля – День памяти Чернобыльской трагедии»

В ней приведены фамилии пожарных, боровшихся с пожаром на ЧАЭС, этапы ликвидации, реальный фотоматериал.

Учитель: Учёные разных специальностей извлекли уроки на будущее из трагедии ЧАЭС. Они понадобились уже в наши дни. Где? (Ответы обучающихся: При аварии на японской АЭС Фукусима.)

Учитель: Давайте посмотрим глубокий, насыщенный цифрами и фактами материал с инфографикой

«8 уроков Чернобыля: как их выучила атомная промышленность России». Обратите внимание – масштабы гибели людей часто преувеличивают. Погибли те, кто принял на себя первый удар – сотрудники и пожарные. И жизнь большого количества людей уже не стала прежней – кто запомнил, какой город был отселён полностью?(Ответы обучающихся: Припять.)

Учитель: Если среди вас есть те, кто погрузился в проблему и хочет узнать больше, то к следующему занятию мы можем вернуться к теме аварии на ЧАСЭ и заслушать ваши короткие сообщения на основе данного материала. А пока я очень кратко обозначу эти 8 уроков. Они касаются в основном двух направлений. Это инженерные решения конструкции реакторов, их аварийной защитой, инженерно-строительных решений при планировании постройки станций, что не было учтено на Фукусиме. Остальные 5 уроков имеют в своей основе человеческий фактор: это согласование всех испытаний, обмен информацией между специалистами и информирование населения в случае неполадок. Отдельный урок был извлечен из подвига чернобыльских пожарных, которые погибли из-за отсутствия специальных средств тушения пожаров на АЭС, без средств защиты от радиации.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: Вне зависимости от геополитической ситуации, трагедия ЧАЭС отразилась за жизни миллионов людей в России, и память о героических специалистах, принимавших участие в ликвидации последствий, строительстве «Укрытия», проведении исследований и лечении заболевших лучевой болезнью – всегда в памяти жителей России. По всей стране стоят памятники, мемориалы ликвидаторам. Как вы думаете, почему? (Ответы обучающихся: Это показатель того, что из каждого уголка страны были направлены люди для ликвидации последствий данной аварии).

Учитель: Да, борьба с последствиями Чернобыльской катастрофы стала всенародной. Смотрите, я набираю слово Чернобыль на сайте ВДПО.рф по ссылке можно ознакомиться с информацией о музеях, памятниках, Аллеях памяти, посвященных ликвидаторам ЧАЭС в различных регионах нашей страны. Мы помним их подвиг.

По ссылке представлена информация о музеях, памятниках, Аллеях памяти, посвященных ликвидаторам ЧАЭС в различных регионах нашей страны.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить