Классный час «Пожарный – профессия героическая» ко «Дню Пожарной охраны в России» / «Дню создания МЧС России» (3-4 класс)

Тип занятия Классный час к 30 апреля «День Пожарной охраны в России» / 27 декабря «Дню создания МЧС России»
Класс 3-4 класс
Тема занятия «Пожарный – профессия героическая»
Цель Провести обобщение знаний о профессии пожарного, снаряжении и технике.
Продолжить работу по усвоению основных правил пожарной безопасности.
Конкретизировать знания детей о разнообразном применении огня в жизни деятельности человека.
Рассмотреть с детьми историю развития пожарного дела.
Расширить представления детей о различных сторонах профессии пожарного.
Формирующиеся ценности: Значимость пожарной безопасности для человека и общества.
Уважение героики труда пожарных-спасателей.
Ответственность человека за свои поступки.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к расширению своих знаний в области пожарной безопасности;
  • понимание важности соблюдения правил и других нормативов, инструкций по пожарной безопасности;
  • проявление положительного эмоционального отношения к работе пожарных-спасателей.
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • соблюдение правил ведения диалога.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
Викторина «Кто хочет стать пожарным смелым: Профессия – пожарный»
Викторина «Пожарные спешат на помощь»
Викторина «Что нужно знать детям о профессии пожарный»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

К 3-4 классу обучающиеся накопили достаточно представлений о том, как выглядят пожарные, какой техникой в общих чертах они пользуются в работе, для чего необходимы пожарно-спасательные подразделения и по какому телефону их необходимо вызывать.

Учитель должен достаточно быстро уточнить, уровень данных знаний у обучающихся, для этого следует предложить прохождение викторины «Кто хочет стать пожарным смелым: Пожарные спешат на помощь»?

«Кто хочет стать пожарным смелым: Пожарные спешат на помощь»

Данная викторина состоит из 9 вопросов, к каждому из которых даётся развернутый ответ, позволяющий уточнить свои ошибки и пополнить знания. Викторина не возвращает назад в случае ошибки, даёт возможность пройти до конца, в финале показано количество набранных баллов.

Обратите внимание, что на долгое обсуждение времени нет, при паузе программа может закончить прохождение и предложить начать сначала.

Данная викторина хороша тем, что каждый вопрос иллюстрирован: при выборе очередности надевания боевой одежды пожарного представлены элементы с подписями. Вводится новое слово: «краги», то есть рукавицы с высоким запястьем. Можно быстро обсудить – почему именно такая модель нужна пожарным (чтобы искры, угольки, вода не попадали внутрь рукавицы через верх).

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Сообщение новых знаний о профессии пожарного проходит с использованием викторины другого типа: «Кто хочет стать пожарным смелым: Профессия – пожарный»

«Кто хочет стать пожарным смелым: Профессия – пожарный»

Данная викторина при неправильном ответе предлагает попробовать ответить ещё раз. И при этом меняется порядок вариантов ответов, но не даётся правильный ответ и его аргументация. Поэтому её прохождение может затянуться.

В данной викторине при отсутствии обоснования правильного ответа есть поощрительный компонент: за каждый правильный ответ играющий получает воинское звание.

Следует обратить на это внимание детей: Кто такие сержант, прапорщик, лейтенант? Это воинские звания. Но мы же играем в пожарных, при чём тут звания бойцов и офицеров?

Целесообразно привести слова Владимира Гиляровского: «Каждый пожарный – герой, каждую минуту как на войне, каждую минуту рискует головой».

Некоторые вопросы носят шуточный характер, и на этом тоже можно заострить внимание, посмеяться вместе с детьми.

В ответах есть нюансы, например, пожарная машина на военном аэродроме действительно может быть зелёного цвета, но мы говорим о системе МЧС России, где для всех автомобилей принят красный цвет с белыми полосами.

Не во всех школах и регионах функционируют ДЮПы – Дружины юных пожарных. Если этот вопрос оказался сложным, то после прохождения викторины следует сказать, что это движение российских подростков ведёт свою историю с 1912 года до наших дней. Если в школе есть ДЮП, то надо сказать несколько слов о нём.

Почему не существует пожарная подводная лодка, а корабль – существует? Ведь пожары на подводных лодках случаются! Ответ прост: такая лодка просто не успеет доплыть к потерпевшей аварию, просторы морей и океанов слишком велики. В этом случае экипаж или покидает аварийную лодку, или она всплывает, и тогда на помощь приходят корабли и самолёты.

В 1803 году появились в городе Санкт-Петербурге по распоряжению царя Александра I военизированные пожарные команды – это ответ сразу на два вопроса викторины. В 1649 году был принят Наказ о градском благочинии царем Алексеем Михайловичем Тишайшим, отцом Петра I. Этот наказ в большей степени говорил о правилах пожарной безопасности – чего нельзя делать и кто за этим следит. Именно с этой даты отсчитывают создание пожарной охраны на Руси.

Образовательная викторина «Что нужно знать детям о профессии пожарного»

Данная викторина расширяет знания детей информацией о пожарных роботах, квадрокоптерах. Викторина иллюстрированная, введение новых терминов сопровождается созданием их зрительного образа.

Повторяются вопросы о пожарной технике, доставляющей на пожар пожарных, боевой одежде, но в более интересных формулировках, подразумевающих наличие первичной осведомлённости: вариантов правильного ответа может быть несколько, как и предложенных вариантов выбора (так, предметов одежды перечислено 6, из них 1 неправильный – жилетка). Конкретизируется назначение пояса пожарного спасательного, показаны термозащитные костюмы.

Два вопроса касаются вызова Пожарной охраны, на них надо сделать особый акцент при подведении итогов работы с данной викториной.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Так как занятие получается достаточно насыщенным из-за использования трёх викторин, то на заключительный этап останется не так много времени.

Рефлексия содержит проектное задание. Возможно, детям будет интересно сделать презентацию о снаряжении пожарного, пожарной технике. Можно предложить малыми группами поработать над кроссвордом о пожарном снаряжении.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Вступительная часть

Учитель: В нашей стране много праздничных дат, связанных с той или иной профессией. Свои праздники отмечают врачи, железнодорожники, повара. А ещё какие праздники профессий вы уже знаете? (Ответы обучающихся: День учителя).

Актуализация знаний

Учитель: Что мы знаем о пожарных, какие это люди по своим качествам? (Ответы обучающихся: Храбрые, сильные).

Учитель: Что помогает пожарным смело и решительно идти в бой с огнём? (Ответы обучающихся: Специальная одежда).

Учитель: Совершенно верно, есть хорошая русская поговорка: «Огонь шуток не прощает», поэтому боевая одежда пожарных разрабатывается учеными, тщательно проходит испытания. Всё в ней – от застежек до светоотражающих полос – продумано и служит для уменьшения риска. Вы когда-нибудь видели пожарных в боевой одежде? Расскажите! (Ответы обучающихся).

Учитель: А почему вообще возникло название «Боевая одежда пожарного»? Вот у рабочего – спецовка, роба. А у пожарных – такое строгое и сложное название? (Ответы обучающихся: Бой с огнём).

Учитель: Давайте вспомним, как выглядит пожарный в бою. Нам поможет викторина «Пожарные спешат на помощь»

В этой викторине мы тоже не просто выясним, что знаем или не знаем, а благодаря развернутым комментариям внутри викторины сможем в любом случае получить правильную информацию. Или как исправление нашей ошибки, или как подтверждение наших знаний.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Новое знание

Учитель: Учитель: Мы повторили то, что уже знали о пожарных. Предлагаю более сложное задание. Будут вопросы и о том, что мы уже вспомнили. Но будут и те, ответ на которые мы можем не знать – это очень интересно, и мы можем к следующему занятию подготовить проекты по этим темам.

Предлагаю пройти викторину: «Кто хочет стать пожарным смелым: Профессия – пожарный»

Физкультминутка: Игра «Собираемся на пожар». Ведущий показывает движения, пробует их выполнить с залом, а затем произносит зарифмовку, во время которой на соответствующих словах участники показывают средства пожаротушения.

Ой, огонь, беда, беда!
Ой, зовите пожарных сюда!
Огнетушитель несите сюда (руки около лица и издают звуки ш-ш-ш)
Будет теперь огню беда.
И рукав (круговые движения руками, как бы сматывают),
и насос (чух-чух),
и вода («зигзаг» рукой перед собой)
Нам помогут в тушении всегда.

А потом менять слова
Эй, насос несите сюда
Огнетушитель, рукав и вода
Нам помогут в тушении всегда.

Или
Эй, огнетушитель, несите сюда
И вода, и насос, рукава
Нам помогут в тушении всегда!

Закрепление знаний

Учитель: Итак, что мы сегодня узнали нового? (Ответы обучающихся: Даты истории Пожарной охраны в нашей стране). Что повторили? (Ответы обучающихся: Про одежду и снаряжение пожарных).

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов

Учитель: Мы сегодня провели игровое занятие. Немного посмеялись. Узнали очень серьезные факты из истории нашей страны.

Вопрос для 3 класса: «Что в сегодняшнем материале было необычным, то, что мы ещё не изучали совсем?» (Ответы обучающихся: Древний Рим, история России).

Вопрос для 4 класса: «Какое высокотехнологичное пожарное оборудование мы увидели? Чем квадрокоптер, пожарный робот лучше человека? Почему они не могут заменить пожарных полностью?»

Рефлексия

Что запомнилось особенно? О чём хотелось бы подготовить проект?

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить