День просматривания старых фотографий

День просматривания старых фотографий

img
Чем больше захватывают наше жизненное пространство цифровые технологии, тем чаще приходит мысль о том, что в один прекрасный день вдруг провиснут незримые нити интернета, выйдут из строя накопительные ресурсы, объем которых оценивается непередаваемыми значениями. Что останется тогда в памяти человечества?

 

С момента, как возникла письменность, всю свою мудрость люди доверяли книгам. Писали на глиняных табличках, на папирусах, на пальмовых листьях, пергаменте. Литераторы, учёные и философы стремились сохранить для потомков свои мысли, знания и опыт. Художники рисовали, резали гравюры, но все это было образное отражение мира. И только когда появилась фотографии, а за ней и кино, стало возможно и объективное отражение действительности.

На нашем календаре появился не совсем обычный, но вполне полезный и даже увлекательный праздник – День просмотра старых фотографий. Его, действительно, нужно было придумать: отдельные моменты жизни всплывают только в особых случаях, когда по какому-то поводу из комода вытаскивается толстый фотоальбом и начинается «путешествие по страницам прошлых лет».

Семейный фотоархив – настоящий кладезь интересной, уникальной информации. Вспоминаю такие архивы в казачьих семьях в донских станицах. Люди, рискуя порой самой, жизнью прятали дорогие сердцу кусочки памяти от врагов внешних и внутренних, спасали от пожаров. Утрата семейного архива – событие не просто печальное, оно обрывает связь поколений. Еще более ответственным делом представляется сохранение государственного фонда изображений.

Светопись – технология записи изображения с помощью оптических приборов и фоточувствительного материала относится к началу XIX в. Первый снимок под названием "Вид из окна" был сделан французом Ж.Н. Ньепсом в 1826 г. Фотография с изображением человека появилась благодаря Луи Дагеру в 1838 г.

Знакомство России с искусством фотографии состоялось в том же 1839 году, когда член-корреспондент Академии наук России Иосиф Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии (процесса, основанного на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром).

Оттуда ученый выслал в родную Академию подробное описание способа и несколько фотоснимков. В архиве учреждения до сих пор хранятся двенадцать калотипов, а на некоторых из них даже имеется подпись одного из изобретателей фотографического процесса Уильяма Тальбота.

Первым российским фотографом считают полиграфиста Алексея Грекова. Через несколько месяцев после открытия французским изобретателем Луи Дагером дагеротипии, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным. Этот специалист первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики (способ копирования при помощи химического процесса). В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России.

С тех пор перед камерой миллионы раз замирали обычные люди и царствующие особы, в объектив попадали животные, природные явления и космические объекты. Немецкому поэту Гете принадлежат слова: "Остановись, мгновенье, ты - прекрасно!".

И ведь, действительно, каждый снимок - это замершая на секунду жизнь, отпечаток прошлого, без которого не было бы настоящего.

Моя работа на ресурсе «Пожарно-техническая выставка» вдпо.рф часто связана с описанием и поиском иллюстраций различных исторических событий: прежде всего природных и техногенных катастроф, крупных пожаров. И трудно передать слова благодарности тем, далеко не всегда известным фоторепортерам, фотографам, которые сохранили для нас свидетельства тех или иных событий.

Знатокам и любителям пожарного дела хорошо известны фотографии одного из величайших российских фотографов Карла Буллы.

Это он увековечил для нас исторические картинки из жизни Александра Дмитриевича Шереметева и его пожарных добровольцев.

Получение снимков на заре развития фотографии требовало большой подготовки, как и последующая печать изображений. В 1963 г. процесс проявления пленки максимально ускорился и упростился. Свет увидел первый аппарат для моментальной съемки и печати Polaroid. В 1980-х годах фотографии стало возможным хранить не только на бумажных, но и на электронных носителях. Однако пожелтевшие от времени с потрепанными краями и выцветшим изображением снимки манят таинственной атмосферой, как будто бы приоткрывая нам окно в прошлое.

МАГИЯ СТАРЫХ ФОТОГРАФИЙ ни с чем не сравнима.  С пожелтевших черно-белых снимков на нас смотрят люди из другой жизни. Они красивы внешне и внутренне, имеют одухотворенный и в то же время сосредоточенный вид. К фотографированию сто лет назад и намного позже относились очень серьезно - готовились заранее, надевали лучшую одежду и украшения. Улыбаться и проявлять эмоции считалось недопустимым. На заре своего появления фотография как искусство подчинялась правилам написания портрета. Снимки представляли собой замершие образы людей, а не сюжеты из их жизни.

Но времена менялись, и большинство фотографов стали снимать жанр – живую картину жизни.  Появился и жанр репортажа, когда фотограф в целой серии фотографий рассказывал о том или инос событии.

Рассматривание старых фотокарточек сродни медитации - с их помощью мы устаиваем связь с прошлым, находя созвучные нам образы и переживания, и узнаем что-то важное и ценное о себе самих.

Готовя материал о пожаре на знаменитом альпинистском Приюте-11, я отыскал в собственном архиве интересные картинки о подъеме на станцию «Мир» маятниковой канатной дороги нового, по тем временам, ратрака. По-моему, эти, далеко не лучшие с точки зрения качества, кадры сполна передают дух напряжения и даже чувство опасности: гусеничный тягач медленно ползет на высоту 3500 метров по узкому серпантину с острыми точащими камнями…

Участвуя в работе над историческим фотоальбомом «Пульс времени», посвященном 90-летию со дня основания Академии государственной противопожарной службы МЧС России, мне пришлось заниматься отбором и оцифровкой архива Почетного работника Академии ГПС, фотографа Владимира Евгеньевича Сулейкина. Это было, действительно, путешествие на машине времени: удалось реально оказаться в середине 70-х годов прошлого века.

Вот так, например, выглядели самые современные по тем временам учебные классы и лаборатории.

Интересно, что публикация таких фотографий стала полной неожиданностью не только для молодежи, но и для ветеранов академии, людей, которые были непосредственными участниками событий. Далеко не все могли видеть эти фотографии в прошлом. Если кто-то узнал себя или своих знакомых, расскажите!

Основные хранители старой фотографии: собственно сам отпечаток, пленка (негатив или позитив), и уже совсем старинные – стеклянные пластинки. Даже у самых больших любителей домашние архивы, как правило, создают проблемы. И фотография, и, особенно, пленка требуют особых условий хранения. А это не всем доступно.

Чтобы действительно сохранить свой архив, правильнее всего передать его на хранение в государственное хранилище. Сегодня таких хранилищ несколько. Главное из них – Российский Государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Архив сегодня – это целый комплекс зданий в подмосковном Красногорске, где собраны и систематизированы более миллиона фотографий и почти 250 тысяч кинопленок.

Большие объемы материалов хранят Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО. Все они проводят большую работу по пропаганде хранящихся материалов.
Традиционными стали интернет-выставки, посвященные творчеству фотографов, чьи работы, сохраняясь в коллекции ЦГАКФФД СПб, стали зримой памятью истории. Представленные в проекте авторы – фотографы разных поколений, любители и профессионалы. Трудовой стаж большинства из них связан с работой в крупных информационных агентствах и периодических изданиях Ленинграда – Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Народный артист СССР Евгений Мравинский за дирижерским пультом в Большом зале Ленинградской государственной филармонии во время фестиваля «Белые ночи». 27 июня 1964 г. Ленинград. Автор снимка: Зинаида Байцурова, ЦГАКФФД СПб. Фото: spbarchives.ru.

Архивы планируют ежегодно расширять проекты, позволяющие показывать коллекции старинных фотографий разных времен не только в рамках своего экспозиционного пространства, но и организовывать онлайн выставки и собирать коллекции фотографий.

Евгений Халдей. Без названия (Дети на прогулке). 1950-е. Фото: rosphoto.org.

Огромный интерес представляет и собрание фотографий Российского этнографического музея (РЭМ). Она насчитывает около 180 тысяч единиц хранения снимков, охватывающих период с середины 40-х годов XIX века до настоящего времени. Из имеющихся кадров 50 тысяч -  дореволюционные. Это уникальные визуальные свидетельства, запечатлевшие ландшафт, поселения, жилища, промысловую деятельность, домашние занятия и ремесла, национальный костюм, повседневную и праздничную жизнь, культовую и ритуальную практику людей разных конфессий в контексте этнических и локальных традиций.

Фотоотпечаток: Домашний быт крестьян. Белорусы. Фото: ethnomuseum.

Память о традициях повседневной деревенской и городской жизни начала XX века хранит коллекция фотографий Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

Сват, сваха и невеста перед выходом последней в церковь. По стенам развешено приданое. Удмурты, Татарстан, Лызи, начало XX века. Автор: Иван Зеленов. Фото: collection.kunstkamera.ru

Старинная фотография… Остановленное мгновение жизни. Это не просто наша память, это связующая нить с прошлым, позволяющая в полной мере осознать кто мы, и зачем пришли в этот мир. Бережно сохраняя эти визуальные свидетельства, хочется сказать и слова благодарности людям, которые не поленились остановить мгновение, нажали кнопку камеры!

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги