Каланчи России. Исторические прогулки на пожарную тему

Каланчи России. Исторические прогулки на пожарную тему

img
Есть в более чем трехсотсемидесятилетней истории пожарной охраны России памятники мало подверженные времени. Это, конечно же, пожарные каланчи. И сегодня возвышаются они над многими городами, соперничая даже с современной многоэтажной застройкой. Интерес к пожарной каланче стал основой просветительского проекта, которому в этом году исполнилось 10 лет. О главных участниках проекта наш рассказ.


Однако начнем с небольшого историко-архитектурного  экскурса. По мнению специалистов,  «башня — один из наиболее устойчивых и универсальных пространственных архетипов культуры. Это одна из «вечных» форм пространства, которая трансформируется и видоизменяется, приобретает новые значения, достигающие нередко уровня общенациональных символов. Достаточно вспомнить башенные сооружения древневосточных деспотий и средневековых замков Западной Европы, башенные жилища древнейших поселений родоплеменной эпохи, башни-минареты арабо-мусульманских стран, башни-колокольни Древней Руси, башни-пагоды и башни-ступы Индии и Китая. Именно башни становились символами культур:  библейская Вавилонская башня, знаменитые Эйфелева и Спасская башни, Биг-Бен и т.п. На Кавказе башня — одно из древнейших и своеобразнейших проявлений домостроительного творчества горцев».

Из монографии  С. Д. Сулименко «Башни Северного Кавказа».

Не ошибемся, если скажем, что прямым предшественником каланчи стали на Руси сторожевые башни. Именно с этих башен подавали сигнал о приближении врага.  Огонь, пожар – тот же враг. И пожарные каланчи, а точнее, дозорные на них первыми замечали дым, огонь и оповещали всех, что должен был бороться с этим страшным врагом.

В  январе 2013 года попался мне на глаза шикарный настенный календарь с изображением  знаменитой пожарной каланчи на обложке. Удалось выяснить, что календарь издан компанией «СПОТВИ» – отечественного  изготовителя и поставщика пожарно-технического вооружения.

Удалось  созвониться и с автором проекта – Геннадием Смирновым, замечательным фотохудожником,  членом Международной Федерации журналистов и Международной Ассоциации « Союз дизайнеров ». Итогом нашей встречи стала серия публикаций в журнале «Пожарное дело».

Вот, что рассказал мне тогда Геннадий:

«Я и сегодня отчетливо помню, как это все начиналось… Знаковая встреча  произошла на одной из моих фотовыставок, рассказывающих об уникальных местах северных регионов России. Для меня это был период острого желания общаться, делится своими многолетними  наблюдениями, открытиями в ходе многочисленных творческих экспедиций.  Неугасаемая жажда  познания  новых географических уголков России, а исколесил я в то время многие тысячи километров - от безлюдных островов в Белом море до берегов Тихого океана - выплеснулась в целый ряд фотографических проектов о нашем славном Отечестве. Я всегда их представлял, как просветительские. И это  было оправдано: задача стояла средствами фотографии рассказать россиянину о стране, в которой он родился, ее истории, традициях…. Выставочные проекты, включающие  и фото, и исторические тексты, и документальное кино,  путешествовали по всей России, а иногда выходили даже и на зарубежную орбиту.
Так вот, однажды на одну из московских выставок заехал мой старинный приятель - человек весьма уважаемый в пожарном (спасательном) сообществе - Иван Викторович Рыбкин. Ныне  - генеральный директор компании « СПОТВИ».  Он всю свою жизнь посвятил борьбе с пожарами, пройдя тернистый путь от пожарного-практика до руководителя отдела пожарной техники Главного управления пожарной охраны России. Иван Викторович - личность незаурядная, впитавшая лучшие профессиональные и человеческие  традиции, и  в первую очередь  от своего отца Виктора  Ивановича Рыбкина,   заслуженного ветерана  пожарной охраны.

Генеральный директор «СПОТВИ» И.В. Рыбкин

Помню, на этой  встрече вдруг, как будто вспыхнула искра, буквально, сдетонировавшая взаимные  эмоции. А что если, - задумался вдруг мой гость, - замахнутся на проект, который стал бы своеобразным мостиком между днем нынешним и днем минувшим в пожарной охране? Ну, вот скажи, - обратился он ко мне,-  что является главной архитектурной доминантой исторического ландшафта любого российского города?  Мой собеседник лукаво улыбнулся:  Конечно же, храмы, колокольни… А что еще?  Каланчи !!! - торжественно провозгласил он.

Пожарные каланчи - смотровые площадки, с которых на протяжении столетий наблюдали за происходящим вокруг, и, прежде всего, за пожарами.  Да, сохранились они далеко не везде, но ведь есть! И являются своеобразными свидетелями исторической эпохи, нетленным символом мужества и стойкости борцов с огнем, памятником тем, кто не вернулся с поля боя со страшной огненной стихией.
– Давай разыщем, - предложил мне Рыбкин,- эти сохранившиеся каланчи и покажем людям их красоту и величие.

Предложение Рыбкина меня сразу зацепило: воссоздать уникальную рукотворную палитру сохранившихся  исторических объектов - старинных пожарных каланчей – дело доброе, и, как оказалось, крайне интересное. Окунувшись в историю этих удивительных архитектурных сооружений, я открыл для себя интереснейшие страницы российской истории - истории становления пожарного дела, историю борьбы с огненной стихией».

Так родился проект «Пожарные каланчи  России».
Однако уже с первых шагов его реализации стало понятно: одной только фотосъемки исторически значимых объектов будет недостаточно. Необходима серьезная работа по конкретизации и систематизации сведений о годах постройки, об авторстве архитектурных проектов, их месторасположении…

 

Фотохудожник Геннадий Смирнов
НАША СПРАВКА

Геннадий Викторович Смирнов – фотохудожник, член Международной федерации журналистов и Международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров» (МОА). Родился и вырос в Москве. Увлечение фотосьемкой началось в школе. Учился в Национальном исследовательском университете (МЭИ), Высшей школе международного бизнеса (АНХ РФ). Длительное время занимался научно-исследовательской деятельностью в различных ведомственных НИИ.
Все это время не расставался с фотоаппаратом.
Лауреат  премии «За лучшее освещение культурного наследия на страницах СМИ»,  Международной литературной премии имени Дмитрия Лихачева, премии «Серебряное перо Руси» за цикл исторических очерков. Награжден почетным дипломом и медалью «Первопечатник Иван Федоров» за заслуги в области издательской деятельности.
Более четверти века занимается авторскими просветительскими проектами в России и за рубежом (Франция, Германия, Испания, Израиль, Черногория, Куба, Панама, Киргизия).  Просветительский проект «История России - россиянам» («Русский Север», «Урал», «Дальний восток») представлен в 20 городах России.

Просветительский проект Смирнова и Рыбкина сразу пришелся по душе. Тема пожарной каланчи в истории начала интересовать меня задолго до знакомства с сегодняшними героями. На тот момент мне были известны пожарные каланчи в Калуге, Ярославле, Угличе, Владимире, Иркутске, Омске и, конечно же, московские.

На Омской каланче летом 2007 г.

С некоторыми из них связаны интересные воспоминания.  Например, на смотровой площадке Омской каланчи нас познакомили с символическим дозорным  – манекеном Василием, облаченным в боевую одежду пожарного.

Винтовая лестница Омской каланчи

В Иркутске пришлось даже принять участие в судьбе исторического памятника. Сделали телевизионный сюжет о затянувшейся реконструкции уникального пожарного депо с высокой каланчей в историческом центре города. Привлекали внимание общественности. И привлекли! Теперь там большой музей пожарной охраны.

Каланча в Иркутске
НАША СПРАВКА

Каланчи – высотные, по тем временам,  сооружения  активно начали  строиться  уже в первой половине XIX века сразу после выхода указа Александра I от 31 мая 1804г.  «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды».
Как правило, каланчи венчали двух - трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы каланчи использовались для сигнализации: вывешенные кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное, оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Пришло время вернуться к героям нашего рассказа. Вот еще одна страница из журнальной публикации  Геннадия Смирнова 2013 года:

«Пути – дороги. Сколько их удалось пройти - проехать…  Переступая порог своего дома, отправляясь в путешествие,  ты как бы  растворяешься в особом пространстве, которое наполняет тебя особой энергетикой, желанием двигаться к цели, невзирая ни на какие препоны. Очень важно слышать, чувствовать и осознавать все, что тебя окружает в пути.  
Каждое путешествие за очередной каланчей открывало целый мир: реальные исторические объекты, потрясающие красоты природного ландшафта. А чего стоят дорожные встречи – расставания с попутчиками, собеседниками - философами с вечными вопросами- «Кому на Руси жить хорошо»   и «Что делать?»
Путешествовать - шествовать по пути  - это, особенно важно для человека с фотоаппаратом или видеокамерой. Перемещаться  по заброшенным, порой непролазным, окраинным переулкам, по старым, почерневшим от времени  крышам, среди оживленных улиц, наполненных шумом и гамом толпы».

Работа над проектом «Каланчи России»  стала для Геннадия Смирнова целым отрезком жизненного пути. За городами и весями вставала история родной земли, замечательные традиции прошлого. Незримый мостик из этого прошлого через настоящее обязательно пройдет в будущее. Теперь уже и сам проект обрастает своей историей. Вот, что рассказал мне Геннадий Викторович, когда этот материал  еще только готовился:

«Прошло уже 10 лет со времени, когда проект дебютировал. Все вспоминается, как будто  было вчера. Презентация просветительского проекта «Пожарные каланчи России», реальным воплощением которого является настенный календарь, состоялась осенью 2012 года в стенах Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ФПС ЦУКС МЧС России по г. Москве. Там же была организована тематическая фотовыставка, вызвавшая неизменный интерес многих посетителей.
Уже  первое  издание календаря 2013 года с фотографиями сохранившихся уникальных исторических каланчей, было тепло встречено профессиональными пожарными и спасателями, работниками Всероссийского добровольного пожарного общества, любителями истории России».

Реализация проекта во все эти  годы определялась слаженной, работой команды, где помимо главного застрельщика проекта, заслуженного ветерана пожарной охраны Ивана Викторовича  Рыбкина, важную роль координатора работы выполняет ветеран пожарной охраны Александр  Васильевич Чудаков.

А.В. Чудаков и Г.В. Смирнов за работой над проектом

Как не вспомнить наши подчас весьма бурные  обсуждения по реализации очередного этапа проекта. А как же иначе:  детальный план – залог успеха.
Значимая поддержка проекта оказывается руководителями Центрального совета ВДПО.  В начале пути это был Михаил Михайлович  Верзилин, а впоследствии Владимир Владимирович  Кудрявцев и Алексей Георгиевич Крылов.  Надо отметить, что именно через региональные отделения ВДПО календарь разлетается по всей стране, до самых до окраин. Отрадно, что многолетние усилия компании «СПОТВИ» по сохранению исторической памяти о славных традициях пожарной охраны в начале 2022–го года  были отмечены специальной Почетной грамотой Всероссийского добровольного пожарного общества».

Председатель ЦС ВДПО А.Г. Крылов (справа) вручает награду общества генеральному  директору «СПОТВИ» И.В. Рыбкину и координатору проекта А.В. Чудакову.

Проект «Каланчи России» продолжается. Есть и  результат: увидели свет десять прекрасных полноформатных  настенных календарей   2013-2022 гг.,  создан внушительный по объему  фотоархив с уникальными современными и историческими фотографиями,  есть и соответствующий подбор  текстов, а главное – окрепло желание и дальше развивать интересное и полезное  дело.

И наш материал – тому подтверждение. Мы договорились с Геннадием Смирновым на целую серию публикаций о пожарных каланчах России – удивительных архитектурных памятниках истории пожарной охраны. Надеемся и на поддержку компании «СПОТВИ».

«Память – наше богатство. Подобно тому, как личная память человека формирует  его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».

Академик Дмитрий Лихачев  «Письма о добром и прекрасном».
Использованы материалы из архива автора и открытых источников.

 

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества