Архангельская трагедия: взрыв в Бакарице в начале ХХ века

12
октября
13
октября
14
октября
15
октября
16
октября
17
октября
18
октября
19
октября
20
октября
21
октября
22
октября
23
октября
24
октября
25
октября
26
октября
27
октября
28
октября
29
октября
30
октября
31
октября
1
ноября
2
ноября
3
ноября
4
ноября
5
ноября
6
ноября
7
ноября
8
ноября
9
ноября
10
ноября
img

Во время Первой мировой войны в Архангельске произошла крупнейшая катастрофа – взрыв в порту Бакарица 26 октября 1916 года – в результате которой по разным подсчетам погибло и пострадало порядка двух тысяч человек. Взрыв произошел на грузовом пароходе «Барон Дризен», который пришвартовался у причала №20 на Бакарице для разгрузки. На его борту находилось примерно четыре тысячи тонн военных грузов, в том числе отравляющих и взрывчатых веществ…

Как это было

25 октября 1916 года на Бакарице ошвартовался один из самых крупных российских транспортов того времени — «Барон Дризен». Пароход доставил очередную партию вооружения и боеприпасов из США и Англии в Россию.

Водоизмещение «Дризена» достигало почти 18 000 тонн, и загружен он был, что называется, под завязку.

Помимо заводских станков, двигателей и рельсов для стратегически важной Мурманской железной дорога, в его трюмах находилось 155 576 пудов разрывных снарядов, 50 786 пудов шрапнели, 23 350 пудов бездымного пороха, 18 802 пуда взрывчатки, 6146 пудов черного пороха, а еще свыше 50 тысяч фугасных гранат и 25 тысяч детонаторных трубок для артиллерийских снарядов. Помимо этого в глубине трюмов были втиснуты 548 баллонов жидкого хлора и 2020 пудов пикриновой кислоты. Огромный пароход был буквально напичкан смертью.

«Обеденный взрыв»

26 сентября до обеда, когда судно уже стояло под разгрузкой, борт «Барона Дризена» покинули капитан Фриц Дрейман, штурманы Дитрих Акмен и Николай Казе (все из остзейских немцев). А ровно в 14 часов «Барон Дризен» взлетел на воздух. Сила взрыва была просто ужасающей. Его почувствовали даже в далеких Холмогорах, где земля внезапно ушла у людей из-под ног.

Ошметья разнесенного в атомы парохода еще не успели разлететься во все стороны, как сразу же сдетонировали почти километровые штабеля боеприпасов, выгруженных на причал. Этот взрыв был не менее страшен, чем предыдущий. Но и это еще не все! От второго взрыва рвануло в клочья сразу несколько стоящих вдоль причалов и разгружавших оружие и боеприпасы пароходов.

Очевидцы впоследствии рассказывали: в тот день был полностью уничтожен не только порт Бакарица, но и ближние к нему деревни, а когда ударные волны докатились до центра Архангельска, в домах вышибало стекла и сносило крыши…

Взрывы были такой силы, что на берегу образовались огромные воронки - около 60  и 40 метров в диаметре. У соседнего британского судна снесло взрывной волной мачту, трубу и все палубные надстройки. Было разрушено каменное здание электростанции, обрушилось и здание пожарного депо - под его обломкам погибло нескольких человек, затонул буксирный пароход «Рекорд» и стотонный кран. Соседние причалы и ещё два крана оказались повреждены, сгорела почтовая баржа. Огонь, усиленный ветром, стал переходить от одной постройки к другой -  сгорели 27 бараков и 5 строений. А 49 пришвартованных рядом судов, на некоторых тоже была взрывчатка, стали по очереди взлетать на воздух.

К месту взрывов были направлены все архангельские тральщики, буксиры и пожарные команды, даже из Вологды. Они пытались отводить от пристаней пароходы, чтобы спасти их.  Эвакуировать людей и спасать раненых приходилось как на войне - вокруг рушились постройки, взрывались боеприпасы, распылялись отравляющие газы. Пострадавших отвозили по лазаретам - всего их было специально открыто 19. Пожары и взрывы продолжались ещё несколько дней. Закончилась катастрофа только тогда, когда в деревянной Бакарице сгорело всё, что возможно.

Вот как описал страшные события того дня в своем дневнике архангельский моряк Петр Иванович Мусиков: «Помощник начальника лейтенант Шульговский предложил мне поехать с ним на Бакарицу: там только что произошел ужасный взрыв. Вместе с корабельным инженером Коршем отправились на стоящий в готовности Т-17 (минный тральщик), который немедленно отошел от причала. На Бакарице море огня и взрывы без конца. Пристали к стенке, выбросили шланги. Приказ матросам построиться на берегу, 50 человек разделили на три группы. В стороне, шагах с полсотни — ад… Капитан Верке со шлангом в руках бросается заливать горящий пироксилин. Одна группа с Шульговским во главе по рельсам откатывает от огня вагоны с динамитом. Всюду взрывы снарядов, непрерывное тарахтение взрывающихся пулеметных патронов. Словно горох сыплется на лукошко… Жуть… Изредка бабахает что-то ужасное, громко, оглушительно громко. На Бакарице ни души. Немного ниже нас стоит «Полярный». Командуют от нас, чтобы он перешел к огню и выбросил шланги…

Команда начинает таскать из-под развалин раненых, полуживых, стонущих и укладывает их на палубе Т-17. Там фельдшеры делают перевязки. Ужасно, до чего изуродованы люди… Вот один с оторванными ногами приходит в себя, просит закурить, ему дают папиросу, затягивается раз — и умирает… Раздавленные, опаленные, без конечностей, в обгорелой одежде. Наверное, на другом конце Бакарицы есть уцелевшие суда. Но пройти туда невозможно. На Т-17 палуба полна раненых. Ужасное зрелище. Работаем уже 5 часов одни, из города нет никого.

В 9 часов вечера приходит «Колгуев» с главноначальствующим, лазаретом и отрядами матросов. Дело по тушению идет энергичнее. Я получаю приказ от помощника главнача пробраться на другой конец Бакарицы, но сейчас же приказ и отменяется. Водою нельзя: проход загроможден взорванными транспортами, в огне ничего не разобрать. Я вернулся на Т-17. Раненых от нас уносят на «Колгуев».

Халатность или диверсия?

По официальным данным, в катастрофе погибло более 600 (кто-то говорит о 800 . - Ред.), а раненых и пострадавших насчитывают до 1 тыс. 166 человек. Из них 51 иностранец. Было уничтожено около 30 тысяч тонн военных грузов. Убытки составили 80 миллионов золотых рублей. Многие пристани были серьёзно повреждены и требовали перестройки.

Сразу же после катастрофы «Барона» была назначена следственная комиссия для расследования причин катастрофы. В начале века уже произошло немало случаев подрыва кораблей, так что резонно было подумать на диверсию со стороны Германии, с которой велась война.

Следователи выяснили, что начальником разгрузочных работ в Бакарице  был немец Эдмунд Мелленберг, в документах которого была пометка: «Причастен к делу военного шпионажа в пользу Германии». Капитан корабля и два его помощника - тоже немцы по национальности - были в момент взрыва не на корабле, а в городе. Всех их арестовали.

Однако улик против всех них не было. Тогда внимание обратили на единственного выжившего моряка «Барона» - боцмана Павла Полько. На допросах он признался, что был подкуплен во время стоянки в Нью-Йорке германским агентом. Его приговорили к расстрелу.

В 2017 году на Бакарице был установлен памятник жертвам Первой мировой войны - фактически именно жертвам того самого взрыва. На мемориальной доске написано именно о вражеской диверсии. Но узнаем ли мы сейчас правду - была ли виной смерти нескольких сотен человек вражеский подрыв или простая халатность в организации безопасности?

По материалам из открытых источников и из книги Владимира Виленовича Шигина «Неизвестные страницы истории российского флота»

Поделиться: