Что такое брандер

Брандер — судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами, используемое для поджога или подрыва вражеского корабля с целью его уничтожения. Могло управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота.

Брандер должен был быть так снаряжён, чтобы мог вдруг загореться внутри и снаружи. Для этого палубы покрывали брезентом и посыпали их мелкими кусками брандкугельного состава и порохом; на кубрике, в деке и у самых стен корабля ставили кадки с тем же составом; весь брандер наполнялся зажигательными и разрывными бочками, ящиками, снаряженными гранатами, факелами, смолёными фашинами, стружками, кроме того, всё поливалось скипидаром.

Для зажигания брандера употреблялись сосисы (длинные мешки с составом селитры и серы), укладывавшиеся в деке так, чтобы концы их приходились в кормовой части судна у самых отверстий, которые для этого прорубались; в конце сосисов вставлялась трубка, набитая медленно горящим составом, который давал возможность команде брандера, воспламенив её, отчалить на шлюпке, привязанной за кормой. Порты и люки закрывались, а чтоб они вовремя были открыты — против каждого ставили брандерную мортиру, то есть кусок дерева с каналом и камерой, наполненной порохом, а в канал плотно вбивали шест, который при выстреле открывал порт или люк; запал мортиры соединялся стопином с другими зажигательными снарядами. На бушприте, концах рей и других удобных местах подвешивались дреки и железные крючья, которыми брандер мог бы сцепиться с неприятельским кораблём. Когда брандер был заряжен, на нём ставили паруса, и подведя на некоторое расстояние, закрепляли руль в должном положении, зажигали трубку и пускали его на неприятельский флот. Обыкновенно брандеры пускались ночью или во время тумана, чтобы неприятель, заметив брандер, не успел бы его отвести или потопить. Чаще брандеры пускались на суда, стоящие на якоре, иначе неприятельский корабль мог легко увернуться.

Брандеры широко использовались против деревянных судов, а также разнообразных защитных заграждений (бонов, деревянных плотин и т. д.) на реках и заливах. Брандеры как противокорабельное оружие потеряли своё значение в связи с распространением металлических судов.

В эпоху парового флота термин «брандер» стал применяться к кораблям-смертникам, предназначенным для блокирования судоходных фарватеров на внутренних рейдах и в проливах. Так, во время русско-японской войны японский флот применял атаки брандеров для блокирования российских кораблей первой тихоокеанской эскадры в гавани Порт-Артура.

В ходе Второй мировой войны в составе Королевских военно-морских сил Италии действовало диверсионное соединение, официально именовавшееся 10-я флотилия торпедных катеров (итал. Xa Flottiglia MAS). На вооружении данного соединения имелись различные типы взрывающихся катеров: MA (итал. Motoscafo d'Assalto), MAT (итал. Motoscafo Avio Trasportato), MTM (итал. Motoscafo Turismo Modificato), MTR (итал. Motoscafo Turismo Ridotto) и MTRM (итал. Motoscafo Turismo Ridotto Modificato), которые доставлялись к месту диверсий специальными судами, переоборудованными из старых кораблей итальянского флота, либо даже авиационными средствами доставки. Взрывающиеся катера типа MTM имели заряд ВВ около 300 кг с ударно-гидростатическим взрывателем (имеющим дублирующий временной замедлитель). Пилот предварительно направив катер на судно противника, покидал его за некоторое время до удара о цель. Он должен был успеть взобраться на специальный спасательный плотик, чтобы не находиться в момент взрыва в воде. При ударе о цель катер разламывался и начинал тонуть, после чего на определённой глубине (ниже броневого пояса) происходило срабатывание взрывателя под действием гидростатического давления и подрыв основного заряда, приводившее к образованию больших пробоин в подводной части корабля противника.

Разработкой взрывающихся катеров в период Второй мировой войны также занимались и в немецких кригсмарине.

В истории морских сражений встречается весьма немного случаев, когда брандеры принесли ощутимый вред неприятелю. Среди наиболее удачных случаев их применения следует назвать следующие три:

1. 23 мая (2 июня) 1676 года в порту города Палермо стоял испано-голландский флот, под прикрытием береговых укреплений, имея галеры, частью в интервалах, частью же на флангах. Французский флот, разведав положение противника, отделил отряд с пятью брандерами, которые с попутным ветром пошли на союзников. Суда испано-голландского флота, опасаясь последствий, начали рубить канаты и выбрасываться на прибрежное мелководье: но это действие только облегчило брандерам достижение цели. При свежем попутном ветре они легко следовали за уносимыми кораблями и сцеплялись с ними. В результате этой атаки сгорело 7 кораблей и 2 галер.

2. 26 июня (7 июля) 1770 года, когда во время Чесменского боя брандер под командой лейтенанта Д. С. Ильина сцепился с турецким кораблем и был подожжён, а затем пожар распространился далее и сцепленные корабли взорвались. Турки тогда потеряли 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, до 50 мелких судов и до 10 000 человек убитыми, тогда как потери Русского императорского флота составили от 534 до 661 человек. Однако следует отметить, что брандер Ильина был единственным, который добился успеха в том сражении, а всего их было отправлено четыре, три других никакого серьёзного ущерба неприятелю нанести не сумели.

3. 26 марта 1941 года 6 взрывающихся катеров типа MTM из состава 10-й флотилии MAS итальянского флота, под командованием лейтенанта Луиджи Фаджони (Luigi Faggioni), провели диверсионную операцию против сил Союзников в критской бухте Суда. В результате данной операции были выведены из строя тяжёлый крейсер «Йорк» (одноимённого типа), что привело к его полной непригодности в дальнейшем, а также бывший норвежский танкер «Перикл» (реквизированный Великобританией), впоследствии затонувший.