Пожар на 220 000 000 фунтов стерлингов: пожар в «Пантехникон» 13 февраля 1874 г.

Пожар в «Пантехникон» 13 февраля 1874 г.

В первые десятилетия девятнадцатого века застройщик Сет Смит помог превратить болотистую трясину в элегантный лондонский Вест-Энд. Одно из его зданий, «Пантехникон», занимало почти два акра на Моткомб-стрит, прямо в центре Белгравии. Он был пятиэтажным и имел элегантный портик в греческом стиле с фасадом из дорических колонн из светлого мрамора, что свидетельствует о величественной долговечности древних зданий и похожем по стилю на такие музеи, как Национальная галерея на Трафальгарской площади (построенная в том же десятилетии). ). Название «Пантехникон» означало «все» (пан), «искусство» (технэ), и изначально здание задумывалось как базар с прилавками, где могли продаваться все виды искусства — работы ювелиров, кузнецов, художников, плотников, и так далее. Бизнес на базаре потерпел неудачу, и в конечном итоге здание было перепрофилировано как в хранилище для экипажей, так и в склад, где богатые лондонцы могли хранить свои ценные вещи, когда они закрывали свои городские дома в межсезонье, когда парламент не заседал. Сданные на хранение ценности включали мебель, картины, пианино, драгоценности, серебро, библиотеки, семейные реликвии и предметы искусства; некоторые лондонские банкиры даже снимали там комнаты для хранения документов.

Пантехникон рекламировался как «самый большой, самый безопасный и самый пожаробезопасный склад в мегаполисе». Согласно выпуску «Субботнего обозрения политики, литературы, науки и искусства» за 1874 год, «потолки были обшиты железными прутьями и покрыты составом, который, как надеялись, выдержит самый свирепый огонь, не треснет и не упадет. если на него брызнули водой в горячем состоянии. Дощатые полы были покрыты железными пластинами, уложенными на лакированный войлок, чтобы предохранить нижнюю сторону железа от ржавчины и заглушить звук. Комнаты были отделены друг от друга кирпичными стенами и коваными дверями, а лестницы все были каменными. Все дымоходы были облицованы чугуном, и не было ни одного открытого куска дерева… [потому что] сорок лет назад преобладала вера в железо как защиту от огня… вера, которая, вероятно, погибла в руинах Пантехникона.

Четыре разные железные стены тянулись с востока на запад, «идея заключалась в том, что двери можно было закрыть, остановить распространение огня и ограничить ущерб». В помещении не разрешалось газовое освещение, кроме кабинетов у входа. Единственными лампами, которые использовались, были лампы безопасности.

Несмотря на эти меры предосторожности, примерно в 16:30 в пятницу, 13 февраля 1874 года, Пантехникон загорелся, стреляя малиновыми и оранжевыми искрами высоко в небо и распространяя дым на многие мили.

Трудно оценить стоимость утраченных объектов. Из-за того, что люди так верили в Пантехникон, они застраховали свои ценности наполовину или нашли способы вообще их не страховать. Например, одна семья прятала свои драгоценности в своей мебели. Стоимость страховки изголовья была значительно меньше, чем страховка драгоценностей, но драгоценности, спрятанные внутри, все равно были (якобы) в безопасности. (Хитро!) Однако доподлинно известно, что пожар уничтожил коллекцию картин члена парламента сэра Ричарда Уоллеса стоимостью 150 000 фунтов стерлингов; и коллекция произведений искусства члена парламента сэра Сеймура Фицджеральда стоимостью 200 000 фунтов стерлингов, которая включала множество портретов сэра Джошуа Рейнольдса и картины других мастеров, включая Дж. М. У. Тернера.

Согласно современным отчетам, общая стоимость уничтоженных предметов оценивается в 2 000 000 фунтов стерлингов (примерно 220 000 000 фунтов стерлингов или 280 000 000 долларов США на сегодняшний день). (По зарубежным материалам.)

Поделился Вячеслав Павленко.