1896 – К.К. Иордан о будущем бензинового двигателя в отечественном пожарном деле

Впервые мысль о преимуществах бензинового двигателя и его возможном применении в практике пожаротушения была озвучена известным деятелем и популяризатором отечественного пожарного дела Константином Константиновичем Иорданом на Общем Съезде Соединённого Российского Пожарного общества в 1896 году.

В своём докладе перед делегатами съезда К.К. Иордан, посетовав на слабую оснащённость пожарных команд, показанную в «Кратком статистическом обзоре пожарных команд Российской Империи» А.Д. Шереметева, впервые в отечественном пожарном деле предложил прилечь к борьбе с огнём современные достижения техники: «В последние года заграницей был выдвинут на очередь вопрос о замене лошадей автоматическими двигателями. Инженер-механики Франции, Англии, и Америки изобрели к настоящему времени массу самодвижущихся экипажей различных конструкций и систем, двигающихся при помощи электричества, пара и газолина, а технические общества устраивают выставки, конкурсы и состязания этих изобретений.

Опыты и испытания показали, что наиболее пригодными для обихода могут считаться экипажи с газолиновыми двигателями, то есть такие, которые приводятся в движение при помощи легко испаряющихся жидкостей, добываемых из нефти и носящих названия газолина, бензина, нефтяного эфира и прочего. Газолиновые двигатели имеют то преимущество перед электричеством и паром, что занимают сравнительно незначительное место и известная единица объёма их даёт громаднейшую силу движения».

Далее следовал вывод: «... расход по передвижению при помощи газолиновых двигателей, сравнительно с лошадиным, очень дёшев и, если принять в соображение, что двигатель не требует питания, находясь в спокойном состоянии, то стоимость автоматического передвижения оказывается крайне ничтожной.. Хорошую службу сослужили бы самодвижущиеся экипажи при подании помощи при пожарах в деревнях». В конце К.К. Иордан предложил: «... было бы крайне желательно, что бы состоятельные любители и ревнители пожарного дела уделили часть средств на приобретение таких экипажей и на испытание их по передвижению по нашим шоссейным и просёлочным дорогам в разное время года, как-то: весной – в грязь, а зимой – по снегу». Это было очень смелое и дальновидное предложение для 1896 года. Доклад К.К. Иордана был принят «к сведению», его положения найдут практическое применение лишь через 8 лет.

Участники Общего Съезда Соединённого Российского Пожарного общества. Нижний Новгород. 1896 год.

Источник: Карпов А.В., автор серии книг «Пожарный автомобиль в СССР».

Ознакомиться с историей пожарной техники можете здесь