Создание самоходных паровых пожарных автомобилей

В начале ХХ века несколько иностранных фирм приступают к выпуску самодвижущихся паровых насосов. В их создании прославилась лондонская фирма «Merryweather & Sons Ltd.» (далее - «Мерриветер»), продукция которой под маркой «Fire King» (далее - «Пожарный король») стала известна всему миру.

История этих самоходных автомобилей началась с 4 декабря 1896 года, когда английские инженеры Джеймс Комптон Мерриветер и Джон Уоллес Джейкман подали предварительный патент на изобретение, касающееся усовершенствования самоходных паровых пожарных машин. Техническое изделие, описанное в патентном документе, состояло из паровой пожарной машины на четырёх колёсах, два задних колеса которой использовались в качестве ведущих колес для приведения машины в движение на дороге, а два передних колеса размещались на оси с поворотными рычагами, выступающими в качестве рулевых колёс. Новинка была принята пожарными не сразу. Лишь в 1899 году поступил заказ на первую такую машину из британской колонии Порт-Луи на острове Маврикий, затем были поставки в Малайю, Александрию и Кейптаун, а ещё немного позже получившие известность образцы «Пожарных королей» фирмы «Мерриветер» применялись уже во всех крупных городах Великобритании.

В начале века конструкция была переведена на жидкое топливо, последовало несколько серьёзных модернизаций. В мае 1903 года самоходный паровой насос фирмы «Мерриветер» получил высокую оценку на Международной Пожарной Выставке в Лондоне. Позднее в конструкцию были внесены изменения, касающиеся размещения в специальном отсеке на борту пожарного гиганта «химического цилиндра», попросту – огнетушителя, который превращал самодвижущийся паровой агрегат в автомобиль первой помощи, способный тушить небольшие пожары, не используя паровой насос.

Источник: Карпов А.В., автор серии книг «Пожарный автомобиль в СССР».

Ознакомиться с историей пожарной техники можете здесь

Подобные пожарные машины в начале ХХ века использовались в ряде городов Российской Империи (например, в Риге). География применения «Пожарных королей» была достаточно широка, от Метрополии до островов Новой Зеландии. Последние самоходные паровые насосы использовались в далёких колониях до 1941 года.