Миллионы россиян ежедневно пользуются общественным транспортом для поездок на работу, по делам, навестить родных и близких. Автобусы, троллейбусы, трамваи и метро — это достаточно надежный транспорт. Но от аварий не застрахован никто. И в случае столкновения, в салоне транспортного средства может произойти возгорание. Способствовать возникновению пожара могут, например, нарушения правил перевозки пассажирами легко воспламеняющихся жидкостей и газовых баллонов. Таким образом, от выполнения отдельно взятым пассажиром правил поведения в наземном транспорте зависит безопасность остальных.
- В транспорте нельзя перевозить ЛВЖ и баллоны с газом
- Если Вы почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом водителю или машинисту
- Воспользуйтесь для тушения подручными средствами
- Не прикасайтесь к металлическим частям электротранспорта
- В вагоне метро перейдите в незанятую огнем часть вагона и сядьте на пол
- Не пытайтесь покинуть вагон в метро без команды машиниста
Миллионы россиян ежедневно пользуются общественным транспортом для поездок на работу, по делам, навестить родных и близких. Автобусы, троллейбусы, трамваи и метро — это достаточно надежный транспорт.
Но от аварий не застрахован никто. И в случае столкновения, в салоне транспортного средства может произойти возгорание. Способствовать возникновению пожара могут, например, нарушения правил перевозки пассажирами легко воспламеняющихся жидкостей и газовых баллонов.
Таким образом, от выполнения отдельно взятым пассажиром правил поведения в наземном транспорте зависит безопасность остальных.
Правила безопасного поведения пассажиров наземного общественного транспорта давно и подробно разработаны и вывешены в салоне транспортного средства. Тем не менее, не все удосуживаются с ними ознакомиться. Поэтому советуем Вам во время следующей поездки оторваться от созерцания проплывающего за окнами пейзажа или сна и причитать правила поведения в наземном транспорте. Времени в поездке для этого вполне достаточно.
Наземный
К наземному общественному транспорту принято относить автобус, троллейбус, трамвай и ставшее популярным сейчас маршрутное такси.
В современном автобусе, курсирующем по городу — в среднем 30 сидячих и 100 стоячих мест. Междугородный или экскурсионный автобусы вмещают 45 человек.
Вместимость трамвая и троллейбуса примерно такая же, а маршрутка в зависимости от типа салона вмещает до 18 человек.
У автобуса и маршрутного такси фактором опасности является наличие горючего в бензобаке. Эти два вида транспорта достаточно быстро и свободно перемещаются на дороге, что делает их уязвимыми в плане дорожно-транспортного происшествия по сравнению с медлительными, привязными к определенной траектории своими дугами троллейбусом или трамваем, ездящим по колее.
Зато троллейбус и трамвай используют электричество, которое в случае повреждения электропроводки становится пожароопасным и появляется опасность получить удар током.
Конечно, мы не пытаемся нагнать панику и создать ощущение того, что поездка в общественном транспорте сродни экстриму. Пожары на нем происходят не так уж часто. Но все же надо быть готовым к экстренной эвакуации. Возможно, женщинам нет смысла без особой необходимости надевать неудобную одежду и обувь — каблуки и длинные юбки в совокупности с распущенными волосами создадут Вам много помех тогда, когда потребуется скорость и ловкость.
Что может сделать пассажир, чтобы минимизировать пожарную опасность?
- Не провозите в транспорте взрыво- и пожароопасные вещества. К ним относятся всевозможные лакокрасочные изделия, бытовые баллоны для дачной газовой плиты. При резком торможении, маневре Вы можете упустить ситуацию, и тара будет повреждена, в результате чего перевозимый Вами растворитель разольется по салону. Дальше будет достаточно одной искры или (в зимнее время) попадания капель на нагретую «печку»-обогреватель салона.
- В общественном транспорте курение запрещено. Это вполне понятная мера — внутренняя часть салона в интересах комфорта пассажиров выполнена из мягких материалов, которые могут легко вспыхнуть при попадании на них пепла от сигареты.
- Во всех видах транспорта есть электричество — им освещается салон в темное время суток. Как и любая электропроводка, проводка в салоне может внезапно выйти из строя. Это очень легко обнаружить по распространяющемуся характерному запаху горелой изоляции. При появлении такого запаха надо немедленно, но спокойно известить водителя.
- Если пожар произошел, то Ваша задача — постараться наиболее эффективно и резво эвакуироваться из горящего салона. Учтите, автобус и троллейбус полностью выгорают за 6 минут. Поэтому действовать надо очень четко. При этом обязательно помните, что Вы — человек, и помогите тем, кто слабее.
- Паника — плохой советчик. Оттого, что несколько десятков людей будут метаться по узкому проходу, скорость эвакуации не увеличится. Поэтому постарайтесь сохранять спокойствие сами и одернуть (возможно, сделать это придется довольно резко) тех, кто потерял голову.
Итак, по порядку, какие действия можно и нужно предпринять в случае возгорания в городском наземном транспорте:
- Немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам; потребуйте остановиться (не пытайтесь высадиться при движении) и открыть двери. Также нажмите кнопку аварийного открывания дверей.
- Воспользуйтесь для тушения подручными средствами: огнетушителем, висящем в салоне, обычно ближе к водительскому месту, песком, хранящемся в специальном ящичке или рундучке под сиденьем, или плотной тканью (вплоть до плащей, пиджаков и т.п. одежды). Запомните! Опасность поражения током может представлять обгорающая проводка. Будьте осторожны! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов. Во избежание поражения током нельзя тушить пожар в электротранспорте водой или другими жидкостями.
- При блокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и выходы через боковые окна (открывать по инструкции, имеющейся на них). В крайнем случае, вышибайте стекло сильным ударом ног в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся в нем стекол. Не пытайтесь спасти свою кладь — в такой ситуации жизнь дороже. В первую очередь спасайте детей и престарелых. Детей держите за руку или на руках. Не допускайте паники, выполняйте все указания водителя.
- В любом общественном транспорте имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывайте рот и нос платком (желательно смоченным водой) или рукавом.
- Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь поручней и других частей корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь. Нельзя пытаться, стоя на земле, помогать другим выходящим пассажирам. Такая вежливость может быть убийственна как для вас, так и для них, поскольку Вы создадите электрическую цепь между корпусом троллейбуса и землей. Указанный прием — выход прыжком — должен использоваться даже в случаях отсутствия видимых повреждений конструкции троллейбуса или трамвая и линии электропередачи.
- Выбравшись из салона, отойдите подальше, так как в автобусе могут взорваться баки с горючим, а в троллейбусе и трамвае возможно замыкание высоковольтной сети.
- Немедленно через водителей проезжающих машин или по телефону сообщите о пожаре в пожарную охрану и в «скорую помощь»
- Окажите первую помощь пострадавшим. С людей получивших ожоги нельзя снимать остатки одежды. Не поднимайте и не сажайте их. Оставьте их лежать на ровной поверхности. Под голову ничего подкладывать не надо! По возможности дайте пострадавшему обильное питье.
- Ждите приезда спасателей.
Метро
Метрополитен по праву считается самым безаварийным транспортом. Поезд идет в тоннеле, что исключает его столкновение с встречным поездом или аварии в результате обгона, подрезания.
Единственная опасность — пожар. Он может произойти как в результате неосторожных действий пассажиров (курение, провоз огнеопасных грузов и прочие нарушения правил для пассажиров, которые висят в каждом вагоне на видном месте). К сожалению, метрополитен периодически становится объектом атаки экстремистов, производящих подрыв в вагоне подвижного состава или на станции. Третья причина кроется в электричестве — весь метрополитен можно рассматривать как гигантский электроприбор, а поезд — в особенности.
Во всех случаях возгораний в метро, вне зависимости от их происхождения, основной трудностью и для пассажиров, и для аварийно-спасательных служб станут именно тоннели.
Пожарные подразделения прибывают по вызову машиниста к станции, ближайшей к месту аварии. Затем им надо определенное время на то, чтобы спуститься вниз. Например, на станции Киевская Филевской линии при отключенном эскалаторе спуск вниз займет около 30 минут. А есть и станции более глубокого заложения.
Следовательно, несколько минут пассажирам придется находиться с проблемой один на один, и от разумности Ваших действий зависит ваша жизнь и жизнь окружающих вас людей.
- Если Вы находитесь на станции и заметили возгорание — сообщите о возгорании сотруднику метрополитена через колонну экстренного вызова.
- Если Вы находитесь в вагоне метро, почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о возгорании по переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не допустить возникновения паники в вагоне, успокойте людей. Детей нужно держать за руку.
- При сильном задымлении дышите через влажный носовой платок или рукав кофты.
- Воспользуйтесь для тушения подручными средствами: огнетушителем, висящем в салоне или плотной тканью (вплоть до плащей, пиджаков и т.п. одежды). Запомните! Опасность поражения током может представлять обгорающая проводка. Будьте осторожны! Металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов. Во избежание поражения током нельзя тушить пожар в электротранспорте водой или другими жидкостями.
- Закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя. А если пожар в тоннеле, то это предотвратит вагон от проникновения дыма.
- Если это возможно, перейдите в незанятую огнем часть вагона и сядьте на пол. Уходить от пожара в вагоне следует в сторону движения, так как набегающий поток воздуха будет сбивать пламя назад.
- Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном — это затруднит тушение пожара и вашу эвакуацию.
- После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперед детей и престарелых, затем выйдите сами, сохраняя спокойствие и выдержку. Проверьте, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помогите этим людям покинуть его.
- При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход двигайтесь вперед по ходу поезда к станции.
- При усилении пожара и отсутствии разрешающей команды (связь могла прерваться в результате пожара) попытайтесь раздвинуть двери или выбейте боковые стекла. Металлические части вагонов могут быть под напряжением, поэтому во избежание поражения током покидая вагон, не держитесь за поручни, а лучше прыгайте. Нежелательно принимать людей, продолжающих держаться за детали вагона, на руки. Лучше ловить их на лету.
- Идите вдоль полотна между рельсами друг за другом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.
- Сохраняйте спокойствие и помогайте детям, женщинам и пожилым людям.
- Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля.
- Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте его указания.