Разъяснить в этом возрасте невозможно. Но именно в младенчестве формируются понятия «можно», «нельзя», «плохо» и «хорошо». К сожалению, об этом забывают сторонники и яростные сторонники так называемого «свободного воспитания». Они не принимают во внимание, что страны и народы, где «воспитание без запретов» является культурологической традицией (Япония, некоторые индейские народы и народы Крайнего Севера), в дальнейшем предъявляют членам своего общества настолько жесткие требования, что ребенок просто не видит перед собой негативного примера для подражания.
- Ребенок должен знать, что есть предметы, дотрагиваться до которых ему нельзя
- Ребенок должен знать, что огонь — это опасно
- Взрослые не должны оставлять спички, зажигалки и другие опасные предметы в доступности ребенка
На самом деле формирующееся сознание требует — не во всем, конечно, но в некоторых базовых, жизнеобеспечивающих вопросах — готового четкого ответа.
При каждой встрече с огнем надо давать ребенку понять, что это опасно. Не надо нагнетать обстановку нервозности, просто спокойно и четко говорим: «Огонь! Он жжет! Будет больно! Нельзя трогать». Как правило, ребенок после года отчетливо понимает, что такое «больно».
Важно, чтобы вся семья действовала последовательно, определяя круг запретных предметов. Недопустимо, если мама и бабушка запрещают дотрагиваться до коробка со спичками, а дедушка щедрой рукой дает «безобидно погреметь».
Точно также формируется строгий запрет брать спички, трогать ручки конфорок, розетки и тд. При этом необходимо в первую очередь помнить, что список таких предметов слишком велик, а запомнить ребенок может 2-3 позиции. Выберите главные, например, газовая плита. Хотя бы потому, что ее потенциальную опасность сложнее нейтрализовать — плиту не спрячешь.
А вот спички и прочие опасные, но привлекательные мелочи очень легко поддаются контролю. И тут «нельзя» должно быть сформировано у взрослых членов семьи: нельзя оставлять в доступе спички; нельзя оставлять розетки не прикрытыми специальными пластмассовыми заглушками.
Тем более, что промышленность идет навстречу родительским проблемам и выпускает все новые гаджеты, направленные на обеспечение безопасности ребенка и спокойствия родителей: розетки с защитными шторками, флаконы бытовой химии с особыми колпачками.
После 2-х лет начинается первичное знакомство ребенка с книгой, с образными игрушками. Современная промышленность освоила выпуск книжек-игрушек со страницами из полумягкого пластика, который ребенок не может порвать или испачкать. Как правило, это простые зарифмовки с понятными детям яркими картинками, причем сама книжка выполнена в форме автомобиля, домика. Есть и в форме пожарной машины. Соответственно, и текст в ней содержит правила пожарной безопасности или первичную информацию о пожарных на адаптированном для трехлетнего ребенка уровне.
Итак, ребенок 1-3-х лет должен знать, что есть предметы, дотрагиваться до которых ему нельзя. Он должен знать, что огонь — это опасно.