Опыт многих поколений родителей подсказывает: если дети притихли, значит, заняты чем-то рискованным. Дети этого возраста уже понимают силу и последствия запрета — если такая работа велась последовательно в раннем детстве.
На вопросы надо отвечать. Причем по возможности честно и полноценно. Ребенок достаточно легко распознает фальшь. Дети дошкольного возраста, задавая вопрос, склонны добиваться информации еще и еще бесконечными «почему». Как на это реагировать, различные педагоги дают разные советы. Например, доктор Б. Спок считал, что поток «почему» надо решительно и вовремя пресекать. Возможно, это зависит от ситуации. Особенность пожарной профилактики в данном возрасте — если не дать разъяснения, то ребенок попытается найти ответ сам. Вы уверены, что он сделает это безопасно?
У дошкольников чувство опасности своеобразно. Недостаток социального опыта может делать их совершенно «бесстрашными» — они могут включить плиту, другие электроприборы и бытовые газовые агрегаты, зайти в гараж и сарай. Все это только потому, что не имеют представлений о последствиях. Страх придет уже в середине опасного «приключения», когда появятся уже знакомые объекты страха: темнота, огонь.
При этом надо хорошо понимать, что, по утверждению психологов, детские страхи формируются до 5-ти лет. Поэтому работа по пожарной профилактике должна носить позитивный характер, а не запугивать ребенка страшными последствиями.
Ребенок должен усвоить, что для того, чтобы было хорошо (не было пожара) надо делать так и вот так. А если не сделать правильно, будет пожар.
Для данного возраста существует достаточный пласт классической противопожарной детской литературы: С. Маршак, Б. Житков, Л. Толстой, С. Михалков. Некоторые произведения, как «Пожар», «Кошкин дом» и «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, целиком посвящены данной проблеме, в них в доступной форме не только рассказывают ребенку о последствиях пожара, но и учат правильному поведению в данной ситуации. В некоторых произведениях, например, «Дядя Степа» С. Михалкова, пожар включен в качестве одного из эпизодов («…Неужели вместе с домом наши голуби сгорят?!»).
Чтение таких произведений обязательно должно сопровождаться беседой. В беседе надо постараться снять все побочные эффекты, нежелательные фантазии, которые у некоторых излишне впечатлительных детей могут возникнуть. Внимательный родитель сразу заметит задумчивый взгляд ребенка и сам постарается вызвать его на откровенный разговор. Не должно остаться ни одного вопроса без ответа.
Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому можно попытаться в игровой форме выяснить отношение ребенка к прослушанному стихотворению, сказке: разыграть сюжет с куклами и другими игрушками.
Сюжетно-ролевые игры, в которые играют дошкольники, после прочтения произведений о пожаре или при реальном столкновении с пожаром (видел на улице, видел по телевизору, слышал обрывок разговора взрослых), могут стихийно включать в себя пожарную тематику. Необходимо тактично и грамотно вмешаться с тем, чтобы направить ход сюжета, а с ним и эмоции ребенка в правильном направлении.
Могут ли дети сами звонить в Пожарную охрану? Да. Диспетчеры Единой дежурной диспетчерской службы обучены общению с детьми, в том числе различать по детскому голосу, ложный вызов или за спиной ребенка реальная беда. Поэтому в игры надо вводить сюжеты с вызовом пожарных, учить ребенка правильному алгоритму вызова Пожарной охраны: назвать адрес, что горит, свои имя и фамилию, фамилию и имя родителей. Но здесь следует сразу оговориться: а как в хорошей, заботящейся о ребенке семье может создаться такая ситуация?!
Итак, в дошкольном возрасте мы разъясняем, мы играем, мы читаем.
Дети 3-5-ти лет должны знать:
- огонь опасен: он может стать началом пожара и причинить ожог;
- существует ряд предметов (спички, бытовая химия, плита…), которые дети не должны трогать;
- неосторожное обращение с огнем вызывает пожар («…приоткрыла дверцу Лена, соскочил огонь с полена»);
- о признаках пожара надо сообщать взрослым;
- пожар уничтожает жилище, вещи («Кошкин дом»);
- пожар опасен для жизни и здоровья («…вот Кузьма в помятой каске, голова его в повязке…»);
- пожарные — отважные и сильные борцы с огнем («…И спешат к нему на зов трое рослых молодцов: топорами балки рушат, из брандспойта пламя тушат»);
- пожарных вызывают по телефону «101», баловаться этим номером нельзя.
Основные темы для обучения
1. Опасность огня:
- Объясните, что огонь может быть опасным, и его нельзя трогать без взрослых.
- Расскажите, что спички, зажигалки и другие источники огня — это не игрушки.
2. Правила поведения при пожаре:
- Научите детей не прятаться в случае пожара, а громко звать на помощь.
- Объясните, что нужно сразу сообщить взрослым, если они видят огонь или дым.
3. Эвакуация:
- Покажите, как выходить из помещения, если начался пожар.
- Объясните, что нельзя возвращаться в горящее здание за игрушками или другими вещами.
4. Номер экстренной службы:
- Научите детей, как звонить в пожарную службу (например, «101» или «112»), но подчеркните, что это можно делать только в экстренных случаях и с разрешения взрослых.
5. Опасность дыма:
- Расскажите, что дым может быть очень вредным, и в случае пожара нужно прикрывать рот и нос тканью (например, рукавом или платком).
Методы обучения
Игры и ролевые сценарии: используйте игрушки, куклы или фигурки, чтобы разыграть ситуации, связанные с пожарной безопасностью. Например, покажите, как «пожарный» тушит огонь или как «ребенок» зовет на помощь.
Мультфильмы и книги: покажите детям мультфильмы или книги на тему пожарной безопасности. Например, серии «Смешарики», «Фиксики» или «Аркадий Паровозов» часто затрагивают эту тему. Обсуждайте с детьми, что они увидели, чтобы закрепить знания.
Наглядные материалы: используйте плакаты, картинки или раскраски с изображением пожарных, огня и правил безопасности. Нарисуйте вместе с ребенком план эвакуации из дома.
Экскурсии в пожарную часть и встречи с пожарными: если есть возможность, посетите пожарную часть, чтобы дети могли увидеть пожарные машины и пообщаться с пожарными. Это поможет сделать обучение более запоминающимся.
Повторение и закрепление: регулярно повторяйте правила пожарной безопасности в повседневной жизни. Хвалите ребенка, если он правильно отвечает на вопросы или демонстрирует знания.
Важные моменты
Не пугайте ребенка: рассказывайте о пожарной безопасности спокойно, чтобы не вызвать у детей страха или тревоги.
Будьте примером: сами соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы дети учились на вашем примере.
Адаптируйте информацию: учитывайте возраст ребенка и его уровень понимания, чтобы информация была доступной и понятной.
Обучение пожарной безопасности в этом возрасте закладывает основы безопасного поведения на всю жизнь. Главное — делать это в увлекательной и доступной форме, чтобы дети могли легко запомнить и применять полученные знания.