Это возраст активного познания мира, причем в основном — руками и ногами. Появляется интерес к осознанному просмотру телепередач, и не всегда адресованных этому возрасту. Зачастую детям этого возраста дают смотреть телевизор не в присутствии взрослых, и ребенок может увидеть пугающие сцены пожара, гибели на пожаре. Это не способствует формированию безопасного поведения. Такие сцены оседают в памяти как безотчетно-пугающие. К сожалению, разумных детских фильмов, мультфильмов, передач, посвященных поведению детей в отношении огня, практически не существует (зарубежный мультсериал «Псы-пожарные», старый советский мультфильм про пожарную безопасность новогодней елки адресованы несколько более старшему возрасту).
- Ребенок должен знать, что есть предметы, трогать которых ему нельзя
- Ребенок должен знать, что о признаках пожара надо сообщать взрослым
- Ребенок должен знать об опасности пожара
- Ребенок должен знать, что огонь опасен: он может стать началом пожара и причинить ожог
- Ребенок должен знать, кто такие пожарные
- Ребенок должен уметь вызывать пожарных
В этом возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает иллюстрации. Культура семейного чтения адресована во многом именно «подготовишкам»: у них уже значительно развит словарный запас, они способны оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. У шестилеток появляется интерес к коллективной и соревновательной деятельности — им нравится разгадывать ребусы, шарады вместе с родителями, обыгрывать их.
Это можно использовать и в пожарной профилактике: существуют тематические настольно-печатные игры, книжки-игрушки с заданиями.
Выполняя в таких пособиях задания типа «Помоги пожарному пройти по лабиринту», «Отгадай загадку и нарисуй ответ», «Найти 7 отличий» и т.д., ребенок невольно приобщается к знаниям правил пожарной безопасности, и задача родителей — помочь ему в этом.
Во время прогулок дети могут видеть на улице пожарную машину. Если в младшем возрасте мы просто констатировали сам факт: «Это пожарная машина, она спешит на пожар», то сейчас особенно с мальчиком, разговор может быть гораздо подробнее — от марки машины до ее назначения (автоцистерна, автолестница). Обязательно надо рассказать ребенку, что пожарные — люди не только отважные и умелые, но и что они должны много знать. Постарайтесь включить образ пожарного в систему позитивных ценностей ребенка — «с кого брать пример».
Шестилетки очень активны, и девочки в том числе. Их игры наполнены разнообразными сюжетами, в которых находит отражение все увиденное и услышанное. В качестве игровых предметов они уже не довольствуются игрушками. В ход активно идут реальные предметы, иногда наделяемые в игре «дополнительными свойствами». Если ребенок 3-5 лет может попасть в беду, играя случайно попавшим в его руки опасным предметом (те же спички), то шестилетка будет стремиться им завладеть! Оказавшись одни дома, они могут начать играть «В лабораторию», используя все препараты вашей домашней аптечки и косметички (что удачно подмечено Г.Остером: «… если в папины ботинки вылить мамины духи…»). Например, кристаллы марганцовки в соединении с некоторыми другими компонентами дают бурную химическую реакцию с выделением тепла.
Многочисленные печальные случаи с поджиганием штор, игр в полярников с разведением костра на полу и устройством «камина в замке» в ящике комода — это «творческий почерк» подготовительного к школе возраста.
Детей в этом возрасте достаточно часто оставляют дома на непродолжительное время. В связи с этим возникает необходимость научить ребенка при необходимости вызвать пожарных как с домашнего телефона, так и с мобильного, которыми в этом возрасте уже начинают пользоваться — специальные детские модификации снабжены кнопками вызова экстренных служб.
Если Ваш ребенок ходит в детский сад, то там проводятся занятия по пожарной безопасности и отрабатываются действия по организованному выходу детей из здания. Обсудите это с ребенком. А вот если такие занятия не проводятся — обсудите сей факт с заведующей детским садом.
В 6-7-летнем возрасте мы даем доступную информацию, учим правильным действиям.
Ребенок должен знать
- пожарных вызывают по телефону, и знать особенности своего телефона;
- надо назвать свой адрес, что горит, фамилию, имя и объяснить диспетчеру, почему именно он вынужден звонить в Службу спасения и где находятся родители;
- нельзя звонить с шутками и просто «для интереса» в пожарную охрану, потому что это может помешать получить помощь людям, действительно нуждающимся в ней;
- бытовой газ взрывоопасен и ядовит, поэтому пользоваться им могут только взрослые;
- признаками пожара являются огонь, дым и запах дыма. О них надо обязательно и срочно сообщить взрослым;
- нельзя брать вещи, приборы взрослых для игры — не умея их использовать правильно, можно устроить пожар.