«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»
К.Д. Ушинский
Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость для преподавания любого предмета. В особенности это касается организации изучения детьми вопросов, связанных с культурой безопасности жизнедеятельности. Многое кажется им очевидным, а большое количество запретов, являющихся совершенно естественными с точки зрения объективной оценки психофизиологических особенностей детей данного возраста, вызывает негативную реакцию, обиду (запрет на использование петард и другой пиротехники) и повышенный интерес. Присущий младшим школьникам познавательный интерес, активную любознательность необходимо направить в правильное русло: младшие школьники склонны к экспериментаторству, к риску, хотя и с совершенно иной мотивацией, нежели подростки. Подросток часто рискует, чтобы «проверить себя», а младшеклассник — в силу недостатка информированности о возможных последствиях, несформированности аналитического мышления, некритичного отношения к своим физическим возможностям. Последнее часто формируется под влиянием так называемой «льстящей» литературы/кинопродукции (термин используется в педагогике и литературоведении, в частности, в области «Детская литература»), в которой дети способны управлять автомобилем, ходить в разведку, побеждать злоумышленников и т.д.
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения всего нового. Природная потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок способствует эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом. Его ведущей деятельностью является учеба, а наиболее значимым лицом для ребенка становится учитель. Ему важна оценка его деятельности, причем не только в вербальном формате, но и в знаковом: не случайно десятилетиями эффективно используются «экраны успеваемости», наклеивание звездочек на тетрадь и другие формы внешнего проявления поощрения учебных успехов. Младшеклассник стремится получать положительные отметки, его восприятие себя как личности, своей социальной успешности тесно связано с процессом оценивания его учебной деятельности. Следовательно, у младшеклассников мотивация к учебе достаточно высока на «стартовом уровне», но затем очень легко может угаснуть. В частности, одной из причин школьной дезадаптации младших школьников психологи называют недостатки во взаимопонимании с учителем.
Дидактика давно выявила и доказала путь формирования стойкой познавательной активности. От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению любознательности к все более устойчивой направленности личности на изучение предмета — таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.
На начальном этапе дети берутся за изучение пожарной безопасности с большим энтузиазмом. Их привлекает во многом внешняя сторона пожарного дела, броская форма, героика профессии. Потом появляется усталость и скука, когда изучение пожарной безопасности сводится к заучиванию многочисленных запретов. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога — постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к уроку. Использование игр в учебном процессе многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для освоения нового материала. Младший школьник находится в том пограничном возрасте, когда игра уже перестала быть ведущим видом деятельности, но еще привлекает к себе. Игры становятся менее атрибутизированы (меньше используются игрушки как таковые), но возрастает разнообразие ролей и сюжетов, во многом черпающихся из расширяющегося социального опыта ребенка и его окружения. В частности, игры «в пожарных», «в спасателей», если они педагогически грамотно организованы, могут нести серьезную дидактическую и воспитательную функцию. В них можно отработать алгоритмы правильных действий по вызову пожарных, по эвакуации, изучить пожарные знаки, а также сформировать позитивный имидж пожарных и спасателей.
При работе с подростками 5-9 классов возникает совершенно иная ситуация. Для подростка важно одобрение сверстников, признание его как личности в целом, вне зависимости от учебных успехов. В данном периоде нарастает определенный негативизм, многое подвергается сомнениям «с ходу» и сразу. Прямые запреты подростками нарушаются уже не из желания проверить, «что же такое интересное взрослые прячут для себя», а из желания показать свою независимость, то есть цель нарушения запрета направлена не на предмет (взять спички, петарду), а на сам процесс нарушения запрета (перехитрить, обмануть взрослого, сделать тайно).
Подросткам 8-9 классов становится свойственно рисковать, доказывая сверстникам свои личностные качества (храбрость, выносливость), понимаемые, естественно, сквозь призму собственного восприятия.
И учеба как таковая для подростков 5-9 класса фактически неинтересна, как ни обидно это признавать педагогам. Поэтому изучение пожарного дела во многом способствует в этом возрасте активизации познавательной деятельности через возможность приобщения, пусть и косвенного, к деятельности «особого риска», к познанию тайн и загадок. В частности, для детей 5-6 класса очень интересны исторические загадки, казусы науки, необычная техника. Их можно заинтересовать историей развития пожарно-технического вооружения, «расследованием» исторических фактов, связанных с пожарной безопасностью (пожар в Москве 1812 года, пожар в Риме при императоре Нероне и т.д).
Для подростков 7-9 классов интересна деятельность полиции, следствия, логические загадки, и они с удовольствием готовы включаться в игровые «расследования» случаев возгорания, проводить реальные рейды пожарной безопасности, участвовать в профилактической работе с младшими школьниками.
У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как сохранить интерес учащихся, как развивать их творческую активность. Более того, за годы существования в нашей стране целенаправленной пожарно-профилактической работы с детьми и подростками, сложился внушительный «банк» методик, подходов, точечных сценарных разработок. Но нет сомнений, что необходимо использовать разнообразные приемы для поддержания и развития интереса учащихся к изучению проблем личной безопасности.