Сегодня, в День пожарной охраны – праздник огнеборцев, с чем мы их сердечно поздравляем! А еще мы решили посмотреть на героическую профессию через призму искусства. По мнению специалистов, существует даже направление, которое называется пожарное искусство.
Утверждают, что зародилось оно во Франции в XIX веке. Пример работы в этом направлении — произведение Густава Курбе «Пожарные бегут на пожар» (1850).
Таким образом, в творчестве художников разных эпох и стран можно найти отражение работы пожарных, при этом в разных работах по-разному раскрывается эта профессия: в зарубежных странах пожарный часто предстаёт в виде слегка уставшего, мужественного героя, а в отечественном искусстве, за редкими исключениями, в основном изображают нехитрый быт пожарных.
В музеях хранятся папирусные и берестяные свитки, глиняные таблички со свидетельствами о "всемирных" потопах, пожарах. А из живописных произведений самая известная картина, посвященная последствиям стихийного бедствия - это "Последний день Помпеи" Карла Брюллова.
Тем не менее, практически все мировые шедевры и исторические летописи показывают пострадавших - людей, животных, имущество... А вот работа тех, кто пытается наладить организованное спасение, почти не отражена. Это неудивительно, ведь пожарная охрана была образована только в XVI-XVIII вв.
При упоминании имени "Иван Айвазовский" мы гораздо чаще вспоминаем знаменитые морские пейзажи, а не картину 1851 г. "Пожар Москвы в 1812 году". Работы огнеборцев на этом полотне нет (да и быть не могло - Москву подожгли, но не тушили в тот печальный год), зато особенности крупного пожара переданы очень точно.
У всемирно признанного баталиста Василия Верещагина есть целый цикл под названием "Наполеон I в России" (1887-1900 гг); большая часть картин содержит именно изображения огня. Как ни странно, много лет изучавший огонь, дым, порох Василий Верещагин передавал стихию пожара скорее орнаментально, декоративно, нежели реалистично, хотя и масштабно. Сам художник писал о серии (к сожалению, незаконченной из-за гибели автора) так: "Цель у меня была одна: показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который вознесен. Но это второстепенно, — для меня самое важное было лишь первое".
"Зарево Замоскворечья" – полотно очень реалистично, даже Кремль "плывет" в жарком мареве над огнем...
Как тут не процитировать Василия Жуковского:
"Подвигло мщение Москву:
Вспылала пред врагами
И грянулась на их главу
Губящими стенами" (фрагмент из стихотворения "Певец во стане русских воинов").
Близко к декоративному искусству полотно "В Кремле пожар" - Наполеон стоит буквально вплотную к огню, но не обжигается; не совсем понятно, какие высокие постройки (или деревья?) могут гореть рядом с кремлевскими стенами, чтобы пламя взметалось выше... Но зато именно при помощи такого преувеличения передано высочайшее напряжение, мрачность, страшная ситуация, виновником которой стал французский император, сам же попавший в огненную ловушку.
Выбираться из нее Наполеону пришлось буквально "по огню" - дорога в Петровский дворец тоже горела. Конечно, тут есть место преувеличению - дым слишком силен, чтобы император и его солдаты дышали так спокойно. Но в этом-то и весь ужас ситуации:
"...Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он" (А.С. Пушкин, "Евгений Онегин", гл. VII).
Обращались к пожарной тематике и известные русские прозаики. Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Деревенский пожар» была опубликована в сентябрьском номере газеты «Русские ведомости» за 1886 г.
ДЕРЕВЕНСКИЙ ПОЖАР
(Ни то сказка, ни то быль)
В деревне Софонихе, около полден, вспыхнул пожар. Это случилось в самый развал июньской пахоты. И мужики, и бабы были в поле. Сказывали: шел мимо деревни солдатик, присел на завалинку, покурил трубочки и ушел. А вслед за ним загорелось.
Деревня сгорела дотла. Только тот порядок, где были житницы, уцелел наполовину. Мужики в одночасье потеряли все и сделались нищими. Сгорела бабушка Прасковья да еще Татьянин мальчик Петька. Мужики и бабы, завидев густой дым, бежали с поля, как угорелые, оставив сохи и лошадей. Но спасать было уже нечего. Хорошо, что скота не было дома, да навоз был только что вывезен, а то пришлось бы совсем хоть помирай. Малолетки, которые, в минуту пожара, играли на улице, спаслись в речку и отчаянно ревели. Девочки-подростки, с младенцами на руках, испуганно выглядывали на обуглившиеся избы и обнаженные остовы печей.
Тетка Татьяна была бодрая и еще молодая бобылка. Лет шесть тому назад у нее умер муж, но она продолжала держать хозяйство. Платила миру за половину надела, сама пахала, косила и жала. У нее был единственный сын, Петька, лет восьми, в котором она души не чаяла и в котором уже видела будущего мужика. Он и сам видел в себе мужика и говорил: - Я, мама, буду мужик... хресьянин.
Вся деревня его любила. Мальчик был вострый и ласковый, и уже ходил в школу. Бывало, идет по деревне мимо стариков:
- Ну что, мужичок, помогаешь мамке? - спрашивают старики.
- Помогаю.
Между тем улица запружалась всяким мужицким хламом: мужику все дорого, все надобно. Домохозяева, окруженные домочадцами, бродили каждый по своему пепелищу и тащили все, что попадалось на глаза: старую подошву, заржавленный гвоздь, обрывок шлеи, обломок сошника и проч. У некоторых уцелели подполицы; но так как время было голодное (Петров пост), то подполицы были пусты. Один заведомый нищий, лет десять ходивший "в кусочки", метался и кричал:
- Где моя кубышка? где? кто унес? сказывайте: кто?
Бабушка Авдотья ходила взад и вперед по улице и всем показывала два обгоревших выигрышных билета внутреннего займа. Обгорели края; середка с несколькими купонами осталась цела.
- Чай, выдадут! - утешал ее староста Михей, - ишь, и нумера видны (на уцелевших купонах); ужо барыня в Питере похлопочет [Факт. В 1872 году приходила к автору крестьянка села Заозерья (Углицкого уезда) и показывала два или три обгоревших по краям билета, но так, что на уцелевших посередке купонах видны были и N билета и серия. Я просил некоторых добрых знакомых ходатайствовать в банке. Всем казалось дело несомненным; но г. Ламанский, тогдашний управляющий банком, рассудил иначе. Ни возобновить билеты, ни даже выдать за них нарицательную цену оказалось невозможным. Это, изволите видеть, польза банка. Вот как истинные сановники блюдут интересы казны! (Прим. М. Е. Салтыкова-Щедрина.) ].
Старики собрались в кучу и обсуждали мирскую нужу. На всех лицах была написана душевная мука; у некоторых глаза сочились слезами. Решили идти всем миром, поклониться соседней одновотчинной деревне, чтобы дала приют погорельцам, покуда не будут устроены хотя какие-нибудь временные помещения. Затем снарядили старосту и послали верхом в город, в управу, за пособием и страховыми.
Пришел сельский батюшка и, похаживая между мужиками, утешал их.
- Кто дал? - бог! - говорил он. - Кто взял? - бог! Неужто ж он не знает?
Мужики молча ему поклонились.
- А вы не унывайте! - продолжал батюшка, - с какого права? почему? как? кто дозволил? Скот - при вас, земледельческие орудия целехоньки, навоз вывезен - чего еще земледельцу нужно? А вы ропщете! Вот ужо управа на постройку денег отпустит; помещица - нуждающимся хлебца пришлет; и я тоже... разве я не молюсь за вас? Я не только за вас, но и за всех молюсь. "И всех православных християн" - вот как.
Опять поклонились мужики, а словоохотливый батюшка продолжал:
- Коли страх божий будете в сердцах сохранять да храм божий усердно посещать, так и не увидите, как бог сторицей вознаградит. Хлеб нынче обещает жатву изрядную. Озимые отменные; яровые, бог даст, поправятся. Ужо снимете у барыни полевину - вот вы и с сеном. Свезете по возку, по другому - ан и денежки в кошеле завелись; а там озимое, ржицы на базар свезете - опять деньги; а наконец и овсецо - тоже деньги. В будущем же году и не увидите, как на месте истребленных неумолимым пламенем хижин будут красоваться новые дома, удобные и просторные, и все вы поживете в них, кийждо под смоковницею своей, и все-радостно и всецело возблагодарите господа вашего за ниспосланное вам благодеяние. Вот увидите.
А тетка Татьяна беспомощно ходила по своему пепелищу, сгребала тлеющие бревна и выкликала:
- Петь, а Петь! где ты, милый? Откликнись! - И не слыхала, как ветхий старик Калистратыч говорил ей:
- Смотри, не в лес ли он убег? Давеча видел я его. Сидел я у житницы на приступочке, как ваша-то изба занялась. Смотрю, кружится Петька по горнице, рубашонкой раздувает. Я ему кричу: "Толкни, милый, дверь, толкни!" Только кружился он, кружился, а потом и ничего не стало видно. Наверное, убёг в лес с испугу.
Но Татьяна ничего не чувствовала, кроме того, что сердце ее рвется на части.
- Петь, а Петь! где ты, милый? Откликнись! - раздавался ее вопль среди общего говора деревенского люда.
Наконец человека два сжалились над нею и пришли на помощь. Разворочали обрушившийся потолок и под дымящимися обломками его нашли труп мальчика. Вся сторона тела и лица, обращенная кверху, представляла безобразную черную массу; но та, которая прилегала к полу, осталась нетронутою.
Татьяна пошатнулась, в глазах потемнело, и из груди на всю деревню вырвался потрясающий ее вопль:
- Господи! видишь ли?
Этот вопль услыхал и батюшка, и, разумеется, поспешил с утешением:
- Ропщешь? - говорил он с ласковой укоризной, - а Иова помнишь? Нет? Так я тебе напомню! Он был богат и славен, имел детей, стада и сокровища - и вдруг, с дозволения божия, все было у него отнято: и дети, и скот, и друзья, а сам он был поражен проказою, изгнан из города и лежал у городских ворот, на гноище. Псы лизали его раны... псы! Но и за всем тем, он не токмо не возроптал, но наипаче возлюбил господа, создавшего его. И бог, видя таковую его преданность, воззрел на него. Через короткое время Иов был и здоров, и богат, и славен более прежнего. Стада умножились, детей народилось достаточно, словом сказать, все...» ( фрагмент)
В разные годы к пожарной теме обращались А.И. Куприн, Н.Г. Чернышевский, А.И.Герцен, Л.Н.Толстой и многие другие.
В советские времена известные произведения на пожарную тему создавали многие писатели и поэты. Самуил Маршак – автор «Рассказа о неизвестном герое». Маленькая поэма с напряжённым драматическим сюжетом, возникшая из газетного сообщения о реальном происшествии в Москве в 1936 году многие годы оставалась популярной
«Пожар во флигеле, или подвиг во льдах…» Виктора Драгунского – одно из произведений известного сборника «Денискины рассказы».
Историю о мальчике Пете, который проверял свою самодельную пушку и поджёг печку, из-за чего в квартире начался пожар, Борис Житков назвал «Пожар». «Приключения пожарного» Виктора Гальченко целый сборник рассказов про тяжёлые будни пожарных, в который вошли «Первый пожар», «Петля», «Огонь-невидимка», «Сапоги».
Были и есть «свои» авторы и непосредственно в пожарной среде. Один из них Олег Волков.
Олег Михайлович Волков родился 19 октября 1938 г. в г. Москве. В 1956 г. окончил Ташкентское суворовское военное училище, в 1959 г. – Ленинградское пожарно-техническое училище, в 1965 г. – Факультет инженеров противопожарной техники и безопасности ВШ МВД СССР, в 1971 г. – адъюнктуру при ВШ. В 1959–1968 гг. – начальник караула и инструктор профилактики в военизированной пожарной части по охране Объединённого института ядерных исследований в г. Дубна Московской области, начальник караула ВПЧ-33 в г. Москве, инженер-инспектор Главного управления пожарной охраны МВД РСФСР, затем – СССР В 1971–1986 гг. преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника ка¬федры ППТПП. В 1986–1993 гг. – заместитель начальника ВИПТШ, он же начальник Иркутского факультета, и в этом же году – заместитель начальника вновь организованной Иркутской высшей школы МВД по научной работе.
Свою научную деятельность О.М. Волков посвятил исследованиям и разработкам в области пожарной безопасности складов нефти и нефтепродуктов и технологических процессов производств в отраслях промышленности. При его активном участии проблема пожарной безопасности технологических процессов транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов стала одним из основных научных направлений кафедры.
Подготовил семь кандидатов наук, содействовал подготовке двух докторов наук.
В соавторстве с Г.А. Проскуряковым им была подготовлена рукопись книги «Пожарная безопасность на предприятиях транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов», которая издана в 1981 г. В 1984 и 2010 гг. вышли соответственно первая и вторая редакции книги «Пожарная безопасность резервуаров с нефтепродуктами».
В середине 1980-х гг. изданы книги «Противопожарная защита вычислительных центров» и «Пожарно-техническое обследование нефтебазы». О.М. Волков является соавтором учебника для вузов «Пожарная профилактика технологических процессов производств» (1986 г.).
Автор стихов и прозы о пожарах и пожарных: сборник «Наука о пожаре», поэмы «Камень-Шаман», на смерть В.М. Максимчука и повесть «В пучине огня». Участник поэтического сборника «Грани огня».
ОБРАЩЕНИЕ К ПОЭТУ
Ты пишешь о жизни, ты ищешь сюжеты,
Где много волнений, страстей и огня.
Стихи о прекрасном не все еще спеты.
Послушай, Поэт, напиши про меня!
Как крепко дружу я с пожарною каской,
Как рифмы сиреной могу заглушить,
Как я в колеснице с тревожной окраской
Готов по тревоге к пожару спешить,
Как дорог мне запах сиреневой ветки,
Как эту весну я безумно люблю,
Как друг мой .вчера не пришел из разведки,
Как страшно становится в жарком бою.
Как часто бываю со светом в разлуке.
Как гордо иду из огня и воды.
Как смотрят в глаза, пожимают мне руки
Все те, кого я уберег от беды.
Ты так напиши, чтобы, это читая,
Услышать мог каждый в ночной тишине
Аккорды сирены и голос Гиляя:
«Пожарный — герой!
Он всю жизнь на войне!»
Олег Волков
От всей души поздравляем пожарных с профессиональным праздником! Крепкого вам здоровья и сухих рукавов!