Детство без пожаров: новые подходы

Детство без пожаров: новые подходы

img
Известное выражение «Спички детям не игрушка!» безвозвратно устарело уже хотя бы потому, что сегодня малыши могут вообще не представлять себе, что такое спичка. Они скорее отреагируют на «зажигалку» – бензиновую, газовую, пьезо-электрическую… Век высоких технологий подразумевает существенный рост безопасности за счет прогрессивных технологий обеспечения безопасности и эффективной просветительской деятельности благодаря качественному обучающему контенту.

Однако, пожаров не становится меньше! К числу традиционных причин пожаров в жилье добавились, к примеру, возгорания от литий-ионных аккумуляторов, используемых в гаджетах, игрушках, гироскутерах и других, способных к самовозгоранию из-за «теплового разгона». Энергоемкие устройства, от компьютеров до бытовой техники, значительно повысили нагрузку на электросети, увеличивая риск перегрева. Даже умные дома, где десятки устройств подключены к одной сети, уязвимы перед короткими замыканиями или кибератаками, способными отключить системы безопасности.

В эпицентре трагедии – дети. В силу физической слабости, нехватки знаний и решительности они часто оказываются беззащитными в ситуации возгорания. По итогам 2024 года, несмотря на общее снижение числа погибших - 3,5 %, детская смертность выросла на 22,3% (378 случаев). Половина трагедий случилась, когда дети оставались дома одни. Причинами стали шалости с огнём, неисправная проводка, а главное – незнание правил поведения. Ребёнок, вместо того, чтобы быстро покинуть горящее помещение, часто прячется в шкафу или под кроватью, что приводит к фатальным последствиям.

Кажется еще совсем недавно мы чуть ли не на каждом углу видели самые разные плакаты на противопожарную тематику. В любой библиотеке на самом видном месте лежали детские книжки о том, как вести себя в случае пожара. Писали об этом стихи и прозу самые известные литераторы: Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой, Салтыков-Щедрин, Владимир А Гиляровский, Михаил Александрович Булгаков, специально для детей об опасности играть с огнем писали Валентин Катаев, Александр Иванович Куприн, Юрий Нагибин, Анатолий Алексин, Сергей Михалков, Валентин Распутин. Кто, например, не помнит «Кошкин дом» Самуила Яковлевича Маршака? Оказывается – не помнят, не знают, не читали….

Методы обучения детей с использованием традиционного дидактического материала (плакаты, книги, раскраски, пазлы, кроссворды и т.п.) для подрастающего поколения утрачивают привлекательность. Современные дети, окружённые цифровой средой, лучше воспринимают интерактивные форматы. Успешным примером стал портал «пожарно-техническая выставка», где ежегодные онлайн-олимпиады собирают до 500 тыс. участников. Однако очное обучение по-прежнему делает упор на устаревшие пособия, хотя игровые интерактивные тренажеры способны повысить вовлечённость и запоминаемость материала на 60-70%.

Проблема усугубляется недостатками существующих решений. Коммерческие продукты для обучения пожарной безопасности либо узконаправлены (охватывают определённый возраст), либо слишком дороги (100–500 тыс. рублей), либо технически не адаптированы для групповых занятий. Это противоречит целям государственной стратегии, обозначенным в Указе Президента №400 (2021 г.), где акцентируется необходимость цифровизации образования.

Вот как комментирует это Людмила Юрьевна Скрипник, к.п.н., доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности Московского педагогического государственного университета (МПГУ):

«Внедрение мобильных интерактивных комплексов, рассчитанных на детей, – не дань моде, а жизненная необходимость. Такие системы должны сочетать игровые механики, возможность масштабирования контента и доступность. Только так можно превратить цифровые технологии из потенциальной угрозы в инструмент спасения, сделав обучение пожарной безопасности не обязанностью, а увлекательным процессом, в том числе перенеся его в досуговую деятельность. Исследования, проведенные такими учеными, как, например, Т.А. Сысоевой и С.В. Ярошевской (2022) показывают, что для современных подростков цифровая и физическая реальности сливаются в единый гибридный ландшафт: …разделение среды на онлайн- и офлайн-среду не отражает субъективную реальность современных подростков. 
Таким образом, на современном этапе самым доступным и результативным способом проводить наглядно-информационную работу по пожарной безопасности среди детей и подростков будет перенос ее в цифровую среду – это создаст привлекательность, а также обеспечит реальную массовость, если продукты в области ПБ будут бесплатны для пользователя».

Новыми возможностями по внедрению цифровых технологий в обучение детей пожаробезопасному поведению руководствовались специалисты Татарстанского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», когда создавали социальный проект «Познавательная безопасность» ставшего победителем Конкурса на предоставление грантов Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества 2024 г. 

«В республике Татарстан, сумма выделяемая на развитие гражданского общество только за последние два года возросла со 106 до 158 млн. рублей, а общая сумма поддержки социально значимых проектов (по итогам 11 проведенных конкурсов) Фондом президентских грантов с 2017 года составила более 41 млрд рублей. Созданы уникальные возможности для решения самых амбициозных планов».

«Через гранты мы,–  рассказывает председатель Совета Татарского республиканского отделения ВДПО Радик Камалетдинов,–  смогли решить много задач по развитию и поддержке пожарного добровольчества, развитию детского пожарно-спасательного спорта. Для этого наши специалисты прошли длительное обучение как в фонде Президентских грантов, так и на субъектовом уровне, что бы понять и освоить сами основы социального проектирования. Ведь надо, описать суть проблемы, ее важность для целевой группы, наметить четкие задачи для решения проблем и выработать оптимальные мероприятия для их решения, проработать прозрачный бюджет и главное показать, какие реальные положительные результаты получит общество от реализации проекта.»

Основная цель проекта «Познавательная безопасность» заключалась в приобретении знаний и выработке навыков пожаробезопасного поведения у детей и подростков Республики Татарстан, а также внедрение современных средств цифровизации в данный процесс.

Прежде всего были изучены и проанализированы передовые информационные системы, используемые в образовательных заведениях. После детального анализа со специалистами, было принято решение о создании мобильного образовательного комплекса для проведения групповых и индивидуальных занятий. Комплекс может комплектоваться по заданию заказчика. В базе это ноутбук преподавателя, 15 планшетов учеников, широкополосный роутер – объединяющий все оборудование в одну локальную сеть и программный продукт для управления компьютерным классом, предлагающий различные функции и возможности для взаимодействия преподавателей и учеников. Кроме того, данный комплект размещен в едином кейсе, который можно легко транспортировать как туристический чемодан. Имеется встроенная зарядная система, обеспечивающую зарядку всех входящих в него устройств непосредственно в кейсе.

Вопрос с «железом» в первом приближении был решен. Но главное как оказалось – его наполнение. Создавать контент заново – вариант дорогостоящий и длительный по времени.

Рассказывает председатель Татарского республиканского отделения ВДПО Радик Камалетдинов:

«Нам помог Центральный Совет Всероссийского добровольного пожарного общества. Был предоставлен бесценный материал в виде высококачественных образовательных модулей, прошедших апробацию и получивших положительные отзывы ведущих специалистов в области формирования культуры безопасности. Это программный продукт из 113 интерактивных тренажеров по пожарной безопасности для детей всех возрастов, 16 видеороликов на противопожарную тематику, а также виртуальный тур по экспозиции музея Зеленодольского пожарно-спасательного гарнизона. Эти бесценные материалы разрабатывались не один год по инициативе Всероссийского добровольного пожарного общества совместно с МЧС России в целях популяризации пожарного дела, пропаганды культуры безопасности и совершенствования процесса обучения правилам пожарной безопасности. Все это, конечно, мы взяли за основу. Кроме непосредственно интерактивных материалов нам передали подробные методические указания, которые содержат все аспекты по их применению с целью обучения детей, вплоть до пошаговой инструкции по проведению занятий, за что мы безмерно благодарны».

Председатель Татарского республиканского отделения ВДПО Радик Камалетдинов

Только за первый месяц практического применения мобильного обучающего комплекса проведено 19 интерактивных занятий в образовательных учреждениях Арского и Атнинского районов Республики Татарстан, в которых приняли участие 402 ребенка.

Педагоги школ и детских садов, где проводились занятия, отмечали, что дети активно включались в процесс, демонстрировали высокий уровень вовлеченности и практически стопроцентное усвоение материала по итогам тестирования. Современные технологии позволяют оперативно корректировать программу: если какие-то темы вызывают вопросы, инструкторы ВДПО разбирали их дополнительно, наглядные примеры из комплекса позволяют это делать.

«Материал доступный, интересный и крайне важный для учеников. Дети решали задачи с азартом, ждем вашего возвращения!» — отметила Ильмира Ахметова, заместитель директора МБОУ «Новокинерская СОШ».

Все учителя, уже успевшие познакомиться с работой мобильного комплекса, с удовольствие рассказывали о прошедших занятиях в социальных сетях школ и их заметки собрали множество позитивных комментариев, что подтверждает актуальность проделанной работы.

В планах Татарского республиканского отделения ВДПО укомплектовать, аналогичными комплексами все отделения на местах. Есть надежда, что это станет возможно через грантовые конкурсы. Велико желание распространить инновационное решение и в другие субъекты Российской Федерации, по данному вопросу уже было принято решение Центрального Совета ВДПО.

Завершим рассказ о новинках образовательного процесса в Татарстане кратким комментарием генерального директора ООО «Инновационные Технологии Безопасности», автора и руководителя работ проекта «Пожарно-техническая выставка» Сергея Лисицы:

«Несомненно, проект будет развиваться дальше. И уже есть много идей по совершенствованию как материальной части комплекса, так и его функционала и методического материала. Эта работа должна проводиться постоянно на регулярной основе. Но, самое главное – даже начало этого пути вселило в нас уверенность, что вместе мы сможем создать эффективную и интересную систему обучения безопасности для детей».

 

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации