Увлеченные изобразительным искусством люди с давних времен рисовали то, что окружало, волновало их самих и близких. И смена времен года, и неурожай, и сватовство, и... стихийные бедствия.
Пожар страшное и захватывающее зрелище, поэтому многие художники пытались и пытаются перенести на холст и бумагу эту бушующую стихию. Много таких картин хранится в музеях и частных собраниях. Пожар, пожарные команды и пожарные на картинах живописцев всегда популярны у зрителей и ценителей настоящей живописи.
Самая известная картина, посвященная последствиям стихийного бедствия - это «Последний день Помпе» Карла Брюллова.
Практически все мировые шедевры и исторические летописи показывают пострадавших - людей, животных, имущество... А вот работа тех, кто пытается наладить организованное спасение, почти не отражена. Это неудивительно, ведь пожарная охрана была образована только в XVI-XVIII вв.
Немногочисленные и довольно-таки разрозненные этюды и наброски различных художников, связанные с пожарными, ныне малоизвестны. Например, при упоминании имени «Иван Айвазовский» мы гораздо чаще вспоминаем знаменитые морские пейзажи, а не картину 1851 г. «Пожар Москвы в 1812 году». Работы огнеборцев на этом полотне нет (да и быть не могло - Москву подожгли, но не тушили в тот печальный год), зато особенности крупного пожара переданы очень точно.
Сегодня пожарная тематика достаточно широко представлена в живописи. Вот некоторые известные работы на эту тему:
Наш сегодняшний рассказ о произведениях пензенского художника Сергея Чередова. В начале сентября выставка его работ под названием «Неопалимые» открылась в здании МЧС России на улице Ватутина. Экспозиция состоит из 24 картин написанных в разные годы. Мастер сумел передать через свои работы колоссальные усилия, мужество и отвагу сотрудников МЧС России.
Художник неоднократно бывал на пожарах, наблюдал работу сотрудников ведомства, общался с ними лично, что позволило ему глубоко прочувствовать специфику этой профессии.
«Занимаясь пропагандой пожарного дела, спасательной службы, мне хочется донести до людей, через картины и этюды, ценности бойцов огненного фронта. Как писал Владимир Гиляровский, «каждый пожарный — герой». И на портретах, и в сюжетах я изображаю реальных людей, героев XXI века», - говорит Сергей.
Отметим, что в открытии выставки принял участие глава МЧС России Александр Куренков. Диалог автора с Александром Куренковым прошел в виде экскурсии. Пензенский художник рассказывал о своих работах и внимательно слушал министра.
После экскурсии министр поздравил художника с открытием выставки и в знак благодарности вручил фирменные часы.
- Это было очень неожиданно, - говорит Сергей Чередов. - Принять такой подарок из рук министра для меня - знаковое событие. Думаю, что это некий символ, который даст мне энергию для продолжения работы. Картин начатых у меня несколько, есть наброски, новые задумки.
Экспозиция в столице – это, по словам автора, толчок для будущих работ. Художник уже приметил несколько тем, которые в дальнейшем планирует реализовать.
Передвижная выставка в эти дни продолжается в вузах и подразделениях чрезвычайного ведомства в ряде регионов страны. На днях экспозиция была перемешена в Академию государственной противопожарной службы МЧС России.
За несколько дней выставку посмотрели не только курсанты, слушатели и студенты Академии, но и ветераны пожарной охраны – участники торжественного мероприятия, посвященного 90–летию образования Главного управления пожарной охраны (ГУПО).
Пензенский художник и преподаватель живописи Пензенского художественного училища много лет пишет портреты пожарных и спецтехники.
Наша справка
Чередов Сергей Вячеславович родился в городе Пенза 23 августа 1983 года в семье художника Вячеслава Чередова. В 2004 г. окончил живописно — педагогическое отделение Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. Продолжил учебу на архитектурном факультете ФГОУВПО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» (г. Москва), Закончил в 2010 году.
В своей автобиографии Сергей пишет:
«Живопись и архитектура мои направления в жизни, много изображаю старые здания, как в графике, так и в живописи, а в архитектуре доношу до зрителя истоки древнеславянской архитектуры. Участие в художественных и архитектурных выставках, в Москве, Пензе, Бронницах. Направление в живописи – реализм, так как он передает всю красоту природы и человека. Работаю в жанрах портрет, архитектурный пейзаж, индустриальный пейзаж. Много интересуюсь темой «пожарных», сделал небольшую серию портретов пожарных. Тема труда, мужества, героизма в этом направлении очень хорошо прослеживается».
В интернете удалось найти интересный материал о художнике. Корреспондент портала актуальных новостей «Пенза-Взгляд» решил узнать, откуда появилась в его творчестве столь необычная тема.
- Сергей, в ваших работах, посвященных пожарной тематике, ощущается глубокое знание темы и любовь к этому роду человеческой деятельности. Вы точно не ошиблись профессией?
- Если кратко, то мой отец тоже был художником, так что в каком-то смысле у нас трудовая династия. В 1999 году я поступил в Пензенское художественное училище, затем закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, работал в других городах, но все-таки вернулся в родное училище, где в настоящее время преподаю живопись, рисунок и пластическую анатомию.
Уже в училище меня начала интересовать тема пожарных, мой дипломный проект был связан с ней, кроме того в Глазуновке я разрабатывал проект музея пожарного дела в Москве. Так что эта тема проходит неким стержнем через все обучение.
Это пошло от автомобилей, от пожарной техники. В детские годы занимался коллекционированием моделей автомобилей, затем их макетированием, с детского сада любил рисовать разнообразную спецтехнику. Строительная и пожарная были главным предпочтением. Моя коллекция в масштабе 1: 43 и многих автомобилей в таких масштабах не производилось. Я делал их сам, по доступным фотографиям, по описаниям, с натуры.
- Я заметил, что на ваших картинах спецтехника - это не груда железа, у каждой свой характер, своя история… Они живые.
- Я вообще люблю писать портреты. Это мое. Это так же еще в училище сложилось. Но портреты один из самых сложных жанров, и когда мастерства было меньше, писал и натюрморты, и пейзажи, и технику, и уже потом стал делать портреты людей. Но технику я все же лучше чувствую, я ее, если хотите, лучше понимаю. Я делаю модели, изучаю, поэтому машины знаю практически до винтика. Не раз бывал на пожарах, наблюдал в действии и не понаслышке знаю, с чем приходится им сталкиваться. Это же не фотография, это художественный образ, и наверное, в каком-то смысле, я пишу портреты машин.
Кстати, я заметил, когда писал портреты водителей пожарной техники, что образ машин и их внутренний характер совпадает с характером тех, кто этой техникой управляет. И если присмотреться к картинам, на которых они рядом с техникой, то даже некоторые черты у них сходятся.
- Есть среди работ любимая?
- Если говорить о самой любимой картине, то, пожалуй, это КРАЗ, я с ним познакомился еще в 2005 году, и он как-то сразу запал мне в душу. Он впечатлил своими размерами, мощью. Я не очень высокого роста, и для меня это особенно заметно, в моем фотоальбоме есть фотография на фоне этой машины, и я там меньше ее колеса. Это легендарная модель, я слышал про нее рассказы от разных людей, и для каждого она была по своему ценна. Получился собирательный образ, над которым я достаточно долго работал. Человек, который на ней работал в пожарной части № 3, поведал, что они ее называют дедушкой. Мне в душу запал этот образ, и я постарался его передать, подчеркнуть через сосульки, через наледь.
- От техники к тем, кто ей управляет. Есть ли что-то общее у людей, которые избрали профессией борьбу с огнем и постоянный риск?
- Портреты пожарных делать непросто, так как они постоянно в работе, постоянно заняты. Приходится выкраивать небольшие временные промежутки по 10-15 минут, чтобы пообщаться, почувствовать характер, сделать эскизы. Люди этой профессии особенные, конечно, у каждого свой характер, своя индивидуальность, но есть и общие черты - сплочение, взаимовыручка, чувство локтя, надежность. Я общался с представителями разных профессий и не хочу сказать о них ничего плохого, однако именно вот этой коллективной надежности больше нигде не встречал. Здесь взаимовыручка доведена до максимума - как на службе, так и в жизни.
- Есть в Ваших картинах какой-то немодный сейчас дух советского прошлого, то, что было принято называть соцреализмом в искусстве.
- Я рад, что Вы это заметили. В жизни нашей страны пятидесятые годы, когда в минимальные сроки удалось восстановить страну, мой самый любимый период. Я восхищаюсь этой эпохой. И лучшие картины этого времени замечательны, они пронизаны оптимизмом и тем, что принято называть трудовым подвигом. Я тоже стремлюсь эти аспекты передать в своем творчестве.
Пожелаем Сергею Вячеславовичу Чередову новых успехов в творчестве! Пусть тема борьбы с огнем и личность пожарного найдет воплощение в новых полотнах художника.