В предыдущих статьях нами были разобраны основные правила подбора, сбережения и безопасной эксплуатации средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания, а также создание оных из подручных материалов.
Но! Для того, чтобы уверенно пользоваться какой-нибудь вещью, нужно учиться. Иногда даже думать. И средства индивидуальной защиты – не исключение.
Отталкиваясь от своего опыта преподавательской работы в образовательных организациях и в «Обществе содействия Гражданской обороне», я решил в формате краткой заметки изложить и разобрать основные ошибки, допускаемые многими инструкторами и учителями при организации практических занятий по защите от оружия массового поражения. Все иллюстрации взяты из открытых источников.
Надеюсь, что этот материал найдет живой отклик у неравнодушных специалистов.
Итак, начнем!

1. Не блажь, а страшная действительность
В нашей стране в рамках допризывной подготовки уже давно сложился и окреп настоящий культ бесполезных навыков. Обычно главными его апостолами являются сборка-разборка автомата Калашникова на время и надевание (на всех, кто попался под руку) средств противохимической защиты.
Несмотря на то, что зачастую эти темы смешиваются в попытке скрестить жабу и гадюку ГО и НВП, нас больше интересует второе, поэтому остановимся здесь подробнее.
В условиях непрестанного возрастания угрозы ядерной войны, в условиях повышенного риска развития техногенных аварий с выбросом химически опасных и радиоактивных веществ, занятия по защите от оружия массового поражения не должны восприниматься как ненужная блажь. Изучить дисциплины РХБЗ, как и все остальные, необходимо настоящим, конкретным образом. Бездумный, механический подход к преподаванию темы и халатное отношение к материально-технической базе способны оттолкнуть даже самых заинтересованных учеников.
Чтобы занятия по РХБЗ имели смысл, а практика вызывала живой отклик в сердцах слушателей, необходимы не только методическое мастерство инструктора, но и надлежащее отношение к учебным средствам защиты. О последнем, собственно, и пойдет сейчас речь.
Смешивать войсковую подготовку и подготовку по ГО иногда иногда весело, но почти всегда бессмысленно 2. Размеры и ростовки
Начать стоит с наиболее распространенной проблемы – халатного отношения к подбору размеров средств индивидуальной защиты.
Так уж повелось, что все люди – разные. У них отличаются характер, внешность, размеры… Нас, впрочем, сейчас интересует только последнее. Ведь главная задача любого средства защиты – оградить человека от агрессивной среды, сохранив при этом хотя бы толику комфорта. И чтобы добиться этого, необходимо строго соблюдать правила подбора СИЗ по размеру и росту.
Слишком большой противогаз не будет плотно прилегать к голове, останутся щели. И если на марше или при выполнении нормативов такая хитрость может выручить, то в очаге поражения или в камере газоокуривания мнимое удобство обернется поражением. Плохую службу сослужит и чересчур большой защитный костюм. Если в щели вокруг шеи может залететь птеродактиль, а полы волочатся по земле, то стоит подобрать костюм на пару размеров поменьше. Попробуйте, так правда будет удобнее!
Обратная сторона медали – слишком маленькие средства защиты. Вы когда-нибудь видели, как первый размер чулок ОЗК натягивают на ногу 46 размера? Или как двухметровый парень пытается выпрямиться в костюме Л-1 первого роста? Для нас смешно, для страдающих допризывников – не очень.
Чтобы избежать подобных эксцессов, сделать занятие максимально интересным и охватить практической деятельностью как можно большее количество учащихся, следует заранее озаботиться поиском противогазов и химзащиты разных размеров. Если сделать это невозможно, то постарайтесь уделить больше внимания средствам защиты из подручных материалов.

3. И снова про гигиену
При подготовке к использованию учебных средств индивидуальной защиты большое внимание следует уделять их санитарно-гигиеническому состоянию. Помните, что практические занятия должны привить учащимся интерес к теме, а не оставить психологические травмы и леденящий душу инфернальный ужас перед старой вонючей резиной.
Проводить дезинфекцию масок учебных противогазов стоит перед каждым практическим занятием. Для выработки практических навыков рационально поручать это непосредственно учащимся.
При помощи тампона (ватного диска), смоченного в спирте, одеколоне или в растворе хлоргексидина необходимо протереть маску противогаза изнутри и снаружи. Сгодятся для этих целей и влажные салфетки. КЛАПАНЫ ВДОХА И ВЫДОХА ПРОТИРАТЬ НЕ НУЖНО! После обработки маску необходимо просушить на воздухе в течение 10-20 минут.
С костюмами химической защиты дело обстоит чуть сложнее. Укладка костюма (ОЗК в косынку, Л-1 в сумку) производится на полу или на земле, которые обычно не отличаются стерильной чистотой. Из-за этого даже чистый костюм после первого практического занятия покрывается изнутри песком и пылью. Целую гамму запахов привносит человеческий пот, появление которого тоже, увы, остается неотъемлемой часть практических занятий.
Поскольку дезинфекция (помывка) комплектов ОЗК и Л-1 в бытовых условиях сопряжена с некоторыми трудностями, то установление критериев чистоты уже напрямую зависит от эстетических и гигиенических установок преподавателя. Лично я для себя принял решение мыть костюмы по завершении тематического блока «Защита от оружия массового поражения» в учебном плане.
Перед тем, как убрать костюм на длительное хранение (свыше месяца) не забудьте обработать его тальком или детской присыпкой.

4. Про комплектность средств защиты
Чтобы достигнуть максимального эффекта от каждого занятия, следует обращать внимание на комплектность средств индивидуальной защиты. Десятилетия эксплуатации выжали из имущества РХБЗ максимум практичности, поэтому лишних или ненужных вещей там попросту нет.
Чаще всего проблемы возникают с общевойсковыми защитными комплектами. С годами каждый учебный ОЗК теряет все больше своих компонентов. Первыми в водовороте истории исчезают косынки и подсумки, за ними – «крокодильчики» и шпеньки. Иногда самым необъяснимым образом пропадает тесьма, с помощью которой чулки крепятся к поясному ремню. Спустя несколько десятилетий перчатки, если их еще не украли, рвутся и превращаются в лохмотья.
Перед каждым новым занятием необходимо проверять состояние средств защиты и, при необходимости, возвращать все «взад», то есть в установленное наставлениями и руководствами состояние.
Утерянные тесемки может заменить киперная лента. Рваные перчатки можно заменить обычными хозяйственными – от контакта с отравляющими веществами они, конечно, не защитят, но для тренировок подойдут отлично.
Да, насчет тесемок! Чтобы чулки не сползали с ног при ходьбе, их необходимо привязывать к поясному ремню. Как показывает опыт, лишь немногие студенты сегодня носят ремни. Перед началом практического занятия стоит озаботиться поиском хорошего поясного ремня для каждого учебного комплекта ОЗК.
Другой важнейший вопрос - комплектность противогазов. Нередко учебные СИЗОД или не имеют фильтров вовсе, или качество ФПК оставляет желать лучшего. Впрочем, об этом далее.
5. О правилах эксплуатации учебных противогазовых фильтров
Подробнее о подборе и эксплуатации учебных противогазов можно прочитать в предыдущей статье цикла.
Но, пользуясь случаем, вновь вспомним основные правила подбора и сбережения фильтрующе-поглощающих коробок:
1. На фильтре не должно быть пробоин, проколов, сильных вмятин (глубже 3 мм), а также заметных пятен ржавчины.
2. Фильтр должен быть закрыт с обеих сторон. Хлопок при открывании гарантирует то, что фильтр оставался герметичным. Не стоит доверять фильтрам, которые попали к вам уже в открытом состоянии или были прикручены к маскам.
3. После использования противогаза в учебных целях необходимо прочно закрыть фильтр заглушками с обеих сторон. Это позволит защитить содержимое ФПК от дополнительного поступления пыли и влаги из атмосферного воздуха, что хотя бы немного продлит ему «жизнь».
4. Не используйте фильтр, в безопасности которого вы не уверены. Если от ФПК исходит неприятный запах, из отверстий просыпаются уголь, ржавчина или различный мусор, а внутри невооруженным взглядом видна плесень – воздержитесь даже от самых настойчивых предложений подышать сквозь него.
5. Если вы все-таки надели фильтр, судьба которого осталась для вас неизвестной, обратите внимание на посторонние запахи и сопротивление дыханию. Если дышать тяжело, а вдыхаемый воздух ощутимо горчит или кислит, то поскорее снимите противогаз и постарайтесь найти другой, ранее не использованный ФПК.
Некоторые модели противогазов - например ПБФ «Хомяк» - использовать в ходе занятий недопустимо вовсе. Фильтрующие элементы для них не производят более тридцати лет, а дошедшие до нас ФПЭ являются рассадником болезнетворной микрофлоры. Десять раз подумайте прежде, чем надеть на себя нечто подобное или, что еще хуже, заставлять надевать этот противогаз учащихся.

6. О смысле нормативов
К сожалению, даже этот важнейший вопрос противохимической подготовки оказался извращен и вывернут наизнанку. В условиях, когда нормативы отрабатываются только ради нормативов, нередки стали грубые нарушения в вопросах подбора и комплектности средств защиты, нарушается последовательность надевания средств защиты, нередко из этого процесса исключается всякая логика. Одно лишь это обстоятельство лишает учащихся возможности научиться защищать свою жизнь в условиях РХБ-заражения.
Помните! Главная цель всех нормативов по надеванию средств защиты – не уложиться в отведенное время, но как можно быстрее надеть противогаз или костюм, допустив при этом как можно меньше ошибок. Скорость нужна только для подтверждения автоматизма усвоенных навыков. Но если с самого начала был усвоен ошибочный алгоритм, то скорость его выполнения лишь приблизит трагическую развязку.
Ладно, надевание костюма только полдела. Но часто в рамках специальной подготовки опускается вопрос работы в средствах индивидуальной защиты. Совсем не обязательно учиться отмывать танки при помощи ИДК, но стоит хотя бы попробовать научиться двигать руками, перешагивать через веревочку и под натянутой же веревочкой проходить. Что может быть проще? Но вы не поверите, как много ошибок сразу же вскроют эти простейшие упражнения! Здесь я предоставляю слово более опытному коллеге Александру:
«О! Это будет эпично. Мигом отлетают наспех вставленные шпеньки, всё расстегивается, не отрегулированный капюшон падает на глаза. Неверно надетые лямки костюма Л-1 тут же спадают, что превращается в смешное шоу с поиском штанов. Сами собой развязываются узлы тесемок, падают чулки… В общем, ужас. Но именно так и усваиваются полезные навыки правильного надевания костюмов. На это нет методик, только горький опыт. Но пока это происходит на учебном полигоне, то это остается просто веселой забавой, в которой куются будущие специалисты. Там и шпеньки потерянные легко находятся, и тесьма рваная не беда.
У нас веревка была натерта обычным мелом. Тот, кто получал отметку, выбывал. Самая опасная веревка – та, что натянута над головой. В жизни это может быть арматура, торчащая из бетона, которая острым обломком способна вспороть капюшон и стянуть с головы лямку противогаза. В очаге поражения это означает смерть.
И все это – просто базовые, простейшие передвижения, чтобы просто понять особенности работы в костюмах. Что же говорить про специальную подготовку воинов РХБЗ, которые могут получить задачу ночью, в дыму и под колючей проволокой тащить на себе ящики с боеприпасами и оборудованием».

7. Про возможности учебно-материальной базы
При подготовке практических занятий с табельными средствами защиты органов дыхания и кожи всегда стоит здраво оценивать возможности учебно-материальной базы. Как не может простой смертный насытить пять тысяч людей пятью хлебами, так и преподаватель ОБЗР не может разом одеть тридцать человек в три костюма химической защиты.
Как-то в моей учительской практике был потрясающий эпизод, когда руководством была поставлена задача «прогнать» за 40 минут через четыре костюма химической защиты полсотни студентов. Из этих пяти десятков нужно было определить лучшего для вручения грамоты. Противогазов не оказалось в наличии вовсе.
И если педагог придет к выводу, что учебных костюмов и противогазов не хватает для того, чтобы привлечь к отработке нормативов хотя бы треть учащихся за раз, то может быть стоит пересмотреть план занятия и сделать больший упор на импровизированные средства защиты из подручных материалов? Если противогазы учащимся не достанутся и в «Особый период», то навыки изготовления простейших СИЗ помогут им спасти свои жизни.

Вместо заключения
Данный материал не ставил перед собой цель осветить различные аспекты специальной подготовки по вопросам ЗОМП. На эту тему за последние шестьдесят лет и так было написано немало хороших и толковых книг.
Но подготовка любого профессионала начинается с наработки определенных первичных навыков, в нашем случае – навыков эксплуатации средств индивидуальной защиты. И мой материал был призван описать и разобрать наиболее популярные и частые ошибки на этом важнейшем этапе, чтобы избегать их впредь. Надеюсь, что мне это удалось.
Благодарю за помощь в подготовке материала друга и коллегу, матерого ГОшника Александра П.
Иван Феоктистов, 2025
