Икона стиля на линии огня: Почему GALLET — это «Формула-1» среди пожарных шлемов

Икона стиля на линии огня: Почему GALLET — это «Формула-1» среди пожарных шлемов

img
Всё, что вы хотели знать о каске, которую копируют, но не могут превзойти.

Часть 1. Начало.

Часть 2.

С 1981 года BSPP самостоятельно продолжает исследования и разработки нового шлема через собственное Бюро общих исследований (BEG) и полностью разрабатывает обновленную спецификацию (или техническое задание). В том же 81-м году подполковник Лежандр возглавил Бюро общих исследований и с новой силой включился в процесс разработки. Ему помогал некто капитан Берсиханд (более подробной информации о нем не смог пока найти), который изучал все стандарты, инструкции, спецификации и различную информацию, касающуюся средств защиты головы, независимо от их происхождения или национальности. В спецификацию включили все: хороший обзор, хорошая слышимость окружающих шумов и радиосообщений, возможность длительной нагрузки без дискомфорта и в условиях безопасности (защита от ударов, огня, воздействия горячей среды, воды и тепла). Идея модульного компонования остается – помимо защитных функций, шлем должен иметь возможность дооснащения съемными элементами для различных функциональных задач.

Графически это выглядит так: шлем делится на две части – первая часть обеспечит позиционирование шлема и защиту головы от вертикальных и боковых ударов, а вторая – это прочность самого корпуса и внутренний комплект подвесной системы. У пилотов Военно-воздушных сил подсмотрена идея с прозрачным убирающимся забралом. В этом месте я снова позволю себе предположение, что идея возможности крепления маски воздушного аппарата к самой сфере шлема (а не одевать маску с ремнями оголовья под шлем, так называемая «оперативка», что естественно более комфортно пожарному при тушении пожара и выполнению работ на пожаре, особенно при большой продолжительности этих работ) подсмотрена так же у летчиков.

1982 год – новый виток в создании и разработке шлема.
Жак Лежандр (случайно) встретил в коридорах управления Сухопутных войск Адриена Галле, инженера по декоративно-прикладному искусству и директора учреждений Галле.

Главное управление вооружений Министерства вооружённых сил Франции начинает финансирование нового контракта на основе результатов, полученных Бюро общих исследований. Бригада оказывает активную помощь Главному управлению вооружений, поддерживает постоянное техническое сотрудничество с заинтересованными компаниями: Adom, Fenzy, Dunoy, Guéneau. Последние две компании занимаются выпуском шлемов для летчиков и для мотоциклистов соответственно. И вот на сцене появляется компания Gallet & Sons (дальше для простоты я буду использовать слово GALLET), являющаяся субподрядчиком у Fenzy. Компания GALLET к этому моменту имеет уже очень обширный опыт по созданию средств защиты головы, в линейке присутствуют и стальные каски для армии, и алюминиевые и пластиковые шлемы для мотоциклистов, при том как для профессиональных гонщиков, так и для простых обывателей. С июня 1982 года GALLET разрывает свои партнерские отношения с Fenzy, берет на себя финансирование исследований и производство прототипов шлема напрямую с Бюро общих исследований. К концу года, GALLET самостоятельно занимается новым шлемом под контролем BSPP и уже в декабре 1982 года выпускает второй прототип для испытания, изготовленый из полиуретана.

Технический рисунок А. Галле (23.07.1982) (сеть интернет, https://allo18.fr/)
Второй прототип нового пожарного шлема от компании «Gallet» (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

В начале 1983 года ответственными подразделениями Министерства вооружённых сил Франции принимаются все результаты работы Бюро общих исследований Бригады, а также принимается решение, что итоговый результат разработки будет принят в качестве основы для будущего оснащения военных пожарных (напомню, что таковыми являются Парижская пожарная бригада и Марсельский военно-морской пожарный батальон). После этого BSPP начинает презентацию прототипов шлема исследовательским группам Национальной федерации пожарных Франции (Federation nationale des sapeurs-pompiers de France).

В том же 1983 года Главное управление вооружений заключает контракт на разработку и выпуск нового шлема непосредственно с бригадой. Бюро общих исследований разрабатывает четырех последовательных прототипов, строит новую испытательную лабораторию (полигон) и проводит испытания совместимости масок дыхательных аппаратов на разработанных прототипах. 

В январе 1984 года было принято решение о вводе в эксплуатацию прототипа № 6. В испытании было задействовано 1800 предсерийных шлемов, произведенных на заводах компании GALLET. Однако, в ходе опытной эксплуатации в марте 1984 года был выявлен дефект сферы. Компания GALLET вынуждена отозвать выпущенные в обращение прототипы и пересмотреть конструкцию их верхней части.

Шестой прототип нового пожарного шлема от компании «Gallet» (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

С марта 1984 года до середины 1985 компания GALLET создает новое покрытие на основе никелированного термостойкого пластика (арамида, полиуретана – честно, так и не разобрался с переводом) «Baybiend» с гальваническим покрытием. Наконец-то шлем опробован и принят на вооружение. Уже в августе 1985 года 1-ая пожарная рота Первой пожарной группы получила первый комплект шлемов для повседневного использования. Название, присвоенное новому шлему в компании GALLET – F 1 (Формула 1, тонкости идеи и перевода). Маркировке модели присвоена литера «S».

Шлем пожарного Gallet F1S12, никелированный, на плашке «SAPEURS POMPIERS». Произведен в июле 1985 года во Франции компанией CGF Gallet (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)

Как сказал Адриен Галле: «У шлема F 1 есть отец - полковник Лежандр», но я уверен, что это неимоверная заслуга всей Бригады и всего личного состава, который принимал участие в его разработке, испытаниях и тестировании в боевых условиях. Еще, я очень горжусь тем, что в моей коллекции есть именно этот легендарный шлем – я говорю «этот», потому, что на его внутренней части есть клеймо, говорящее нам о том, что шлем выпущен в июле 1985 года.

Шлем пожарного Gallet F1S12, никелированный, на плашке «SAPEURS POMPIERS». Произведен в июле 1985 года во Франции компанией CGF Gallet (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)

Вот смотрю я на него и восхищаюсь всеми его формами – красавец!!!!!!!! Что же еще можно придумать??????????????
Но GALLET не останавливается на достигнутых результатах.

В период с 1985 по 1997 года в GALLET были разработаны модели F 2 (1990 год - данная информация представлена в большинстве источников (по другой версии - 1987 год - данная версия представлена в презентации GALLET), F 1 SA (1995 год) и FireKnight (1997 год) (!!! специально для Соединенных Штатов Америки !!!, редкий шлем, мной найдено всего одно изображение снятого лота на «eBay»). 

Многоцелевой спасательный и лесной пожарный шлем Gallet F 2 (сеть интернет, изображение в свободном доступе)
Пожарный шлем Gallet «FireKnight» (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

Модель F 2 предназначена специально для выполнения работ по тушению лесных пожаров. Модель F 1 SA имеет более укороченную форму, низ прикрыт резиновой накладкой на уровне подбородочного ремня. Модель FireKnight имеет классический размер F 1 S, однако с измененной (более поднятой формой переднего козырька (передней части шлема) и без классической накладки.

Шлем пожарного Gallet F1SA12, фотолюминесцентный. Произведен в сентябре 2004 (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)

В феврале 1997 года стартовал проект по разработке новой модели пожарного шлема F1 «E». Испытания проводились около 4-х лет: в начале 1999 года появляется первая модель с более широким корпусом и более высокий, чем «S». В октябре 1999 года на заводе GALLET была выпущена предсерийная партия шлемов, в количестве 200 штук. После сертификации, испытаний и некоторых доработок, в 2001 году была запущена новая производственная линия по серийному выпуску шлемов «Е». Они отличаются системой быстрой регулировки окружности головы и высоты оголовья, трехточечный ремешок для подбородка.

Шлем пожарного Gallet F1Е12, желтый. Произведен в мае 2006 года (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)

В 2005 году на рынке появляется сразу два новых продукта GALLET. Шлем F1 модели «SF», включивший в себя возможность крепления сразу двух фонарей снизу по бокам шлема и незначительные изменения подвесной системы. А также модернизированный шлем для тушения лесных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ - F2-XTREM – претерпевший небольшие изменения в своей форме и подвесной системе.

Многоцелевой технический спасательный и лесной пожарный шлем Gallet F2 X-TREM (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)

Самая долгая новинка в серии шлемов GALLET выпущена в 2013. На рынке появляется революционный шлем F 1 «XF», новый дизайн, очень «дерзкий» (исключительно на мой субъективный непрофессиональный взгляд) вид (очень!!!!! очень жаль, что в моей коллекции нет «XF» в никелированном исполнении), но такой узнаваемый, но такой «космический»!!!

Если более просто и доступно преподнести материал для широкой аудитории, в том числе не специалистов, то мы сможем охарактеризовать различия моделей шлема F 1 по следующим параметрам: каждая модель имеет свой размер по окружности головы и немного различающуюся форму сферы (что и дает разницу в размере), за исключением модели «XF», который имеет 2 размера и новую форму (несколько «рубленную»), все модели имеют места крепления для маски ДАСВ снаружи и очки для проведения аварийно-спасательных работ, весовые отличия не значительны – всего в 200-250 грамм. Принципиально, только модель «SF» имеет внешние крепления для навесного оборудования, и только модель «XF» имеет встроенную систему освещения.

Шлем пожарного Gallet F1 XF, фотолюминесцентный, размер «М» (личная коллекция Сивова А.Е., каталог) 

В своей статье я не буду писать о пути, пройденном GALLET. Скажу только, что это действительно революционное изделие, спасшее голову, ну и соответственно жизнь, не одному пожарному, и уже не в одном поколении. Если рассматривать сильно предвзято (хотя, наверное, тут я сильно не прав), вглядываясь в то многообразие пожарных шлемов, захлестнувших рынок в конце 1990-х и 2000-х годах, можно с уверенностью сказать одно – многие пошли или пытались пойти по следам GALLET, но копия и есть копия. Оригинал прекрасен, никто не переубедит меня в том, что и по сей день, даже первая модель шлема F 1 «S», не является желанным предметом в оснащении и настоящего «тушилы» и увлеченного коллекционера. Мне посчастливилось поработать в трех моделях: «S», «SA», «SF» (последнюю подарил и, наверное, поэтому именно этой модели у меня в коллекции нет). Могу с уверенностью сказать – это действительно топовый шлем, а я поработал в большом количестве современных пожарных шлемов, так что это мое субъективное мнение, основанное на личной практике. GALLET оставил большой след в индустрии. Как завершение статьи, хочу написать и показать (на примерах шлемов собственной коллекции и нескольких, взятых из всемирной паутины), показать именно наглядно, где мы можем увидеть узнаваемые черты «любимого многими француза». Если что, прошу заранее меня простить за мои предположения, все что я приведу в пример, является лишь моим личным суждением.

Шлем пожарного ШПМ-С. Произведена до 2006 года компаниями ЗАО «АСО» и ОАО «ЛЕПСЕ» (совместно, г. Санкт-Петербург) (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем пожарного ШКПС.  Произведена в 5 октября 2009 года компанией ЗАО «ЭЛИОТ», г. Санкт-Петербург (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем пожарного ШПМ-С (такие же как на Gallet забрало и очки для проведения АСР). Произведена компанией ЗАО «АСО», г. Санкт-Петербург (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем пожарного SICOR VFR-2000 (такие же как на Gallet забрало и очки для проведения АСР). Произведена 20 сентября 2007 года, компанией Sicor SpA, Италия (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем пожарного SICOR VFR PRO X (такие же как на Gallet забрало и очки для проведения АСР). Произведена после 2012 года, компанией Sicor SpA, Италия (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем пожарного SICOR VFR EVO (такие же как на Gallet забрало и очки для проведения АСР), а также на данной модели изменена привычная форма сферы Sicor – стала максимально похожа на Gallet. Произведена 21 апреля 2022 года, компанией Sicor SpA, Италия (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем пожарного Drager HPS 7000 (такие же как на Gallet забрало и очки для проведения АСР). Произведена в январе 2016 года (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем пожарного CROMWELL 600 L. Произведена в марте 2007 года, Cromwell Fire Ltd, г. Хантингдон, графство Кембриджшир, Великобритания (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем пожарного КП-10. Произведена в сентябре 2009 года компанией ТОВ НВП «Пiрена», Украина (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем пожарного спасателя CALISIA VULCAN тип FHR CV 102 (такие же как на Gallet забрало и очки для проведения АСР). Произведена компанией Calisia, Польша (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)

Продолжение следует…

P.S.
Немного французского духа для эмоционального окраса, ну и, небольшой исторический экскурс. Приведу полностью, со ссылками на первоисточники, две статьи периода 2011-2015 годов, которые были опубликованы в свободной (не специализированной) прессе.
Издание Le Figaro Magazine (31 октября 2011 год)
«Шлем пожарного, настоящая обожженная голова!
Он вращается, как в те времена, когда был сделан из металла. И все же он изготовлен из композитного материала, покрытого кевларом, очень прочным пластиком, но покрытого тонким слоем никеля, который сохраняет его блеск. Два столетия инноваций отделяют шлем пожарного, который использовался в Парижской бригаде в 1811 году при ее создании, от современного. «Высокие технологии, не отказываясь от традиций», - резюмирует майор Дидье Роллан, которому не дает покоя история этого аксессуара, о котором мечтали поколения детей. Первоначально разработанный из латуни, он претерпел множество изменений, пока в 1933 году не перешел на сталь. Но именно в начале 80-х годов полковник Лежандр, начальник конструкторского бюро Парижской пожарной бригады (BSPP), решил модернизировать этот незаменимый аксессуар для обеспечения безопасности пожарных во время их действий. Менять на что-то другое? Идея вызывает протест. Дело в том, что пожарные держатся там в своих грубых шлемах «немного по-ковбойски, почти холодно»! Итак, как мы можем внедрять инновации, не предавая этот символ? Такова, по сути, была директива тендера с обязательными требованиями: создать новую модель, очень устойчивую к проколам или падению предметов, которая защищает голову от падающих материалов и предотвращает повреждение шейных позвонков. Он также должен быть оснащен антибликовым пламегасящим козырьком и обеспечивать быструю адаптацию респираторной маски, необходимой в случае пожара. Оснащенный всеми этими нововведениями, новый помол не завоевал популярность с самого начала. «Но пожарные не очень долго ее тушили», - подчеркивает майор Роллан. Сегодня он даже пользуется единодушным одобрением, и его успех, кстати, намного превзошел успех BSPP : новый шлем, изготовленный MSA Gallet в Айне, продан тиражом полтора миллиона экземпляров и экспортирован в 80 стран!....».
(переведено в Яндекс.Переводчик, орфография и пунктуация не менялись)

Издание Le Progrès (27 ноября 2015 год)
«Посмертная дань уважения Адриену Галле, мировому лидеру в производстве шлемов. Встреча наследника компании Галле и водопроводчика произвела революцию в конструкции пожарного шлема.
В 1990 году Адриен Галле, глава будущей группы MSA Gallet, установил каску пожарного перед своим новым заводом. В память о бывшем местном предпринимателе городской совет установит эту каску на кольцевой развязке возле жандармерии на дороге в Бельвиль.
Эта символика важна для небольшой семейной кожевенной компании, основанной в 1919 году и ставшей мировым лидером по производству пожарных шлемов в 1970–1980-х годах. У истоков этого впечатляющего подъёма стояла работа трёх поколений семьи Галле (Адриан, Жан, а затем снова Адриан), которые начинали с производства изделий из кожи, велосипедных сумок, чехлов для фотоаппаратов, а также сёдел для велосипедов и мотоциклов.
Но иногда случай играет свою роль. Случайная встреча молодого инженера из Института искусств и ремёсел Адриена Галле и водопроводчика Анри Жаффра, приехавшего ремонтировать гостиницу Монтесюи, которой управлял его брат, Жан-Франсуа Галле. Анри Жаффр, также начальник пожарной части, узнал в ходе дружеской беседы о желании Адриена производить новые продукты.
«Моя реакция была мгновенной», - вспоминает Анри Жаффр. «Я попросил его сделать пожарный шлем на замену нашему нынешнему, который обеспечивал слабую защиту и был непрактичным. И он начал рисовать, рассказывая о методах реагирования и потребностях пожарных. Вечер был долгим и приятным. После этого Адриен регулярно держал нас в курсе хода проекта». Революционный шлем будет в первую очередь передан местной пожарной службе.»
(переведено в Яндекс.Переводчик, орфография и пунктуация не менялись) 

Поделиться:
img
организатор, сооснователь и куратор «МУЗЕЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»
Теги