История одного музейного экспоната

История одного музейного экспоната

img

(статья написана по «следам» подготовки к региональному этапу Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации, посвященного году Защитника Отечества с учениками школы № 149)

Как все-таки интересно изучать историю (особенно человеку, не имеющему профильного исторического образования) благодаря возможности потрогать что-нибудь старое, что-нибудь эдакое… Например, любимый всеми – и пожарными профессионалами, и детьми, и (если не любимый, то точно эта штука интересна) простыми обывателями – пожарный шлем. Как же интересно наблюдать за эволюцией одного из важнейших предметов защиты: латунь, кожа, пробка, сталь, пластик. Разные страны, разные формы, разные знаки различия, распознавания или просто украшения – все это собрано в таком небольшом, но таком важном пожарном аксессуаре – пожарном шлеме.  

Наверное, одним из самых интересных экспонатов нашего Музея является произведенная в нашей стране первая унифицированная каска для бойцов пожарной охраны Союза Советских Социалистических Республик.

Каска нормального образца 1923 года (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

Пожарные каски, на рубеже смены общественного строя в нашей стране в начале 20-го века, выпускались как в Российской Империи, так и закупались за границей, они не всегда удовлетворяли пожарную службу по условиям безопасности, зачастую собирались на оловянных припоях, были недолговечными, часто ломались, мялись, не говоря о том, что в это время в пожарных командах не только у нас, но и за рубежом, еще использовались кожаные шлемы. Но, главное, основным препятствием для правильной организации работы, упрощения производства, а соответственно и оптимизации экономических затрат, все каски имели различные формы и виды и, как было сказано раньше, производились из разного материала. Та же история складывалась и с формой для пожарных команд. Поэтому, в Советском государстве, встал вопрос об унификации снаряжения пожарных, в том числе, в необходимости разработки и создания новой современной модели пожарного шлема единого образца.

Фотография пожарных в касках разного образца (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

Свою историю этот экспонат начинает в далеком 1923 году, однако, с некоторой предысторией.

С 1918 года в молодой Советской республике проводилась кропотливая работа, направленная на всестороннее развитие противопожарной службы: в июле 1920 года Советом народных комиссаров РСФСР принято Постановление «О сосредоточении пожарного дела в Народном комиссариате внутренних дел», с последующим образованием в составе Главного управления коммунального хозяйства НКВД Центрального пожарного отдела, в октябре 1920 года Реввоенсоветом республики издается приказ «О недопустимости вмешательства посторонних лиц в действия по тушению пожаров», в апреле 1921 года Совет труда и обороны РСФСР издает Постановление «О мерах борьбы с пожарами» с созданием специальной службы. Одной из важнейших вех в истории становления пожарной охраны становится Постановлением Совета Народных Комиссаров от 7 июня 1921 года «Об учете пожарного имущества в Республике», когда было принято решение о полном учете всего имущества, пригодного для нужд пожаротушения, в том числе «… т) пожарные каски всех образцов, …».

Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «О сосредоточении пожарного дела в Народном комиссариате внутренних дел»  (сеть интернет, «Электронная библиотека исторических документов» (https://docs.historyrussia.org/, является частью Федерального историко-документального просветительского портала)
Постановление Совета Народных Комиссаров от РСФСР «Об учете пожарного имущества в Республике», ч. 1 (сеть интернет, «Электронная библиотека исторических документов» (https://docs.historyrussia.org/, является частью Федерального историко-документального просветительского портала)
Постановление Совета Народных Комиссаров от РСФСР «Об учете пожарного имущества в Республике», ч. 2 (сеть интернет, «Электронная библиотека исторических документов» (https://docs.historyrussia.org/, является частью Федерального историко-документального просветительского портала)

Итогом проведенной работы стала первая Всероссийская пожарная конференция, проведенная в Москве с 21 по 26 марта 1923 года, собравшая специалистов пожарного дела, добровольцев заводов и фабрик, профсоюзных и коммунальных работников, представителей Высшего совета народного хозяйства СССР и Народных комиссариатов из России, Украины, Грузии, Белоруссии и Азербайджана. На конференции были рассмотрены проблемы обеспечения пожарной безопасности страны, намечены практические шаги по планомерному развитию пожарной охраны, обсуждены многие и многие вопросы, в том числе было принято «Положение и описание форменной одежды служащих и рабочих коммунальных пожарных команд и добровольных пожарных организаций».

Делегатский билет с правом решающего голоса участника первой Всероссийской пожарной конференции (сеть интернет, изображение в свободном доступе)
Участники первой Всероссийской пожарной конференции (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

Производство стандартизированных пожарных касок для бойцов с огненной стихией было начато в том же 1923 году на легендарном предприятии - Государственном Тресте Ленинградских Заводов МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА (ТРЕМАСС) (на котором, кстати, был запущен в серийную сборку первый советский пожарный автомобиль, при этом, целиком на базе отечественного автомобиля АМО-Ф-15).

Титульный лист брошюры «Противопожарное оборудование Государственного Треста Ленинградских Заводов МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА (ТРЕМАСС)» Предоставлено Скорыниной Н.И. (пожарно-техническая выставка им. Б.И. Кончаева, г. Санкт-Петербург)
Реклама Государственного Треста Ленинградских Заводов МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА (ТРЕМАСС) в журнале Пожарное дело (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

Для массового производства было принято решение взять за основу пожарную каску Российской Империи, которая, в свою очередь была заимствована по форме у французских пожарных, однако с небольшими изменениями в виде немного урезанного гребня и несколько иной формой (круговой) козырька.

Шлем французских пожарных (пожарная команда коммуны Херлис), примерно 1850-е – 1860-е года XIX века, фас (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Шлем французских пожарных конца 19-го – начала 20-го веков (1880-1920 года) , фас (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)
Каска пожарная Российской Империи конца 19-го – начала 20-го веков (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

Устройство пожарной каски было (по тем временам) одновременно простым и надежным: корпус каски (сама сфера), гребень (цельный), передний и задний козырьки, герб (спереди, крепился на 3-х креплениях), по бокам гранатки (они же «гренадки», накладки выпуклого исполнения, изображающие круглую гранату с языком пламени (французское заимствование), внутри «гренадки» удерживали внутреннюю амортизирующую систему (кожаная тулейка, как правило из 6-ти лепестков, стянутых шнурком) и кожаные наушники с подбородочным ремешком. Предусмотрено было три размера с внутренней окружностью 560, 580 и 600 миллиметров, с примерным весом 880 грамм.

Каска нормального образца 1923 года (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)

На передней части сферы крепился герб, напоминающий по форме треугольник, в основании которого лежит пожарная лестница, по бокам изображалось закованное в цепи пламя, венчавшееся главным символом молодой Советской республики СЕРПОМ И МОЛОТОМ, олицетворяющими единство рабочих и крестьян, по центру расположили привычные всем пожарным скрещенные топорики и стоящий вертикально пожарный ствол. Внутри герба, между пламенем и пожарными топориками, наискосок в обе стороны размещен девиз «ВСЕГДА ГОТОВ». Первые каски изготовляли из латуни, были они естественного темно-зеленого оттенка.

Каска нормального образца 1923 года (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)

На мой взгляд, настоящий пожарный, особенно командир, должен быть немножечко пижоном и выглядеть не только солидно, но и несколько элегантно, поэтому для руководителей пожарных команд и руководящего состава Центрального пожарного отдела ГУКХ НКВД каски хромировали, а по специальному заказу их могли укомплектовать декоративным ремешком в виде украшения с наборными накладками, который, как правило, размещался над передним козырьком под гербом (так как в подобном исполнении было не удобно работать на пожаре).

Каска нормального образца 1923 года, никелированная, для комсостава (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

Первые такие модели имели монолитный передний и задний козырьки, герб крепился 3-мя креплениями, обойма гребня крепилась к сфере шлема 7-ю болтами. По прейскуранту 1924-1925 годов ТРЕМАССа стоили такие каски «НОРМАЛЬНОГО ОБРАЗЦА 1923 г.» для рядовых пожарных 10 рублей 50 копеек, для комсостава выпускались каски никелированные, как правило с желтыми гербом, гребнем и гранатками по 12 рублей, полированные медные гербы и гранатки продавались еще и отдельно, по 60 и 50 копеек соответственно.

Предоставлено Скорыниной Н.И. (пожарно-техническая выставка им. Б.И. Кончаева, г. Санкт-Петербург)

В целях оптимизации производства и связанных с этим расходов, в том числе замене цветных металлов черными, с конца 1920-х годов выпуск моделей касок, описанных выше, сократился, а в начале 1930-х годов, их повсеместно стали заменять на несколько измененный тип, из черного металла толщиной 0,5 миллиметров, окончательно признанный за стандарт в 1936 году. Каска претерпела следующие изменения: в выпускаемой модели стали характерные (разделенные) передний и задний козырьки (при этом удлиненный примерно на 2-3 сантиметра по сравнению с предыдущей моделью), козырьки и половинки гребня между собой к корпусу каски крепили с помощью точечной сварки, а сам гребень, герб и гранатки крепились на сферу при помощи распорок (по типу «усики»). Сверху пожарная каска покрывалась огнеупорным черным лаком, а герб, гребень и гранатки могли быть покрыты как тем же огнеупорным черным лаком, так и краской, либо белого, либо красного, либо желто-золотистого цветов. Для начальствующего состава сохранился никелированный вариант исполнения шлема. Поздние пожарные каски образца 1923 года изготавливали уже как правило в одной из крупнейших хозяйственной организации того времени - акционерном обществе Всероссийского, а затем Всесоюзного заготовительного объединения коммунальных хозяйств (осуществление деятельности на всей территории СССР, аббревиатура сокращения «ВЗОК», один из учредителей - Торговый отдел Главного управления Коммунального хозяйства НКВД РСФСР).

Описание снаряжения бойца пожарной охраны СССР (сеть интернет, изображение в свободном доступе)
Каска нормального образца 1923 года стандарта 1936 года (сеть интернет, https://zemlyanka-v.ru/ (Сеть магазинов антикварного оружия и военного антиквариата «Землянка»)
Предоставлено Скорыниной Н.И. (пожарно-техническая выставка им. Б.И. Кончаева, г. Санкт-Петербург)

Еще более простое исполнение «каски нормального образца 1923 года» стало применяться во время Великой Отечественной войны. Стальная каска не претерпела изменений по своей форме, однако во внешнем виде она стала максимально аскетична: вместо герба и гранаток появились простые круглые выпуклые заглушки, все детали были покрыты серой краской. Внутреннее «убранство» также стало гораздо проще - кожаная тулейка была заменена на простую матерчатую.

Каска нормального образца 1923 года для комсомольских полков МПВО 1941-1942 годов (личная коллекция Сивова А.Е., каталог)

Бойцы Ленинградского комсомольского полка МПВО (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

В 1942 году, в блокадном Ленинграде, каски выпускали уже без гребня, места крепления которого закрывались все теми же простыми круглыми выпуклыми заглушками, а вместо кожаных наушников с подбородочным ремнем крепился простой матерчатый широкий шнурок.

Каска нормального образца 1923 года для комсомольских полков МПВО 1942 года (сеть интернет, https://zemlyanka-v.ru/ (Сеть магазинов антикварного оружия и военного антиквариата «Землянка»)

Бойцы Ленинградского комсомольского полка МПВО (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

Несмотря на все трудности и народное напряжение Ленинграда во время Войны – именно этот город герой подарил нашей каске мировую известность. Случилось это благодаря человеку, который никак не был связан с противопожарной службой – благодаря великому советскому композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу.

Великая Отечественная война застала Дмитрия Дмитриевича в северной столице, где он работал в Ленинградской консерватории. Два его рапорта на фронт, куда он хотел пойти добровольцем, отклонили. Когда началось формирование народного ополчения, Шостакович вступил в его ряды: «Я вступил добровольцем в ряды народного ополчения. До этих дней я знал лишь мирный труд. Ныне я готов взять в руки оружие. Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации - однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна, но я знаю, что спасти человечество от гибели можно только сражаясь» («Ленинградская правда», 5 июля 1941 года). Дмитрий Дмитриевич сначала участвовал в строительстве дотов на окраине Ленинграда, а после завершения работ по строительству был включен в пожарную команду, дежурившую на крыше здания консерватории: ему выдали каску, спецодежду и показали, как орудовать щипцами для сбрасывания «зажигалок» с крыш домов. Как гласит история - во время дежурств Шостакович «писал» одну из самых известных своих симфоний - седьмую симфонию - «Ленинградскую» (впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года). Во время одного из дежурств пожарного Шостаковича была сделана одна из самых узнаваемых его фотографий, где он стоит на крыше здания консерватории в брезентовой боевой одежде пожарного, подпоясанный пожарным ремнем, с подсумком и той самой «каске нормального образца 1923 года».

20 июля 1942 года вышел очередной номер американского еженедельного журнала «TIME», где на обложке был изображен композитор Дмитрий Шостакович, в каске пожарного на фоне горящего Ленинграда, пролетающих нот и надпись: «FIREMAN SHOSTAKOVICH     Amid bombs bursting in Leningrad he heard the chords of victory  (Music)» (ПОЖАРНЫЙ ШОСТАКОВИЧ  Среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы     (Музыка)). Надо заметить, что журнал «TIME» разместил не достоверную фотографию – на обложке Шостакович изображен в каске переходного периода, с характерными чертами каски французской формы, использовавшейся в Российской Империи и РСФСР.

В 1979 году нидерландский дирижер Бернард Йохан Херман Хайтинк, будучи главным дирижёром Лондонского филармонического оркестра, записал «Ленинградскую» симфонию, которая вышла на пластинке компании «LONDON DIGITAL RECORDING» с обложкой, изображавшей Дмитрия Дмитриевича в образе пожарного на фоне зенитного орудия и Исаакиевского собора в блокадном Ленинграде.

Шостакович Д.Д. в боевой одежде и снаряжении пожарного на крыше Ленинградской (сеть интернет, изображение в свободном доступе)
Шостакович Д.Д. на обложке американского еженедельного журнала «TIME» (сеть интернет, изображение в свободном доступе)
Шостакович Д.Д. на обложке пластинки компании «LONDON DIGITAL RECORDING» (сеть интернет, изображение в свободном доступе)

Я думаю, что человек, который имеет историческое образование, или который занимается литературой или журналистикой, имеющий красивый слог, написал бы гораздо более подобающую и интересную статью по интересующей нас теме. Однако, мне как начинающему коллекционеру, хотелось отразить с одной стороны красоту и прелесть пожарной каски, как предмета искусства и восторженных взглядов, а с другой стороны, как важного этапа развития части пожарной экипировки.

Поделиться:
img
организатор, сооснователь и куратор «МУЗЕЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»
Теги