Евгений, расскажите, как возникла ваша идея поездки в Беларусь?
Всё началось с конкурса «Звезды мужества», где я был признан лучшим добровольным пожарным России 2024 года. На одной из встреч с министром МЧС Александром Куренковым мы говорили о секции «Юный спасатель», руководителем которой я семь лет являюсь в Тайшете. И он упомянул, что в Беларуси есть схожее движение, работающее с детьми «Зубрёнок». Мне предложили отправиться туда и обменяться опытом, потому что белорусы на несколько лет опережают нас в этой сфере.
Как вас встретили представители Белорусского добровольного пожарного общества (БДПО)?
Очень радушно! Я познакомился с председателем РС РГОО БДПО Александром Кудряшовым. Все были заинтересованы в обмене опытом, программу мне подготовили насыщенную. После размещения в гостинице, сразу отвезли в музей пожарного и аварийно-спасательного дела Минска. Внутри всё оформлено в пожарной тематике: от экспонатов до кафе, где даже стойка стилизована под пожарный автомобиль. Там можно увидеть старые гидроэлеваторы, пожарную технику, форму разных лет. Потом была небольшая экскурсия по городу, где меня поразила общая атмосфера безопасности. Люди свободно передвигаются по вокзалам и метро без дополнительных проверок, турникетов, рамок металлоискателя, что уже редкость для многих стран.
Как организована работа с детьми в Белоруссии? Какие методики вам особенно запомнились?
У них сильный акцент на патриотическое воспитание и профилактическую работу по безопасности. Например, в профильной школе №143, которую я посетил во второй день, действует детско-юношеское движение «Зубрёнок», аналог наших кадетов, но с особым белорусским колоритом. У них есть система «Пять шагов безопасности», которую они активно внедряют в учебный процесс. Принципы просты, но эффективны: не паниковать, оценивать обстановку, сообщать взрослым, правильно действовать в случае ЧС и соблюдать правила безопасности. Эти принципы прописаны повсюду: на стенах, стендах, на книжных закладках и блокнотах.
Кроме того, у младших классов есть специальные дневники по пожарной безопасности. Дети туда записывают задания, связанные с безопасностью, что помогает им лучше усваивать информацию, формировать правильное поведение с ранних лет.
Также меня впечатлила наглядность обучения. В коридорах установлены магнитные доски, на которых ребята могут играть в тематические игры. Например, в «шашки», где вместо обычных фигурок – капелька воды и язычок пламени. Это увлекает детей и одновременно обучает их правилам безопасности. Еще мне понравилось, что на территории школы установлена тренировочная башня для отработки пожарных навыков. Мы планируем реализовать подобный проект у себя, адаптировав под наши условия.
Интересно! А какие ещё методики и технологии там используют для обучения?
У них есть уникальный образовательный центр МЧС – это огромное четырёхэтажное здание, где каждая комната имитирует настоящие чрезвычайные ситуации: например, квартиру после пожара. Внутри всё сделано максимально реалистично: даже эффект задымления (концертный дым) присутствует. В одном из помещений стоит плита с кастрюлей – наводишь планшет, и через дополненную реальность видишь, как кастрюля загорается. Есть вагон поезда, который одновременно может быть автобусом или самолётом. Надеваешь VR-очки – и оказываешься в аварийной ситуации, где нужно правильно среагировать. Кресла даже слегка двигаются, создавая эффект присутствия. Современным детям такая форма обучения нравится, и они охотно идут в музей – несмотря на то что экскурсия длится 5 часов, график посещения уже расписан до августа!
Какие еще моменты поездки особенно запомнились?
Когда мы посетили Минское городское управление МЧС РБ и музей «Огня», я обратил внимание на то, как современно там все организовано. Экспонаты буквально оживают: обычные картинки преобразуются в трехмерные сцены, а уютная квартира в миг превращается с пепелище. Виртуальные гиды с экранов подробно рассказывают о мерах пожарной безопасности. Весь этот интерактив нацелен на то, чтобы сделать профилактическую работу максимально эффективной.
Беларусь опережает нас и в переходе на технику с электроприводом — большинство пожарных машин снабжено инструментами на аккумуляторах, включая гидравлические кусачки на батареях. Об этом я узнал, когда посетил пожарную часть №23, где пообщался с местными специалистами. Они рассказали о том, как устроена система противопожарной защиты в их стране. В отличие от России, в Беларуси нет добровольческих пожарных формирований. Вместо этого каждое крупное предприятие обязано содержать свой пожарный отряд с полным комплектом оборудования и техники. Причем эта практика закреплена на законодательном уровне.
Еще одна интересная деталь: в белорусских пожарных частях практически нет женщин. Это связано с государственной политикой, направленной на то, чтобы тяжелые физические и эмоциональные нагрузки ложились на плечи мужчин. Женщины в основном работают психологами.
Особое восхищение вызвал Республиканский отряд особого назначения «Зубр». Это ультрасовременный комплекс, где каждая мелочь продумана до мельчайших деталей. Подвал имитирует сгоревшую квартиру, а лестничные пролеты превращены в скалодром. Здесь есть все необходимое для подготовки пожарных: от тренировок по спасению людей из-под завалов до отработки навыков вскрытия дверей. Плюс ко всему, у них имеется полный набор техники: от внедорожников до гидроциклов, а также собственная кинологическая служба.
Еще одним приятным открытием стало посещение исследовательского центра по безопасности жизнедеятельности. Несмотря на то, что это научный центр, его главная задача — работа с детско-юношескими объединениями. Аналог нашей «Школы безопасности». Разница только в подходах: если у нас акцент сделан на спортивный туризм, то в Беларуси больше внимания уделяют практической подготовке к чрезвычайным ситуациям.
Какие выводы вы сделали по итогам поездки? Что можно внедрить у нас?
Белорусы делают упор на интеграцию знаний о безопасности в повседневную жизнь школьников. У них это часть общей образовательной системы, а не факультатив. Нам стоит взять на вооружение их практику использования игровых методик, например, обучающих стендов и интерактивных классов. Также мне понравилась их система пожарных дневников для младших классов, где дети фиксируют свои знания по безопасности. Также можно перенять систему наглядных материалов, особенно такие элементы, как VR-обучение и создание специализированных учебных комнат, где дети могли бы в безопасных условиях отрабатывать навыки поведения при пожаре. Имитацию сгоревшей квартиры мы также постараемся в Тайшете реализовать, а еще построить для своих ребят в такую же учебную башню со скалодромом, как в ПЧ 23, коллеги из Белоруссии обещали поделиться проектом.
Планируете ли вы продолжать международное сотрудничество?
Конечно! Наши страны заинтересованы в обмене опытом, особенно в развитии волонтёрского движения. Надеюсь, мы продолжим обмениваться идеями и методиками и это станет началом плодотворного партнерства.