Как воспитать Человека Разумного в пожарной безопасности: рекомендации на примере одного занятия

Как воспитать Человека Разумного в пожарной безопасности: рекомендации на примере одного занятия

img

По официальным данным виду Homo sapiens (человек разумный) около 200 тысяч лет. Некоторые ученые считают, что возраст больше – около 300 тысяч лет. Многие современные события заставляют задуматься – насколько сегодня человечество вообще соответствует этому термину. Политику оставим в стороне и поговорим о пожарной безопасности.

Казалось бы, когда человек слышит или видит информацию: не делай так, можешь сгореть или пострадают другие люди, он должен сделать выводы и поступать безопасно для себя и окружающих. Это в теории, однако, на практике довольно часто профилактические меры и противопожарная пропаганда не имеют абсолютного эффекта. Почему? Сознание некоторых людей не воспринимает угрозу возникновения пожара как часть персональной реальности. Где-то у кого-то может возникнуть возгорание, кто-то, возможно, даже погибнет, но не это у меня, и это точно не я. А значит, можно не беспокоиться.

Решать эту проблему методами пропаганды нужно преодолевая границу между личным пространством каждого человека и внешним миром, разговаривая с людьми на темы, конкретно касающиеся их бытия и быта. В частности, на занятии по пожарной безопасности в жилых домах важно в качестве примеров возможных ситуаций приводить случаи по соседству, рассматривать действия в случае пожара, с которым может столкнуться ваша аудитория слушателей.  Желательно использовать больше личного опыта и впечатлений, подтверждать слова фактами из местной статистики, не упуская для убедительности упоминания о громких ЧП федерального масштаба, о которых большинство людей, наверняка слышали из СМИ.  Главная задача любой пропаганды – вызывая необходимые эмоции, впечатления и сопереживания, мотивируя к конструктивным действиям, в результате – достичь цели. Применимо к пожарной безопасности, цель – это предотвращение пожаров, снижение количества возгораний от субъективных причин, уменьшение ущерба и числа жертв.

И, конечно, чем раньше человек начнет посещать такие мероприятия, тем больше шансов «достучаться» до его сознания и «пробить стену», которая, весьма условно, ограждает личное от общественного. У каждой возрастной и социальной группы свои интересы, потребности и зоны ответственности в области пожарной безопасности. Профессионализм спикера, в том числе и специалиста по профилактической работе, определяется его умением «попасть» в аудиторию. Каждый может вспомнить примеры из жизни, когда выступающий пытался донести важную информацию совершенно неинтересно и неубедительно. Что происходит в таких случаях? Слушатели сидят в телефонах, думают о своем, переговариваются и с нетерпением ждут окончания речи. Эффект от таких мероприятий, как говорят математики, стремится к нулю.

Дошкольники или школьники, дети, отдыхающие в летних оздоровительных или пришкольных лагерях, студенты или кадеты, семьи в социально опасном положении или граждане с ограниченными возможностями здоровья, активисты волонтерских или детских организаций, сотрудники или лица ответственные за пожарную безопасность организаций, сход местных жителей или аудитория СМИ – ко всем нужно подобрать свой подход. Итак, подведем итог: чтобы провести эффективное  профилактическое мероприятие, необходимо знать потребности аудитории, уметь апеллировать к фактам, делать акценты на прикладное значение и практическое применение информации, меньше говорить и больше показывать.

В качества иллюстрации к сказанному рассмотрим занятие из цикла мероприятий для актива Движения Первых в Воронежской области. Проект  "ПППропаганда" по проведению занятий по пожарной безопасности во всех средних общеобразовательных учреждениях, а также лицеях и гимназиях города Воронежа стартовал в рамках соглашения между Воронежским областным отделением ВДПО и региональным отделением Движения Первых в начале октября. Сложность при подготовке мероприятий в сфере пожарной безопасности была в том, чтобы привлечь внимание подростков к нашей тематике и в рамках одного занятия в каждом образовательном учреждении получить максимальный, и желательно, пролонгированный эффект. Для решения этой задачи были выбраны несколько тем, имеющие наибольшую актуальность в момент проведения мероприятий, а также подготовлена подборка учебных материалов для использования при проведении занятий силами педагогов и актива Движения в дальнейшем, течение всего учебного года. Так, в октябре-ноябре обучающиеся 8, 9 и 10-х классов участвуют в мероприятиях «Пожарная безопасность в жилых домах в осенне-зимний пожароопасный период». Подобные занятия прошли уже в 12-ти школах, получена позитивная обратная связь от обучающихся и преподавателей, что дает право говорить положительном эффекте и поделиться опытом.

Тема занятия звучит довольно сухо и мало увлекательно, поэтому она не озвучивается подросткам. Главное – это форма проведения, используемые методы и мотивация. После представления и краткого знакомства со специалистом и деятельностью ВДПО на территории Воронежской области, сразу обозначается предмет изучения – на занятии речь пойдет о том, как каждый из нас может защитить себя и свой дом от пожаров. Что нужно иметь дома для раннего обнаружения возгорания, эффективного тушения и самоспасения. Какие три устройства увеличат защищённость жилища и безопасность жильцов в несколько раз. При этом, все три устройства, о которых пойдет речь уже расположены перед аудиторией в зоне видимости. Это огнетушитель, автономный дымовой пожарный извещатель и самоспасатель (любое из бытовых СИЗОД).

В первом учебном блоке основная задача – вызвать интерес к проблеме пожаров в современном мире, завладеть вниманием и доверием аудитории. К слову, о доверии – это важно. Чем больше фактов, статистики и личного опыта – тем большим специалистом вы себя покажете. Нужно нарабатывать такой багаж, чтобы в любой момент можно было уместно применить. И не читать по бумажке, это уже само собой. От специалиста ВДПО в начале занятия подростки узнают причины высокого числа пожаров, в том числе, возникновения пожаров большой площади, и особенно, пожаров в жилом секторе, на фоне быстроразвивающихся технологий и совершенствования противопожарной службы. Приводятся примеры отрицательного воздействия сети Интернет, искусственного интеллекта, использования искусственных легкогорючих и высокотоксичных материалов при строительстве и отделке, строительства быстровозводимых комплексов большой площади, применение в быту приборов высокой мощности при устаревшей электропроводке, и, конечно, человеческий фактор. В качестве ярких подтверждений этой тенденции вместе перечисляем резонансные пожары последних лет, начиная с «Зимней вишни» и заканчивая «Крокусом», складом «Вайлдберриз» и местными пожарами. Таким образом, специалист ВДПО подводит аудиторию к проблеме: прогресс в технологиях сам порождает опасные факторы, в том числе, возникновения пожаров, а человеческий фактор усиливает их в разы. Итак, проблема обозначена.

Второй блок информирует подростков о современных способах борьбы с пожарами на ранней стадии, ролью пожарной охраны, нормативами прибытия на пожар и телефонами 112 и 101. Затем переходим к главному – персональной зоне ответственности гражданина и действиям в случае возгорания.

«Ваша безопасность – это в первую очередь ваша ответственность», «На пожарных надейся, а сам … что ты сделал для своей безопасности?» – примеры мотивирующих слоганов на этом этапе занятия.

Дается определение пожара в начальной стадии и первичных средств тушения, приводится статистика процента возгораний, потушенных огнетушителями, определяется роль автономного дымового пожарного извещателя в обнаружении возгораний и спасении людей, даются примеры из личного опыта. Звучит вывод: огнетушитель – самое эффективное и популярное средство первичное тушения пожаров. Обучающиеся по просьбе ведущего приводят примеры того, где они сами видели огнетушители. Специалист ВДПО просит поднять руки тех, у кого дома есть огнетушитель. Как правило – это 1-2 руки в любой аудитории. И затем звучит вопрос: «А почему так происходит, ребята? Почему такое устройство не бережёт ваш дом?».

Тут наступает пауза и замешательство. Действительно, на этот вопрос логически и обоснованно не ответит даже взрослый. И вот, наша аудитория подготовлена, что воспринимать дальнейшую информацию со всей серьезностью и доверием. Мы переходим к просмотру обучающего видео «Первичные средства пожаротушения, раннего обнаружения возгораний и самоспасения», где демонстрируется их описание и действие.

Завершается занятие наглядной демонстрацией всех трёх устройств, важными акцентами про область применения и получаемый эффект. Все, что можно потрогать, надеть и попробовать, вызывает у ребят живейший интерес. Как звучит пожарный извещатель, подростки слушают с закрытыми глазами, представляя, что дома спят в своих кроватях, чтобы лучше почувствовать эффект от сигнала. Чтобы убедиться в пользе огнетушителя, получают другое задание: вообразить, что у каждого дома загорелась штора в комнате, и нужно подсчитать время на передвижение по своей квартире, поиск емкости для воды и набор воды из крана. Особо пытливым экспериментаторам домашнее задание – засечь время, которое потребуется, чтобы набрать ведро воды. Презентация самоспасателя начинается с того, что нужно решить задачку: сколько времени будут ждать спасения жильцы верхних этажей многоквартирного дома, если  подъезд сильно задымлен, а у приехавших пожарных с собой только десять кислородных масок. Больше жизни, больше воображения, больше практического значения! Жаль, конечно, что в процессе занятия в классе не получается провести практику с огнетушителем. Возможно, у вас получится совместить и показать это на улице, если дадут больше времени – будет совсем прекрасно.

Из обратной связи мы уже знаем, что большинство подростков делится информаций с родителями, а это расширяет нашу аудиторию и дает отсроченный эффект. У ребят формируется новый взгляд на проблему пожаров, на собственную ответственность, а также на сопричастность к обеспечению личной пожарной безопасности и членов своих семей в недалеком будущем, когда они станут взрослыми. Очень хорошие отзывы на мероприятия поступают от педагогов и кураторов. Неожиданный, но не побочный)), эффект – много вопросов от взрослых участников мероприятий, учителей и других присутствующих, о применении устройств и местах их приобретения. Это говорит о том, что цель мероприятия достигнута, а потребность в подобной доступной информации велика даже у взрослых.

В мероприятиях используются обучающие видеоролики Архангельского областного отделения ВДПО.

Поделиться:
img
начальник отдела профилактической работы и связи с общественностью Воронежского областного отделения ВДПО