…Шла вторая половина дня пятницы первой рабочей недели января 2002 года. Около 17 часов все, кто находился на юго-востоке Москвы, услышали серью громких хлопков, а затем столб пламени, поднимавшийся на высоту порядка 25 метров. Загорелась одна из технологических установок по переработке нефтепродуктов на Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне. Пожару практически сразу был присвоен пятый, высший номер сложности. Для его тушения было направлено 40 пожарных расчетов. Однако многие из них не сумели вовремя прибыть к месту пожара – движение по Москве уже в те годы было затруднено (а тут еще - пятница!). Тем не менее, благодаря грамотному руководству тушением пожарные сумели быстро справиться с огнем, не допустив его распространения.
Уже в 17 часов 30 минут пожар был ликвидирован. Два человека получили ожоги и были госпитализированы.
Пожары и другие ЧС на НПЗ в Капотне происходят, к сожалению, с завидной регулярностью, и всегда привлекают к себе внимание общественности.
СПРАВКА
В настоящее время основным акционером Московского нефтеперерабатывающего завода является ПАО «Газпромнефть». На предприятии в Капотне работает более 2 тысяч человек. На компактной территории в городской черте расположен крупный нефтеперерабатывающий комплекс с годовым объемом свыше 12 миллионов тонн. Более 30 установок каталитического крекинга,
термокрекинга, риформинга и других, позволяют выпускать бензины марок АИ-80ЭК; АИ-92ЭК; АИ-95ЭК, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, битумы, серу, различные полимеры и т. п. Четыре резервуара вместимостью по 50 тыс. т нефти каждый позволяют иметь необходимые для производства запасы. Подключено предприятие и к магистральным нефтепроводам.
В открытом доступе удалось найти хронику ЧС на НПЗ в Капотне за последнюю четверть века. В 1999 году горела емкость с нефтепродуктами. Тушили пожар почти 12 часов. Уже в следующем году августовским днем тушили три цистерны с соляркой и две с мазутом. Пожар пятой категории сложности. Как и указанный выше – в 2002-м…
А хроника неумолима. 2005 год – выброс большого количества токсичных веществ, 2006-й – возгорание мазута, 2008-й – аварийный сброс газа, 2009-й – возгорание разлитого мазута при аварийной остановке технологического оборудования. Отмечены пожарами и 2010, 2011годы.
В 2014 году капотнинский гигант «порадовал» москвичей утечкой сероводорода.
Возможно, именно эта ЧС заставила руководство предприятия активнее заняться профилактикой.
Уже в 2015 году на территории МНПЗ заработала автоматизированная система мониторинга воздуха. 9 постов контроля на основных источниках воздействия производства на атмосферный воздух позволяют получать объективную картину. Для жителей прилегающих к заводу районов установлен экоинформер, позволяющий наблюдать за экологической обстановкой.
СПРАВКА
Общая доля МНПЗ на топливном рынке столицы составляет 35%. Завод обеспечивает 40% потребностей Москвы в бензине и 50 % в дизельном топливе, является основным поставщиком топлива для столичных аэропортов. Топливом Московского НПЗ заправляется каждый 3-й автомобиль в Москве. С использованием битума МНПЗ строится и ремонтируется каждая 2-я улица столицы.
Пожары и ЧС на предприятии продолжались.
В августе 2015 года на Москве-реке образовалось а потом и загорелось огромное мазутное пятно. В результате аварии магистрали "Транснефти" пострадали три человека, один из них впоследствии скончался.
В мае 2016 года на МНПЗ вновь прозвучал взрыв, за которым последовал сильный пожар. Трое работников предприятия пострадали.
Мощное нефтеперерабатывающее предприятие в черте города вот уже многие годы вызывает недовольство со стороны жителей столицы. Они не без основания считают МНПЗ виновником загрязнения воздуха в юго-восточной части Москвы.
Примеров много: 14 мая 2017 года работа завода была приостановлена. Накануне в «Мосэкомониторинге» сообщили о зашкаливающей концентрации сероводорода на юго-востоке Москвы. По данным организации, норма была превышена в 17 раз. При этом в МНПЗ заявили, что никакой аварии на предприятии не происходило, и остановка предприятия связана с проведением плановых ремонтных работ.
Не прошло и полтора года, как МНПЗ вновь появился в тревожных сводках. Утром в субботу 17 ноября 2018 года сразу два источника возгорания заставили пожарных Москвы реагировать на происходящее. В бой с огнем вступили 30 расчетов, к ним добавлялись новые и новые. Полностью справиться с огнем удалось лишь через три часа напряженной работы.
Средства массовой информации приводят слова Ильи Денисова (в то время руководителя ГУ МЧС России по Москве). Он обратил внимание, что ЧС не оказала влияние на работу предприятия в целом. Была остановлена лишь установка, где возник пожар, а все существующие риски удалось локализовать в начальной стадии.
Официальная версия: случившееся не несет никакой опасности для экологии столицы и населения Москвы. Передвижная лаборатория, взявшая пробы на месте происшествия, не зафиксировала превышения допустимой нормы. Тем не менее, многие жители окрестных кварталов жаловались на запах гари в социальных сетях.
Московский нефтеперегонный завод продолжает работать обеспечивая до 40 процентов потребности бензина и дизельного топлива столичного региона. При этом всем понятно: источник риска в городской черте крайне опасен.
Какие же принимаются меры?
Прежде всего, продолжается процесс глубокой модернизации производства. В рамках национального проекта «Экология» опредстоит полностью завершить реконструкцию предприятия до 2025 года. Начат финальный этап этих работ. Общий объем инвестиций оценивается в 350 млрд рублей. Значительные средства направлены и защиту предприятия от пожаров и ЧС.
Безопасность Московского НПЗ обеспечивает собственная пожарно-спасательная часть, в которой занято более 140 человек и 15 единиц техники, в том числе спецмашины для работы на нефтеперерабатывающих предприятиях, 3 мощных пеноподъемника.
Работает подразделение в тесном взаимодействии с московскими пожарными. В ушедшем 2021 году на МНПЗ проведены большие учения. Оценить действие сил и средств прибыл заместитель руководителя чрезвычайного ведомства Виктор Яцуценко. Более 200 специалистов предприятия и различных подразделений МЧС России, используя 35 единиц специализированной техники, занимались ликвидацией условной ЧС. Были здесь и масштабный пожар, и разлив топлива, и техногенные завалы.
Строго по регламенты на помощь бойцам заводской ПСЧ к месту пожара прибыли караулы 89 ПСЧ, 52 ПСЧ И 57 ПСЧ. Специалисты незамедлительно применили пеногенератор «Патефон», произвели разведку ближайших водоисточников и проложили магистральные линии. Для усиления группировки были привлечены дополнительные силы 76 ПСЧ, 30 ПСЧ и 89 ПСЧ.
Пожарные 30 ПСЧ выдвинули стрелу для подачи лафетного ствола. Прибыл и был задействован мобильный роботизированный комплекс МРК-60, предназначенный для борьбы с огнем в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни пожарных.
А когда в сценарий учений поступила новая вводная — на месте ЧС произошел перебой в работе водопроводной системы - для обеспечения дальнейшего пожаротушения, со стороны акватории Москвы реки подошел многофункциональный пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев».
Отделения пожарно-спасательных частей произвели пенную атаку, струя с огнетушащим веществом распределилась на расстоянии 50 метров. После пенной атаки на месте ЧС приступил к работе беспилотный летательный аппарат, который произвел разведку ситуации. Условный пожар ликвидирован.
В итоге Виктор Яцуценко высоко оценил готовность служб экстренного реагирования и персонала АО «Газпромнефть-Московский НПЗ» к ликвидации условного ЧС.
На календаре 2022 год… Целых три «двойки» будут неизбежно преследовать нас 12 месяцев. Пусть в этой арифметике не будет таких сочетаний как 01 и 112. Пусть остается чистое небо над Капотней.
Использованы материала МЧС-Медиа и других открытых источников.