Не бойтесь играть - бойтесь проиграть

Не бойтесь играть - бойтесь проиграть

img
За семь лет работы в ВДПО в моей профессиональной «копилке» собралось немало интересных впечатлений от работы с детьми и подростками. В школах, детских садах, детских оздоровительных лагерях было проведено сотни мероприятий разных уровней и методик, что легло в основу анализа эффективности подходов к профилактической работе с несовершеннолетней аудиторией. Поделюсь некоторыми выводами об организации занятий с группами детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Часто специалисты по профилактической работе теряются в случае необходимости проведения мероприятия в детском саду или начальной школе. Привычные взрослым, стандартные перечни правил пожарной безопасности ребята воспринимают недолго - устают, отвлекаются и теряют интерес. Проще выйти на более взрослую аудиторию, где для достижения цели не нужно тратить силы на удержание внимания и подбор доступных речевых оборотов. А при подготовке занятия с детской аудиторией нам очень важна уверенность, что информацию, действительно, не только услышат, но и пропустят через сознание. Сознательное восприятие правил безопасного поведения – залог их последующего выполнения. В конечном итоге, это и есть наша главная цель – правила и рекомендации должны работать в реальной жизни.

При этом постулат, что начинать воспитывать в детях сознательное отношение к безопасному образу жизни с самого юного возраста,  под сомнение не ставится. Сложность вызывает недостаток методик и опыта работы при организации мероприятий с маленькими детьми. Если объединить широчайшие знания специалистов в области пожарной безопасности ВДПО и ГПН с опытом лучших педагогов дошкольных учреждений и преподавателей начальной школы, мы получим инструменты для максимально эффективной пропаганды основ безопасности среди малолетних детей.

Ребёнок - это исследователь. Когда мы ставим перед ним закрытую коробку, которую нельзя открывать, у него включается жажда познания. Он гораздо больше склонен повторять действия взрослых, чем воспринимать информацию на слух.

Дети видят, как взрослые пользуются спичками, электрооборудованием и приборами, жгут костры и свечи. Как правило, это происходит в безопасной, а иногда и весёлой обстановке праздника. В их сознании возникает противоречие с запретами: не бери, не делай. Мы закрываем от них что-то интересное и нужное для жизни и говорим – не тронь, это нам. При этом, в большинстве случаев обучение в вопросах безопасности, начиная с родителей и заканчивая специалистами по профилактике, сводится как раз к беседам. Так как же уберечь ребёнка от опасных действий?

Стоит попробовать не строить разговор по принципу - что делать нельзя. А рассказывать и, главное - показывать, как делать нужно. При этом использовать самый лучший инструмент обучения - игру.

Именно играя, маленький человек познает мир с радостью. А всё, что приносит радость, остаётся в памяти надолго, как яркие вспышки. Так ребёнок будет усваивать информацию без усилий. На этом принципе построены самые интересные сценарии занятий по обучению младших школьников правилам пожарной безопасности.
В качестве примера приведу одно из апрельских мероприятий в гимназии «УВК № 1» города Воронежа. Тема занятия довольно прозаичная «Весенние палы», но воплощение весьма нестандартное - квест-игра «Хогвартс в огне». Согласитесь, что для детей второй вариант звучит гораздо заманчивее. Поэтому ученики второго класса гимназии пришли на мероприятие настроенные на интересную игру.

Ведущая квеста, она же организатор мероприятия, педагог дополнительного образования Елена Фурсова позаботилась о соответствующей атмосфере во время занятия. Было подобрано музыкальное сопровождение и костюм из знакомого всем ребятам фильма. В речевых оборотах при обращении к детям использовались слова, поддерживающие «легенду»: маховик времени, волшебники-наставники, путешествие во времени. С самого начала проблема массовых ландшафтных пожаров по причине весенних палов была представлена школьникам как загадочное преступление, которое надо раскрыть.

По легенде, кто-то поджёг траву в окрестностях волшебного замка Хогвартс. В результате случился пожар, сгорел склад волшебных палочек. Есть подозреваемые, и нужно расследовать это преступление, путешествуя во времени с помощью «маховика времени».

Внимание аудитории  было завоёвано с первых минут.

Класс разделился на три команды под руководством наставников-волшебников, роль которых играли молодые педагоги. Группы получали задания, для выполнения которых им потребовалось узнать много полезных понятий – пал травы, опашка, вспашка земли, выпас скота, покос травы. Многие слышали эти слова впервые. Дети ненавязчиво были ознакомлены с различными видами сельскохозяйственных работ в зависимости от времени года и мерами по предупреждению пожаров от возгораний сухой травы. И за всё время ни разу не прозвучало: нельзя, запрещено. Зато были слова: как надо, что делать, как правильно.

«Путешествие во времени» позволило исправить нарушение пожарной безопасности, убрать саму причину пожара – большое количество сухой травы вокруг воображаемого замка. К общей радости Хогвартс был спасён, а главное – волшебные палочки остались целы.

Если разобрать организационные вопросы, то, конечно, такое занятие требует предварительной подготовки. Однако, не такой сложной, как может показаться сначала. Из реквизита понадобятся кубок для карточек с заданиями, сами карточки, бумага и карандаши, очки, шарф и плащ – элементы костюмов наставников-волшебников. Задания могут быть самые разные. Зачем, например, команды собирали по деталям картинки с листьями разных деревьев? А это для закрепления рассказа о том, что высадка деревьев очень полезна для создания благоприятных климатических условий, и что хвойный лес более пожароопасный, чем лиственный. Рассказ про такой вид противопожарных работ как опашка завершился конкурсом капитанов, в котором нужно было быстрее всех обвести непрерывной замкнутой линией нарисованный замок фломастером на веревочке. После каждого конкурса ребята слышали выводы о важности и пользе безопасного вида работ.

В качестве человеческого ресурса в любом образовательном учреждении всегда можно заранее найти помощников, поставив им задачу помогать детям проходить конкурсы и делать акценты на важных моментах. И, конечно, помогут подготовленные слайды с основными понятиями по теме. Желательно, в каждой группе объединять не больше десяти человек, чтобы все были вовлечены и не остались без внимания.

Что делать, если нет времени и возможности для предварительной подготовки занятия? Проводить игровые викторины, подвижные эстафеты с элементами действий в случае эвакуации, тушения пожара или вызова пожарной охраны. Можно придумывать ситуативные игры: найти медвежонка, который спрятался в комнате при пожаре и объяснить ему, как правильно нужно было делать. Есть много онлайн-викторин, тестов и других тренажеров для отработки правил безопасного поведения и действий в случае чрезвычайных ситуация. В частности, на сайте Пожарно-техническая выставка. Используйте этот современный ресурс.  

Главное – больше играйте и не читайте нотаций. Работа с маленькими детьми – это очень нужное дело, это всегда задел на будущее. Причём, не только их будущее, а наше общее с ними будущее.

Дети взрослеют быстро. Возможно, они вырастут и посадят много лесов, придумают новые способы полезного возделывания пустующей земли. И бич последних десятилетий – палы сухой травы исчезнут, а вместе с ними и весенние пожары.

Поделиться:
img
начальник отдела профилактической работы и связи с общественностью Воронежского областного отделения ВДПО
Похожие публикации