Они встречают первыми

Они встречают первыми

img
Сегодня, в День космонавтики, самое подходящее время вспомнить о тех, кто первыми встречает космонавтов на земле. Обеспечивает их поиск, помогает выбраться из спускаемого аппарата, осуществляет первый медицинский контроль. А самое главное, при необходимости, проводит операцию по спасению экипажа. В любых климатических и географических условиях. Уникальный опыт работы этой службы во многом способствовал становлению отряда «Центроспас», а в дальнейшем и региональных поисково-спасательных отрядов МЧС России.


В Калуге в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского впервые в мире была создана профессиональная музейная экспозиция, посвященная истории покорения человеком внеземного пространства.

Экспозиции музея раскрывают историю воздухоплавания, авиации, ракетно-космической техники. Исчерпывающим образом представлено научное наследие Константина Эдуардовича Циолковского, основоположника теоретической космонавтики, крупного изобретателя, автора трудов по философии и социологии. Представлены образы техники будущего (самолёт, дирижабль, ракета, эфирные поселения), обоснованные учёным.

НАША СПРАВКА
Госудаарственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского — первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при непосредственном участии С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина. Расположен в городе Калуге.
13 июня 1961 года Ю. А. Гагарин заложил первый камень в фундамент здания будущего музея. Музей был открыт для посетителей 3 октября 1967 года. Еще в 60-е годы музей был определён научно-методическим центром по координации деятельности музеев СССР космического профиля, а в 1979 году получил статус научно-исследовательского учреждения. В 1993 году Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского был отнесен к крупнейшим культурно-просветительным учреждениям, имеющим особенную общественную значимость.

С 21 июня 1973 года на территории калужского музея космонавтики экспонируется подлинный экземпляр ракетно-космического комплекса «Восток», находившийся в резерве во время старта гагаринского «Востока-1».

17 апреля 2021 года открылась вторая очередь музейного комплекса, общей площадью  12,5 тыс. кв. метров - почти в четыре раза больше площади старого здания.

Центральное место занимает экспозиция «Ракеты. Корабли. Люди» — это более 500 объектов, рассказывающих о ключевых программах освоения космоса, в том числе оригинальные образцы ракетно-космической техники. Дополняет тему видеоконтент, демонстрация которого выводится на уникальный 80-метровый экран.

Здесь же в центральном зале представлены спускаемые аппараты различных космических кораблей. Начиная от  самых первых  «Востоков», «Союзов» до  современных капсул.

Среди массы космических объектов,  скафандров, различных предметов, используемых космонавтами на орбите, в музейной экспозиции выделяются макеты необычных синих автомобилей-вездеходов.

Рядом шевроны и отличительные знаки особой службы – авиационно-космического поиска и спасения.

Опыт работы службы спасения космонавтов был самым внимательным образом изучен и использован в годы создания и становления госудаственного аэромобильного поисково-спасательного отряда «Ценроспас» МЧС России, других спасательных формирований. Прежде всего, это касается широкого использования авиационных технологий спасения: всевозможные виды десантирования в любых климатических условиях и на любом рельефе, эвакуация с помощью вертолетных подвесных устройств и многое другое.

Даже надувные модули, позволяющие в считанные минуты развернуть современный госпиталь, пришли в «Центроспас» из космической системы спасения.

Лично в ответе

Работая корреспондентом ТАСС в Кабардино-Балкарской республике, мне неоднократно приходилось встречаться с советскими космонавтами, проходящими горную подготовку в Приэльбрусье на базе Института медико-биологических проблем. Было очень неожиданно и приятно, что буквально со всеми нашими героями, быстро складывались доверительные, дружеские отношения. И вот, знакомясь подробнее с авиационно-космической службой спасения, я обнаружил вполне возможный ответ на ту особую благосклонность, с которой относились ко мне космонавты. Оказалось, что создателем и бессменным руководителем системы спасения космонавтов почти четверть века являлся мой однофамилец Иосиф Викторович Давыдов.

НАША СПРАВКА
Иосиф Викторович Давыдов — первый руководитель и организатор службы спасения космонавтов: в 1960–1980 -х гг. — начальник отдела средств аварийного спасения, приземления, поиска и эвакуации космонавтов Центра подготовки космонавтов.
Ветеран отечественной космонавтики, посвятивший свою жизнь работе по обеспечению безопасности космических полетов на самых ответственных и опасных участках — старте, выведении на орбиту, затем в процессе приземления и после вынужденной посадки в экстремальных условиях. Лично занимался подготовкой практически всех советских космонавтов. Ныне - общественный деятель, писатель.

В своей книге «Триумф и трагедия советской космонавтики» Иосиф Викторович пишет:

«Лучших двадцать пять лет моей жизни были отданы космонавтике. С 1963 года по 1989 год — вопросам, связанным с имитационным тренажером, служащим для отработки процесса стыковки космического корабля в наземных условиях — одного из ответственнейших элементов космического полета. Дальнейшая моя работа на протяжении последующих двадцати лет была посвящена проблемам безопасности космических полетов на этапах старта, выведения на орбиту, спуска, посадки и действиям космонавтов в случае вынужденной посадки в экстремальных условиях безлюдной труднодоступной местности различных климатических и географических зон. Приходилось участвовать в испытаниях систем спасения и приземления, руководить исследованиями по созданию и отработке методик выживания человека в экстремальных условиях, а затем опробовать их на себе в качестве испытателя, проводить теоретические занятия с космонавтами, а также тренировки по выживанию на море, в горах, в пустыне, в условиях Крайнего Севера для приобретения ими практических навыков. За эти годы в составе оперативно-технических групп поисково-спасательной службы ВВС пришлось встретить из космоса более двух десятков кораблей и участвовать в наиболее сложных спасательных операциях при внештатных посадках».

61 год прошел с момента первого полета человека в космос. Вместе с многоразовыми космическими челноками появились и более совершенные системы посадки. И, тем не менее, необходимость поиска и спасения космических экипажей сохраняет свою актуальность. Отряд, который первым встречает на Земле космонавтов, сегодня базируется неподалеку от города Южноуральск в Челябинской области. Отсюда, с авиабазы Упрун, а до стартовой площадки российской космонавтики — Байконура — почти 1 500 километров.

Когда экипажи МКС возвращаются домой, звено космических спасателей перебрасывают в Казахстан. Приземление капсулы стараются тщательно просчитать, но случай все же вносит коррективы в траекторию. Поэтому первым в небо взмывает самолет Ан-26. Задача — установить точные координаты спускаемого аппарата.

«Если объект приземлился в степи и до него можно добраться машинами, отряд выдвигается по земле. В противном случае десантируются трое спасателей — среди них один фельдшер. Если капсула упадет на территории России, на авиабазе остаются дежурить два вертолета, — рассказывает начальник поисково-спасательной парашютной и десантной службы подполковник Евгений Солнцев.

К спускаемому аппарату мчатся машины-амфибии ЗИЛ. Эти вездеходы начали разрабатывать после аварийного приземления в тайге советских космонавтов Беляева и Леонова. Ситуация эта хорошо показана в отечественном фильме «Время первых».

За окраску машины прозвали «Синими птицами». Сегодня этих пташек можно заносить в Красную книгу. Завод, выпускавший их, закрыт. Те машины, что остались на вооружении, выпущены в 90-х. Поэтому в местном гараже к ним особо трепетное отношение.
Но если капсула приземлилась в настолько непроходимых топях, что даже вездеход не пройдет? Тогда боевое дежурство несет парашютно-десантная группа. Попасть в ряды космических спасателей трудно. Предпочтение отдают мастерам парашютного спорта или бывшим десантникам. К здоровью – максимальные требования.

Специальная подготовка позволяет решать задачи в самых жестких условиях. Взять хотя бы прыжки с парашютом… Обычно, десантирование разрешается, если порывы ветра не превышают 5 метров в секунду. Профессиональные спасатели прыгают практически в любых условиях.

В десантные группы спасателей входят самые разные специалисты, и прежде всего медики. Вместе с ними сбрасывается и контейнер с медицинской укладкой.

По следам «Синей птицы»

Утверждают, что разработке "Синей птицы" положил начало один неприятный инцидент. В 1965 году экипаж ракеты "Восход-2" в составе Павла Беляева и Алексея Леонова при возвращении на Землю из-за отказа автоматики направлял спускаемый аппарат вручную.
В результате вместо привычной казахстанской степи экипаж приземлился в тайге под Пермью.

Вытащить людей из непролазных дебрей было попросту нечем. Измотанные перегрузками космонавты были вынуждены двое суток жить в лесу, пробираться по глубокому снегу к поляне, с которой их забрал вертолет.

После этого случая Сергей Павлович Королёв и обратился в СКБ ЗИЛ с просьбой разработать машину, которая не просто имела бы высокую проходимость, а проходила бы вообще везде, даже сквозь тайгу по двухметровому снегу.

Для вездеходов на тот момент существовали две основные колесные схемы: 8х8 и 6х6. Первые проектировались в основном для перевозки тяжелой артиллерии и баллистических ракет, а вторые - для перевозки более легких орудий. Вторая схема (6х6) в итоге и получила новый вектор развития  - в 1966 под началом Грачёва на ее основе построили ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка), представлявшую собой 6-колесный амфибийный вездеход с легкой стальной рамой, корпусом из стеклопластика, 180-сильным мотором ЗИЛ-375, гидромеханической коробкой, раздаточной коробкой, бортовыми редукторами и независимой торсионной подвеской переднего и заднего мостов. На грузовой площадке машины был установлен кран на 3,5 тонны, а по воде вездеход двигался с помощью водомета.

Машина с легкостью выполнила все испытания и превзошла все ожидания заказчика, но в серию не пошла.

Только в  ноябре 1972 года в СКБ построили вездеход, который теперь считают первым прототипом "Синей птицы" - ЗИЛ-49042. Прототип имел один 6-литровый мотор V8 мощностью 150 л.с. от ЗИЛ-130, корпус из стеклопластика и максимально облегченную конструкцию шасси (снаряженная масса составляла всего 6 415 кг, грузоподъемность - 2 000 кг), а по габаритам подходил для авиаперевозок. Рулевой механизм с двумя гидроусилителями поворачивал передние и задние колеса, имевшие торсионную независимую подвеску. Обогрев отсеков (3-местной кабины и 8-местного салона) велся тремя отопителями, имелась емкости для еды и воды на трое суток, система пожаротушения и даже малогабаритный телевизор "Юность". По воде машина двигалась с помощью водомета, развивая скорость 9 км/ч. Скорость на суше составляла 80 км/ч.

А в мае-июне 1975 года были созданы первые экземпляры машины, которая войдет в состав комплекса "Синяя птица". Машину сразу проектировали в двух вариантах - грузовом ЗИЛ-4906 (испытатели называли его "Кран") и пассажирском ЗИЛ-49061 ("Салон"). Второй вариант вмещал 4 человек в кабине, имел 4 сиденья и 3 пары носилок в салоне, ведь именно 3 человека было в экипажах кораблей "Восток" и "Союз". Пассажирский отсек был оснащен медицинским оборудованием, отсеками для провианта, модернизированной климатической установкой и мог обеспечить полностью автономное пребывание людей в течение 3 суток.

Новейшие системы связи и навигации помогают с большой точностью вести поиск и сопровождение космических аппаратов во время приземления. Много технических новинок облегчают задачи спасателей, помогают космонавтам. И все-таки без спасателей нельзя! Служба авиационно-космического поиска и спасения продолжает совершенствоваться от полета к полету.

Завершая тему, хочется поздравить всех нас, причастных и не очень, с общенародным замечательным праздником – Днем космонавтики!

При подготовке использован архив автора,
материалы открытого доступа
https://www.chel.kp.ru/daily/26986.4/4045658/
https://royallib.com/book/davidov_iosif/triumf_i_tragediya_sovetskoy_kosmonavtiki.html
Поделиться: