Справка: согласно законодательству Российской Федерации, маломерное судно не должно превышать 20 метров в длину, а на его борту не может быть более 12 человек. Надувные и моторные лодки, катамараны, байдарки, гидроциклы – это тоже маломерные суда.
Катер – это судно со стационарным двигателем. Моторная лодка – судно с подвесным мотором (ЛПМ – лодочный подвесной мотор).
Управляет маломерным судном судоводитель. Владеет – судовладелец. Например, купить и владеть может жена, которой проще оформлять необходимые документы, но в плавании к штурвалу встает ее отважный супруг, закончивший курсы судоводителей и сдавший экзамен в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам).
Несмотря на то, что путь судна всегда пролегает по воде – пожар на корабле с древних времен считался очень страшным событием в жизни экипажа и пассажиров, а зачастую – последним в их жизни. И это во времена парусного и гребного флота!
Маломерные суда имеют электрические системы, стационарный двигатель или подвесной мотор, потребляющий дизельное или бензиновое топливо, а также камбуз с электрической или газовой плитой. Поэтому вопрос обеспечения пожарной безопасности стоит серьезно. Особенно с учетом того, что маломерное судно приобретают для спокойного семейного отдыха, рыбалки, экскурсионных прогулок и прочих приятных вещей.
Периодически в СМИ мы можем прочитать о возгораниях и пожарах на частных небольших судах, иногда – и со смертельным исходом.
Подразумевается, что прогулочное судно застраховано судовладельцем. Но даже полученная страховка – это уже другая история, а тот кораблик, с которым связаны приятные воспоминания, увы. Не вернуть.
Что надо сделать и предусмотреть, чтобы мирная водная прогулка не превратилась в сюжет для фильма о пиратах и морских приключениях?
Надо соблюдать правила пожарной безопасности. Интересно, что для маломерных судов, в отличие от сухогрузов и океанских лайнеров, они четко не прописаны. Это общие правила, вполне логичные и понятные. Но структурировать их можно.
Итак, есть 5 шагов профилактики пожаров на маломерном судне:
1. Знание конструкционных особенностей своего маломерного судна. При выборе судна для покупки ознакомьтесь с сертификатами на материалы, уточните: построено ли оно из негорючих материалов? Предусмотрена ли автоматическая система пожаротушения и установлена ли она заводом-изготовителем? Как и где размещены топливные баки и аккумуляторные батареи – это потенциальный источник мощного возгорания. Предусмотрена ли вентиляция в этих отсеках, так как аккумуляторы при зарядке и разрядке выделяют водород во взрывоопасной концентрации. Как размещены газоводы, имеют ли они теплоизоляцию?
2. Соблюдение технического регламента обслуживания.
Положено делать техобслуживание – делайте!
3. Действия судовладельца (судоводителя) при подготовке к выходу: проверил исправность всех систем на борту, провел осмотр двигателя, механизмов, включил систему пожаротушения. Укомплектовал средствами пожаротушения. Звучит сложно, на самом деле речь идет об углекислотных огнетушителях, которые применяются для тушения возгораний электропроводки. Перед выходом надо проверить их годность – время летит слишком быстро…
Если на судне установлен дизельный или бензиновый двигатель – то необходимо асбестовое полотно.
4. Особое внимание пожароопасным местам
При заправке – нельзя курить (согласитесь, это же относится к любой заправке топливом любого транспортного средства).
Горловины бака и канистры при заправке должны соприкасаться. Вспомните про статическое электричество: представьте, что по большой канистре течет топливо. Этот поток трется о пластиковую канистру! И вызовет маленькую искорку, достаточную для воспламенения паров горючего. И да, именно поэтому на заправках требуют выключать мобильные телефоны. Вовремя устраняйте подтекания и каплеобразования горюче-смазочных материалов.
Отсек машинного отделения положено вентилировать. Там есть кнопочка «Вентиляция машинного отделения». Просто нажмите перед началом эксплуатации.
Не допускайте оголенных проводов. Регулярно осматривайте кабель-каналы, провода, трубопроводы. На судне от вибрации они изнашиваются быстрее, чем в здании, и в неожиданных местах.
Не оставляйте без присмотра работающие электроприборы, работающий камбуз, различные обогреватели. Закрывайте вентиль газового баллона по окончании использования.
5. Ознакомление с правилами действий всей команды и пассажиров
Проинструктируйте находящихся на борту о действиях в нештатных ситуациях. Покажите расположение спасательных средств и огнетушителей.
На круизных лайнерах в обязательном порядке организуют учения для пассажиров и команды на случай возникновения пожара на борту. Конечно, с семьи и дружеской компании, отправившейся на живописный островок в выходные, этого официально потребовать не могут – но мы настоятельно советуем. Кстати, это и неплохое развлечение, и способ слаживания с семьей и друзьями.
При обнаружении возгорания:
Действуйте быстро. Маленькое возгорание можно затушить. А дальше оно перерастет в пожар.
Тушите огнетушителем, пожарным асбестовым покрывалом (кошмой).
Одновременно – обеспечьте эвакуацию людей.
Подайте сигнал бедствия по установленным каналам связи: диспетчер участка, ГИМС, судоходная инспекция услышат Вас по рации. По телефону – местная Служба спасения, и они пришлют пожарный катер или к ближайшему от Вас отрезку берега – пожарную машину.
Если повезет - вас услышит по радиосвязи проходящее мимо регистровое судно, и при возможности (если ему самому ничего не будет угрожать) - постарается помочь вам. Возможно, там есть чудо: Возимый огнетушитель морской (такой большой на колесиках, как на автозаправках). У них есть стационарная система пожаротушения – насосы, рукава, пожарные стволы (как пожарный кран в офисе). В любом случае они могут эвакуировать Ваших пассажиров.
Вам надо одновременно с предыдущими действиями принять меры к развороту судна таким образом, чтобы дым и огонь сдувало за борт, а не тянуло по судну ветром.
Если берег не далеко – направить судно к берегу. Это облегчит эвакуацию людей и подъезд береговых пожарных. Заодно и убережет судно от затопления.
Опять же – двигаться с учетом набегающего потока воздуха и ветра. Чтобы не допустить раздувания пожара и распространения его по судну. Возможно, Вам придется двигаться кормой вперед, задним ходом – если пожар на носу.
Конечно, те, кто скучает по романтике, где «пожар на корабле и в трюме течи» - может и пренебречь нашими советами. Но подумайте, скольким людям испортит жизнь и настроение такая непредусмотрительность.
В заключение - минутка красоты. Пожарный катер «Надежда» на охране пожарной безопасности объектов на Москве-реке. Зона оперативной готовности – 82 км. Это вселяет надежду!
Но правила пожарной безопасности – соблюдайте!