Среди многочисленных угроз и рисков, которые испытывает на себе человечество, наиболее распространенными являются пожары. Они наносят огромный материальный и моральный ущерб, имеют большую социальную опасность. Борьба с пожарами давно уже стала общественной потребностью, поэтому роль пожарной охраны и ее технической оснащенности в предупреждении и тушении пожаров постоянно возрастает. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно цивилизация ставит перед пожарной охраной все новые проблемы. Большое количество пожароопасных материалов, новые технологии производства и переработки продуктов создают опасность превращения любого возгорания в огромный пожар, имеющий катастрофические последствия по материальным убыткам и гибели людей.
Отсюда и главное: практически во всем мире пожарная охрана развивается в направлении многофункциональности, трансформируясь при этом в пожарно-спасательную службу. Важнейшими составляющими при этом становятся доставка к месту пожара огнеборцев и современного пожарно-технического вооружения. На выставочных площадях XIV Международного салона «Комплексная безопасность – 2023» широко представлены пожарная и пожарно-спасательная автомобильная и другая техника.
Ежегодно пожарная охрана получает из федерального бюджета средства на закупку оперативной техники, при этом основное внимание уделяется созданию и закупке новых видов пожарно-спасательной техники (ПСТ), развитию новых технологий тушения. Как следствие, появляются реальные возможности для структурной реконструкции (реструктуризации) парка пожарных автомобилей. Актуальность проблемы очевидна: она исходит из необходимости создания образцов ПА нового поколения, а также повышения эффективности и надежности техники, находящейся на вооружении в подразделениях.
Современный типаж пожарного автомобиля сформировался еще в первой половине XX века. Каких-то существенных изменений можно ждать лишь в том случае, если поменяются средства тушения пожаров, например, уйдем от воды и пенообразователей к порошкам, либо к другим средствам - из области фантастики,тогда поменяется и сама машина. А пока есть кабина водителя и боевого расчета, есть цистерна и отсеки для ПТВ и различные варианты комплектации по назначению. Все это убедительно показано в самом начале экспозиции салона на примере пожарного автомобиля 30-х годов прошлого века.
Легендарный ЗИС-5 и его пожарная «родня»
О знаменитых «трёхтонках» из военного лихолетья, боевых колесницах фронтовых дорог и рабочих лошадках тыла, слышали, конечно, многие. Но не все знают, наверное, что производство таких машин продолжалось свыше трёх десятков лет, и закончилось лишь в год 20-летия Великой Победы. И уж тем более далеко не всем известны технические нюансы устройства машин из той далёкой эпохи. Ассортимент грузовиков, автобусов, тягачей и спецмашин, созданных с использованием двигателей, агрегатов трансмиссии кабин и деталей оперения от ЗИС-5, достигает полусотни разновидностей.
НАША СПРАВКА
Пожарная машина ЗИС-11 (ПМЗ-1), как и другие разновидности шасси базового грузовика ЗИС-5, появилась в 1934 году. От шасси ЗИС-5, шасси «пожарки» отличалось наличием второго топливного бака на 60 литров, «переключающей» коробкой в трансмиссии и усиленной системой охлаждения двигателя. Дополнительная коробка в трансмиссии, управлявшаяся одним рычагом, и стоявшая после основной КПП, переключала привод от мотора либо на ведущие колёса, либо на пожарный насос.
Система охлаждения включала в себя дополнительный теплообменник в корпусе пожарного насоса и трубопроводы, соединявшие его с рубашкой охлаждения мотора, из-за чего общий объём системы охлаждения увеличился с 23 до 41 литра. Теплообменник не позволял пожарному насосу замёрзнуть при выездах в зимнее время. А вода в системе охлаждения двигателя дополнительно охлаждалась «внешней» водой, подаваемой на тушение огня, при работе мотора при повышенной температуре окружающего воздуха на месте пожара. Этих машин было выпущено чуть больше трёх тысяч.
На открытых выставочных площадках «Комплексной безопасности – 2023» - десятки самых разных по назначению пожарных автомобилей. Здесь не только собственно выставочные экземпляры, но и пожарные автомобили различных боевых подразделений ФПС-ГПС, принимающих в дни салона участие в многочисленных презентациях, соревнованиях и других мероприятиях.
Как разобраться в этом многообразии, уловить главное? Среди участников и гостей салона нам удалось найти самого главного и компетентного комментатора, а еще точнее - государственного заказчика всей этой техники – начальника Главного управления пожарной охраны МЧС России, генерал-лейтенанта внутренней службы Валентина Николаевича Нелюбова. Валентин Николаевич отлично знаком с этой техникой: он прошел все ступени профессионального пути огнеборца.
НАША СПРАВКА
Валентин Николаевич Нелюбов родился 15 сентября 1965 г. в г. Свердловске Луганской области.
С 1993 по 2003 год проходил службу на различных должностях в подразделениях государственной противопожарной службы г. Магадана. С 2003 по 2006 год занимал различные должности в подразделениях государственной противопожарной службы г. Иркутска, с октября 2003 по апрель 2004 года возглавлял пожарную часть № 5 г. Иркутска.
В мае 2006 года – начальник отдела службы и подготовки Управления организации пожаротушения Главного управления МЧС России по Иркутской области.
В июне 2008 года назначен на должность заместителя начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области (по ГПС).
В июне 2013 года назначен на должность первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области.
В марте 2014 года назначен начальником Главного управления МЧС России по Иркутской области.
С 16 октября 2019 года назначен врио начальника Главного управления пожарной охраны МЧС России.
Со 2 марта 2020 года - начальник Главного управления пожарной охраны МЧС России.
Неоднократно принимал участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
- в 2006 году в ликвидации последствий авиакатастрофы аэробуса А-310 в г. Иркутске;
- в 2007 году в тушении крупного пожара в производственных складах в г. Иркутске;
- в 2010 году в тушении пожара в производственном здании по производству алюминиевой пудры в г. Шелехово Иркутской области;
- в 2012 году в тушении пожара в резервуаре с нефтепродуктами в г. Ангарске и в кабельной шахте ТЭЦ – 11 в г. Усолье-Сибирское Иркутской области;
- в 2013 году в организации поисково-спасательных работ при крушении вертолета Ми-8 в Катангском районе Иркутской области, руководство тушением пожара в резервуарах нефтехранилища г. Ангарска Иркутской области;
- в 2013 году в организации поисково-спасательных работ при крушении вертолета Ми-8 авиакомпании Ангара в 6 км от н.п. Преображенка Катангского района Иркутской области;
- в 2016 году в организации поисково-спасательных работ при крушении самолета ИЛ-76 МЧС России, потерпевшего авиакатастрофу при выполнении боевой задачи по тушению природных пожаров в Качугском районе Иркутской области;
- в 2019 году руководил работами по ликвидации последствий летнего паводка, охватившего 11 районов Иркутской области.
За высокий профессионализм и личное мужество награжден государственными наградами - медалью «За отвагу», Орденом Почета, а также 11 ведомственными знаками отличия и знаком отличия Иркутской области.
Валентин Николаевич Нелюбов:
«Первая отличительная особенность этой выставки – появление двух высотных механизмов. Один на шасси КамАЗа, второй – на шасси Урала. Это 50-метровые лестницы. У нас был провал практически на два года, потому что был фактически один производитель – завод «Пожтехника» в Торжке – обанкротился. И вот этот сегмент - он оставался открытым. Как видим, не смотря на санкции, у нас появились свои такие лестницы и подъемники.
Второй момент. Не хотел, чтобы это выглядело как реклама, но нельзя не отметить Уральский автомобильный завод. Они показали универсальное шасси, которое уже с конвейера сходит с пожарными кабинами и установленным насосом. При этом вариант надстройки может быть любым. Производит такое шасси компания Уралпожзащита – прямая дочка самого Урала.
В рамках выставки «Комплексная безопасность-2023» Автомобильный завод «УРАЛ» представляет пожарно-спасательные автомобили. Это машины линейки «Урал NEXT» с колесными формулами 6х6 и 4х4: автоцистерны, пожарный автомобиль с лестницей, специальное шасси для пожарных автоцистерн.
Впервые автозавод представил пожарную автолестницу АЛ-52 на шасси «Урал С35510», предназначенную для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях и проведения других аварийно-спасательных работ. Максимальная рабочая высота подъема – 52 метра. Автомобиль укомплектован мощным 420-сильным дизельным двигателем. Бескапотная модернизированная кабина обеспечивает лучшую обзорность и управляемость в городской среде.
В экспозиции выставки несколько пожарных автоцистерн, среди которых АЦЛ-3.0-40. Они помогают проводить спасательные работы на высоте 24 и 30 метров. Все автоцистерны обеспечивают транспортировку боевого расчета, огнетушащих средств и пожарно-технического вооружения, подачу воды из цистерны, открытого водоема или гидранта через ручные и лафетные стволы, в том числе с высоты подъема лестницы, также может быть использована в качестве крана при противопожарных и спасательных работах. АЦЛ выступает как самостоятельная боевая единица, в качестве автоцистерны, автолестницы или как насосный автомобиль при работе «в перекачку» с другими автоцистернами.
Также представлены пожарный автомобиль с лестницей АЛ-30 на шасси «Урал-43206» и специальное шасси для пожарных автоцистерн на базе «Урал-5557».
Спецшасси широко используется для монтажа пожарной надстройки, состоящей из емкостей для огнетушащих веществ (цистерны и бака для пенообразователя), кузова с размещенным пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием. Уникальность этого автомобиля в установленной капотной кабине Next. Она доработана пассажирским сиденьем для размещения командира расчета в боевой одежде с дыхательным аппаратом и запасным баллоном, и подсветкой рабочего места. Кабина расчета пристыкована к кабине шасси, размещает четырех членов личного состава.
Начальник ГУПО МЧС России Валентин Николаевич Нелюбов продолжает свой комментарий:
«Горьковский автозавод показал на шасси микроавтобуса «Соболь Некст» штабной автомобиль. Там есть определенные нюансы по компоновочным решениям, которые нужно дорабатывать. Но в перспективе это уже модель, которая будет востребована».
«Проблема есть по легким цистернам. Мы такие закупаем для ликвидации ДТП. И в этом направлении плотно работаем с тем же Горьковским автозаводом, но это перспектива уже следующего года».
Говоря о современных тенденциях в развитии отечественного парка пожарных автомобилей, начальник ГУПО МЧС России отметил расширении линейки комбинированных пожарных автомобилей ПАНРК, АГМ, АБГ – три в одном, два в одном.
Например, АГМ - автомобиль газодымозащитной службы многоцелевой – это фактически автомобиль, который кроме газодымозащиты, имеет функции автомобиля связи и освещения, компрессорную станцию, плюс еще есть дополнительные компоновки – с беспилотными летательными аппаратами и другими возможностями.
ПАНРК сегодня это рукавный автомобиль и насосная станция.
ПАНРК 4,0/1,2-130 (6370)
Пожарный автомобиль с цистерной насосно-рукавный комбинированный (пожарный автомобиль насосно-рукавный комплекс) ПАНРК предназначен для доставки боевого расчета, вывозимого запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования к месту тушения пожаров, чрезвычайной ситуации в условиях слаборазвитой или разрушенной инфраструктуры.
В отдельной публикации едва ли возможно рассказать обо всей пожарной автомобильной технике, представленной в эти дни на площадках парка «Патриот». Мы еще не раз вернемся к этой теме. А пока хочется еще раз привести мнение о современной ситуации с развитием пожарной автотехники непосредственного руководителя пожарной охраны страны Валентина Нелюбова:
«Мы видим поступательное движение вперед. И то, что представлено на XIV международном салоне «Комплексная безопасность – 2023» - лучшее тому подтверждение!»