Пожарный спецназ в лицах. Геннадий Березин

Пожарный спецназ в лицах. Геннадий Березин

img

Развитие всей системы безопасности страны в послевоенные годы невозможно представить себе без создания специальной пожарной охраны. 9 октября 1947 года в составе Главного управления пожарной охраны МВД СССР был образован специальный отдел для организации и руководства подразделениями по охране особо важных и режимных предприятий.

Из поздравления главы МЧС России Александра Куренкова:

«Поздравляю вас с 77-й годовщиной образования специальных подразделений федеральной противопожарной службы России.
Служба стала пионером в области тушения и пожарной профилактики на уникальных предприятиях военно-промышленного комплекса. На сегодняшний день более 23 тысяч сотрудников обеспечивают безопасность стратегически важных объектов. Под их охраной - 36 закрытых территорий и город Байконур, более 300 особо важных и режимных организаций. Весомый результат общих усилий - спасенные человеческие жизни, развитие предприятий оборонного комплекса, энергетики, атомной и авиационной промышленности.
История специальных подразделений МЧС России богата примерами самоотверженности и мужества, отваги и доблести при ликвидации технологических аварий и тушении пожаров».

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию выступление ветерана специальной пожарной охраны Геннадия Александровича Березина на торжественном мероприятии к 90-летию Главного управления пожарной охраны (ГУПО), которое прошло 1 октября 2024 года в Академии ГПС МЧС России.

«О специальном управлении можно говорить очень много, потому что это история нашей страны. В 47-м году перед страной стояла задача создать атомный проект. И на пустом по существу месте началось строительство огромного количества объектов по данному проекту. Значимость их была настолько велика, что и режим секретности был настолько же велик. Требовались профессиональные кадры, которые могли бы рассматривать проекты, давать заключение, контролировать строительство, принимать в эксплуатацию. О том, на каком уровне поднимался этот вопрос, говорит, например, такой факт – в мои руки попал документ, подписанный Лаврентием Берия, который писал начальнику КБ-11 города Арзамаса, что на территории стройки неисправен пожарный гидрант, и предлагал в недельный срок устранить. То есть даже таких мелочей не было.

Арзамас-16, ныне – Саров

«Я практически 55 лет в системе специальной пожарной охраны.
Мы всегда были связаны с практикой. 150-200 дней в году мы были в командировках. И причем очень интересно ставились вопросы. Начальник спецуправления Соколов Виктор Михайлович, примерно так ставил задачу: не только проверять состояние дел, но и выявлять достойных людей. Мы приезжали и спрашивали, покажите свою работу. Если показывали – значит были одаренные люди, интересные. Мы тут же забирали их и выдвигали на вышестоящей должности. Майор мог оказаться на полковничьей должности очень быстро. Для этого требовалось только показать свою работу. Продвижение было очень большое, сильное.

НАША СПРАВКА
Соколов Виктор Михайлович (1931 - 1996) - генерал-майор. Начальник Специального управления ГУПО МВД СССР.
Соколов В.М. родился в 1931 г.  в Ленинграде. Службу в пожарной охране начал рядовым пожарным ОВПК № 36 Свердловского РУПО г. Ленинграда. В 1952 г. окончил Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР, в 1959 г.  - Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова. Прошел путь от рядового пожарного до заместителя начальника Главного управления пожарной охраны и АСР МВД СССР.
Долгое время Соколов В.М. возглавлял Специальное Управление ГУПО МВД СССР. Более 25 лет занимался вопросами обеспечения пожарной безопасности оборонного комплекса государства, противопожарной защитой новейших технологий на предприятиях ракетно-космической, химической промышленности и ядерно-оружейного комплекса. В 1977 г. Соколов В.М. принимал активное участие в формировании войсковых подразделений по охране спецобъектов. В годы Чернобыльской трагедии был командирован на место катастрофы, где непосредственно руководил противопожарной службой.
Правительство высоко оценило труд Виктора Михайловича Соколова, он награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За отвагу на пожаре», другими медалями и наградами.

«Задачи невероятно сложные. Ну, например, космос. Вот я практически 25 лет непосредственно занимался космосом. Представьте себе какой был уровень: министр общего машиностроения Афанасьев Сергей Александрович сам звонил начальнику спецуправления по «кремлевке» и просил ежегодно докладывать обстановку на коллегии министерства. Ну что это? Фантастика, такого больше нигде никогда не было. На коллегии, где были генеральные конструктора космических изделий и где поднимались вопросы пожарной безопасности… И ежегодно такие мероприятия проводились.

«Космический» министр СССР Сергей Александрович Афанасьев

Начиная еще с атомного проекта, не было нормативной базы. Ее надо было создавать. Она создавалась, создавалась с трудом, но достаточно успешно. Срывов в плановых заданиях не было. Ну, начиная вот, например, жидкий водород. Буран-Энергия – комплекс на водороде. Энергия летала на водороде. Пламя, горение водорода, оно не видно простым глазом. На предприятии в Подмосковье произошло стравливание 40 тонн жидкого водорода, который от статического электричество взрывается. Большие разрушения и все остальное прочее. Стоит задача немедленно разработать мероприятие, чтобы это не допустить. Совместно с ВНИИПО в сжатые сроки были проведены испытания и задача решена. Я не буду говорить, что наши специалисты решали вопросы такие, как обеспечение пожарной безопасности объектов космодрома Байконур, который охраняются специальными подразделениями пожарной охраны. Раньше был Семипалатинский полигон. А вы представляете, как организовать пожарно-профилактическую работу на строительстве подводных лодок? До тысячи человек находятся на площадке размером в два футбольных поля, высотой с девятиэтажный дом. Одновременно идут сварочные работы, покраска, наладка оборудования.

Кроме того, руководство военно-морского флота просило наших газо-дымозащитников выходить в плавание на ходовые испытания. Наши ребята выходили, естественно, получали за это государственные награды. Достаточно к этому вопросу относились хорошо, и наших специалистов постоянно награждали. Или приведу последний, может быть, пример. Требуется отработать на земле сверхмощные ракетные двигатели. Как? Они должны пойти в разнос и взорваться. Не делать же испытания в космосе, надо делать на земле. Запланировано десяток таких испытаний. И примерно так, сидишь в бункере, раздается взрыв, наши ребята идут, генеральный директор говорит, генеральный конструктор – назад, сейчас будет еще страшнее взрыв, даешь отбой. Опять вперед, назад, вперед, назад, а больше уже никого желания нет, чтобы идти вперед, а надо! И мы решали вопрос. Решали так... Вот, например, на эти испытания раньше выезжало 20-30 пожарных машин из гарнизона города Москвы. Целый отряд выдвигался на проведение этих испытаний. В конце концов были разработаны нормативные документы, были разработаны технологии, оснащена база, и эти вопросы решили. А еще были объекты Минатома. В Портвино был ускорительно-накопительный комплекс 21 км длиной. Надо было решить вопросы противопожарной защиты. Был создан нормативно-технический совет, который непосредственно решал эти вопросы. В этот совет входили даже академики. И в конце концов, вопросы решили. Решили изменение реверсивных потоков, то есть перенаправить потоки, чтобы дымоудаление шло в определенные стороны, чтобы можно было добраться до места пожара.

Большой коллайдер в Протвино

Вообще сложных вопросов было много. Опускается человек на 100 метров в глубину под землю, а как ему выбраться назад, как радиообмен поддерживать. И все эти вопросы решались. То есть шел большой, творческий, научный поиск технических решений. Работать было очень интересно, очень насыщенно.
А вот еще информация, которую далеко не все знают и представляют себе. Мы были связаны со многими историческими датами. Ну, например, я был на 25, 26, 27 съездах Коммунистической партии, где весь цвет нашего государства собирался. Надо было обеспечить пожарную безопасность этих мероприятий! И мы это делали! Продолжают это делать и наши коллеги сегодня.
Спецподразделения пожарной охраны с 1947-го года по настоящее временя не только сохранены, но и быстро развиваются.
Пожарный спецназ нужен, и задачи свои выполняет.

Остается только поблагодарить нашего рассказчика и поздравить всех сотрудников специальной пожарной охраны – и действующих и ветеранов – с 77-летием создания службы!

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Теги